«Соберись, не плачь, надо жить дальше»
У женщины, недавно потерявшей ребенка, нет ресурса собраться, не плакать и думать о будущем. Она проживает свой драматический опыт и не сможет «жить дальше», пока не пройдет все этапы горевания.
Подобные слова блокируют процесс проживания травмы, не дают боли выйти наружу, а значит, тормозят процесс исцеления. Фразы типа «сколько можно, перестань об этом думать, хватит циклиться на горе» только подчеркивают беспомощность женщины и даже могут вызвать агрессию.
Представьте: человек сломал ногу, а мы ему говорим: «Соберись, не ной, встань и иди».
Он сможет встать и пойти, когда срастется кость и восстановятся мышцы, но никак не раньше. Точно так же и с нашими душевными травмами.
«Тебе еще повезло. Бывает и хуже»
Мы хотим поддержать, рассказывая о других человеческих трагедиях: о потерях уже рожденных детей, о невозможности стать матерью. Но женщина слышит только одно: «Твое горе — это ерунда, это несущественно, просто ты настоящего горя не хлебнула».
Понятно, что в мире много проблем и есть более сложные ситуации — но едва ли рассказ о чужой беде облегчит собственные страдания, а вот выбить и так уплывающую из-под ног почву вполне может.
Любые сравнения типа «Маша уже двоих потеряла и ничего, потом родила» будут отвлекать женщину от переживания своего собственного состояния. Между тем в опыте горя критически важно прожить все эмоции, которые связаны с потерей.
«У тебя был маленький срок, это был не человек, а просто несколько клеток»
Женщина, которая потеряла малыша на раннем сроке, как будто не имеет права на сильные переживания. Ей говорят: «Там еще никого не было, хватит плакать». Но дело в том, что срок потери беременности никак не определяет силу и степень переживания мамы. Для женщины это реальное горе, ребенок уже существовал в ее психическом пространстве, она мечтала, каким он будет и как она будет о нем заботиться.
Когда мы называем нерожденного малыша «сгустком клеток», то это не просто небрежное отношение — это прямое оскорбление, обесценивание и абсолютное нарушение границ. Такое отношение может стать отдельной травмой для человека.
«Это естественный процесс — организм избавился от нежизнеспособного эмбриона»
Так часто говорят врачи, чтобы утешить женщину. Но женщина почему-то не утешается. Наверное, потому что в этот момент она находится в особо уязвимом состоянии и какие-то естественно-научные объяснения ей до лампочки. Подобные фразы нужно говорить аккуратно, учитывая состояние женщины.
С другой стороны, фраза «такое случается» — это констатация факта, она может стать поддерживающей, если сказана вовремя и с правильной интонацией.
Нам важно знать, что не мы одни потеряли ребенка во время беременности, что это действительно естественный процесс и так иногда происходит. Но при этом мы хотим чувствовать, что собеседник понимает глубину нашей потери и уважает наши чувства.
«Ты молодая, родишь другого»
Видите ли, в чем тут дело. Если у вас есть левая нога, то это не значит, что вы не расстроитесь, потеряв правую. Так и один ребенок никогда не заменит другого. Каждый из детей — единственный и любимый для своей матери.
Не важно, сколько у женщины уже родилось детей. Не важно, сколько она родит потом — эти дети ценны сами по себе, но не заменят умершего ребенка. Сейчас женщина оплакивает именно ушедшего малыша, и имеет на это полное право.
Какие фразы уместны? И почему мы часто не знаем, что сказать близкому человеку, потерявшему ребенку? Читайте в проекте о перинатальных потерях #надопоговорить, подготовленном Mail.ru Group и сервисом Добро Mail.ru.
Текст подготовила Екатерина Мазеина
Читайте также: