Zoom за разум: можно ли нормально учиться онлайн?

Колонка Маши Трауб.

284ab2c9-ae0a-4e02-86c1-04759177fbf7
Источник: pexels.com

Родители школьников шутят в соцсетях, что в процессе освоения дистанционного обучения стремительно прошли все стадии восприятия неизбежного — неприятие, гнев, сделка. И сейчас находятся на стадии депрессии. До пятой, заключительной стадии — принятие — точно никто не дотянет.

Когда детей только перевели на дистанционное обучение, родителям казалось, что проблемы с электронным дневником, который не выдерживал нагрузки и зависал сутками, — просто ужас. Бесконечное фотографирование домашних заданий, сканирование, прикрепление, отправление в электронный дневник и заодно на личную почту учителя — бессмысленный, выматывающий нервы процесс. Тесты, которые не грузятся, видео, от которых ноутбук самостоятельно уходит в режим сна или перезагрузки.

Спустя две недели эти проблемы кажутся сущей мелочью по сравнению с главной проблемой — дети перестали учиться вообще.

На вопросы учителя: «Почему половина класса до сих пор не прошла тест и не сдала домашнюю работу?» у детей наготове ответ: «Это не я, я отправлял. Это дневник виноват. У меня опять ошибка системы!» Что в половине случаев — чистая правда.

Еще неделю дети с родителями осваивали Zoom. Словарный запас пополнился понятием «идентификатор конференции». В теории у детей должно быть четыре онлайн-урока в день, согласно требованиям СанПиНа. С 15-минутной переменой. Предполагается, что за это время у детей не вывалятся глаза и не жахнется зрение. Практика показывает, что СанПиН просто не знал, о чем говорил. В аптеках помимо антисептиков востребованным товаром стали глазные капли — для родителей, которые взяли на себя техническую часть «домашки».

Дети, бледные, с синими кругами под глазами, запертые в квартирах, жалуются на головные боли. Те, кого родители вывезли на дачи, вообще ни на что не могут пожаловаться — у них связи нет.

Родители сообщили классной руководительнице, что «домашку» ни делать, ни сдавать не имеют возможности. Не на всех дачах есть интернет. У нас есть дача, и там есть Сеть, но только если ноутбук держать на вытянутой руке и сидеть на крыше дома. Поэтому мы остались в Москве.

У нас в доме три ноутбука и два стационарных компьютера, не считая планшета и телефонов. И их не хватает. Как и комнат. Кабинет отца, он же библиотека, стал самой востребованной комнатой в квартире. Там, поближе к роутеру, интернет летает. В дочкиной комнате — глухое место. Я, муж, сын и дочь передвигаемся по квартире с гаджетами, сверяя расписание лекций, уроков, конференций и видеозаписей.

Классная руководительница настоятельно попросила родителей зарегистрировать детей в Zoom под настоящими именами и фамилиями. Никаких прозвищ, вроде Полик-Лелик, Катюха-красотка, а также Пончик, Могила, Колесо.

73484a1b-c233-41ef-bc43-0d8035107c4c
Источник: pexels.com

Дочь пользуется моим ноутбуком, где Zoom был зарегистрирован на меня. И учительница географии весь урок называла ее Машенькой. Дочь, почти рыдая, говорила, что она Сима, а компьютер — мамин. Пришлось мой Zoom переименовывать.

Так уж потом получилось, что я участвовала в важной видеоконференции под именем сына, воспользовавшись его ноутбуком, поскольку на моем у дочери шли уроки. Было смешно — сидит женщина, которую зовут Василий.

В кабинете главы семейства — как в самой большой комнате — проходят не только видеозаписи, но и тренировки дочки. Спортсменов тоже перевели на онлайн-режим.

Сын-студент учится онлайн. Лекции, семинары. Но тут я зашла к нему в комнату и увидела, что он стоит в футбольной форме своей университетской команды и держит на ноге мяч, вроде как чеканит. Дочь фотографирует. Потом сын снял форму и взял гантели. Поднял два раза. Дочь продолжала съемку.

— Это что? — спросила я.

— Отчет по физре. Дважды в неделю надо отправлять, как я занимаюсь спортом, — ответил сын, заваливаясь на кровать.

— А мне доклад про здоровый образ жизни писать, — грустно заметила дочь.

У нас в школе еще ничего — вести занятия в режиме конференций могут не все учителя. Точнее, мало кто. Некоторые взяли больничный. Домашние задания задают, но не больше обычного.

Одна моя знакомая мама поделилась криком души — у них нет онлайн-занятий, есть только «домашка» гигантских размеров. По всем предметам. И сдавать нужно не позднее десяти вечера текущего дня. Кто не сдал — двойка в журнал. Целыми днями они с дочерью делают домашнюю работу. Больше ни на что не хватает времени.

По родительским чатам распространяется заявление одной родительницы. Многие пишут, что это фейк, но я верю, что бумага реальна. Мама пишет, что отказывается от дистанционного обучения своего сына, поскольку оно, то есть обучение в подобном формате, наносит вред здоровью не только сына, но и остальных членов семьи, включая бабушку, которая и так в зоне риска. И мама официально соглашается на то, чтобы ребенку поставили двойки, тройки, округленную оценку за счет прошлых заслуг, не аттестовали, но она больше не может и не хочет.

Дистанционное обучение себя не то чтобы не оправдало, а дискредитировало. Оно не про знания, а про галочку.

Учителям не легче. Мне кажется, они сейчас как врачи — в зоне риска, герои, которые совершают подвиги каждый день. Они проверяют «домашку» по присланным фотографиям — кривым, косым, перевернутым. Пытаются вести уроки, не видя детей, а только слыша их голоса — если все включают видео, то Zoom не выдерживает нагрузки.

485d9a49-1f5d-44af-babc-d66e18bd101b
Источник: pexels.com

А если вдруг видео решено не отключать, то вместо детей появляются коты, завывающие собаки, морские свинки и другие домашние питомцы, которых дети норовят продемонстрировать учительнице и одноклассникам. Кто-то ест суп, кто-то хрустит чипсами. Пьют чай, расчесываются, ковыряют в носу, переодеваются прямо во время урока. Лежат, стоят на голове, на руках, прыгают, задирают ноги в камеру. Кто-то кричит, что не слышит, кто-то хихикает, кто-то самовыражается в чате.

Одна знакомая учительница искренне призналась, что не знает, как быть. Если она дает только «домашку» и не проводит онлайн-урок, родители начинают возмущенно писать в чат: «Зачем тогда вообще учитель нужен?» Если она проводит урок, объясняет тему и дает тест, результат тот же — все недовольны.

Ребенок не слышал, не понял, выпал из конференции на десять минут. Как он может написать тест по новой теме?

Не знаю, что будет дальше. Нашу семью спасает отец семейства, который как вставал по будильнику и поднимал всю семью, так и продолжает это упорно делать. Режим дня мы блюдем жестко. Спасают еще и тренировки. Кажется, наши тренеры будут заставлять девочек-гимнасток сидеть на провисах в шпагатах и отрабатывать элементы, пока метеорит на упадет на землю. Даже если Земля сойдет с собственной оси, моя дочь встретит это событие, накачивая пресс и спину под счет тренера.

Смотрите наши видео

Контент недоступен