Пусть малыш получит в свое распоряжение альбом, листы бумаги, тетрадь, разноцветные карандаши, фломастеры или краски. Не мешайте ему, не навязывайте сюжет картины, не делайте замечаний. Ваше дело – наблюдать и поощрять, если потребуется. Дети обычно активно комментируют свои действия, выбор краски, сюжета. Это вполне нормально, и говорит о психологическом благополучии вашего чада. Но не стоит расстраиваться, если ребенок отказался рисовать, лучше спокойно разберитесь в ситуации – возможно, он просто устал или увлекся другой игрой.
У подруги на днях кофеек попивала, и с мелким рисовали. Он попросил, и я нарисовала большую пожарную машину, потом легковую красную с человечком-водителем. В машину были «заказаны» серые сиденья и красная футболка водителя. Солнышко с лучиками. А малышня взял и нарисовал тучу! Вопрос к знатокам – ребенок в депрессии, или у них дома сложная психологическая обстановка? Да просто ребенку попался черный фломастер, и он принял участие в создании нашего «шедевра».
Детский рисунок – это нечто вроде моментального «снимка сознания». На картине изображаются сиюминутные переживания, выражаются чувства, отношения главного героя к какому-либо конкретному событию.
Сюжет рисунка – это почти всегда выражение чувств к текущей ситуации. Например, у вас болеет дедушка, недавно завели котенка, переехали на дачу. Иногда малыш изображает на бумаге собственную картину мира – свою семью, няню, совместный поход в кино или цирк. У детей никогда не бывает случайностей в творчестве, если на картинке нет бабушки, малыш четко знает, куда она делась, и может это объяснить. Традиционно мальчики больше любят рисовать всевозможные машины, стройку, солдатиков, а девочки – принцесс с короной и в кринолинах, невест в фате. Так, пусть пока только в фантазиях, они готовят себя к ролям, которые предстоит пережить во взрослой жизни.
Самых любимых и значимых людей дети всегда рисуют на переднем плане. Если члены семьи держатся за руки и изображены близко стоящими, значит, между ними есть тесный контакт. Приглядитесь, кто на рисунке стоит позади всех и кто самого маленького роста – этим людям отведена роль незаметного и малосимпатичного члена семьи, даже если это ее глава.
Обратите внимание, как нарисованы мама и папа – вместе или порознь? Есть ли на картине несуществующие братья и сестры? Их наличие говорит о том, что юному художнику не хватает общения со сверстниками. Ну а если на рисунке нет самого главного героя, собственно, автора творчества, то, скорее всего, он чувствует себя одиноким. Все фигурки изображены мелкими – малыш не верит в себя, ощущает себя незащищенным и слабым. А не слишком ли вы с ним строги?
Дети любят выделять значимых для них людей, многократно обводя контуры их фигуры. Про этот выделенный объект надо обязательно расcпросить автора подробнее. С точки зрения психологов, такое выделение может указывать как на любовь малыша, так и на страх перед этим человеком. Иногда малыш сам подсказывает сопутствующими деталями, например, цветком в руке. А вот если кроха окружил себя на картине феями, игрушками – стоит насторожиться. Возможно, ребенку комфортнее в выдуманном мире, чем в реальном.
Мой сын как-то тоже принес шедевр – учились в школе светотени и карандашному рисунку. «Ночные бабочки на ветке» – вы бы видели этих монстров! Не знала бы, что школьное задание, испугалась бы.
Не стоит обращать пристальное внимание на слишком длинные или короткие руки-ноги – у малыша пока еще не развито чувство пропорции. А вот если на картинке много зубастых и злых животных, значит, малыш почему-то чувствует себя неуютно и, может быть, кого-то или чего-то боится. Попробуйте осторожно расспросить его и аннулируйте объект страха, например, пририсовав для этих животных цирковую арену и горящий обруч, то есть, обратив все это в игру. Потом нужно попытаться избавиться от страхов и в реальной жизни, возможно, с помощью психолога.
Если малыш слишком много или неоправданно использовал какой-то один цвет, надо узнать у него, почему. Может, ребенок не уверен в том, что он сможет не бояться, например, соседской собаки, или у него не получится помириться с приятелем. Почему-то все родители считают черный цвет в рисунках признаком негатива. Но этот цвет привлекает детей тем, что кажется им самым ярким, ведь цветовосприятие у них пока еще незрелое. Черный – это не обязательно цвет агрессии, и мама, одетая на рисунке в платье черного цвета, на самом деле изображена, по мнению художника, самой яркой и самой красивой на свете. Кстати, возможно мама действительно носит одежду такого цвета, чтобы казаться стройнее.
По мнению психологов, нежные оттенки цветов (бледные тона желтого и розового, синий и голубой) чаще всего используют для рисунка тихие и мечтательные дети. А вот яркие и сочные тона (оранжевый, лимонно-желтый, ярко-малиновый) предпочитают непоседливые и жадные к впечатлениям и приключениям малыши. Тихие и уравновешенные дети выберут зеленые и коричневые цвета всех оттенков, а если ваше чадо умеет настоять на своем, то на его рисунках вы найдете много деталей, раскрашенных красным цветом. Если на альбомном листе сплошь и рядом контрастные сочетания цветов, то вполне возможно, у малыша неспокойно на душе. Что интересно, наиболее привлекательным для детей в выборе красок для картины и в одежде является фиолетовый цвет. Специалисты объясняют это сильно развитой фантазией и пока еще незрелым эмоциональным фоном.
Напоследок, еще одно интересное наблюдение: малыш раскрашивает собственное изображение и образ самого любимого своего человека краской одного цвета.
Детские рисунки – хороший тест на эмоциональное состояние ребенка, мы его часто используем в своей работе. Родители тоже могут воспользоваться этим инструментом, только надо помнить, что рисунок, вполне адекватный для 3-летнего летнего малыша, может свидетельствовать об отклонениях в 7-8 лет. Лучше обратиться к психологу, если:
• ребенок 8-10 лет рисует, как двухлетка, его рисунок больше похож на каракули;
• любимыми темами в рисунках являются заброшенные дома без окон и дверей, одинокие чахлые деревья на краю обрывов;
• изображение человека находится в нижнем углу, маленькое по отношению к размеру листа (помните рисунок Карлсона?);
•ребенок часто и неуместно рисует глаза, ауры;
•все всегда рисуется только одним цветом.
И самое важное – любой рисунок, особенно их серия, может предоставлять диагностический материал, но не может отдельно служить для постановки диагноза.