МОСКВА, 15 июл — РИА Новости, Мария Марикян. Станислава Войцеховская из Краснодара воспитывает шестилетнего сына с аутизмом и ведет блог о том, как он развивается. Чтобы немного подзаработать, включила рекламу. За три месяца набралось восемь тысяч рублей. В Пенсионном фонде сочли, что мать-одиночка официально трудоустроилась: лишили ее пособия по уходу за ребенком-инвалидом и потребовали вернуть уже выплаченное. Как помочь родителям в такой ситуации, разбиралось РИА Новости.
Заметки в блоге
Станиславе 29. Работала на кафедре философии в краснодарском политехе, училась в аспирантуре и готовилась к защите кандидатской. В 2014-м родился сын. «Ребенок в приоритете. Думала, Женя в сад пойдет, займусь научной работой. Но сложилось иначе», — рассказывает она.
В два с половиной года Жене поставили диагноз — «расстройство аутистического спектра». Пенсию по инвалидности и пособие по уходу оформили, когда ему исполнилось четыре. Общая сумма — около 26 тысяч в месяц. С отцом мальчика Станислава в разводе и на его поддержку не рассчитывает. Деньги тратит в основном на реабилитацию и коррекционные занятия в частных центрах. На счету каждая копейка.
Устроиться на работу она не может, мальчика одного не оставишь. В свободные часы фотографирует — помогает безвозмездно благотворительным фондам.
В конце прошлого года Станислава завела блог на «Яндекс. Дзене». Пишет короткие заметки о ребенке: «Проблемы со сном», «Как пришлось учить сына пить невкусные лекарства», «Первый отдых на природе», «Как установить контакт с маленьким аутистом». Подписчиков у канала немного, около восьмисот.
«В блоге предусмотрена функция: если за неделю пользователи не меньше семи тысяч раз просматривают публикацию до конца, можно подключить монетизацию и получать деньги за размещение рекламы. Что я и сделала в середине февраля. Все просто — у платформы публичная оферта, нужны только персональные данные. Именного договора нет. Монетизация отключается одним нажатием кнопки. За тысячу дочитываний заметки — около 50 рублей», — объясняет Войцеховская.
За три месяца с марта «накапало» чуть больше восьми тысяч. Женщина рассказала:
В мае не пришло пособие по уходу — десять положенных тысяч. Отправилась в ПФР. Говорят: выплату отменили из-за моего трудоустройства. Я не сразу поняла, о чем речь — ведь я круглые сутки с Женей.
Выяснилось, что из налоговой поступила информация о деньгах за рекламу в блоге. Раз теперь есть работа, пособие не полагается. Сведения о доходах приходят с трехмесячной задержкой — поэтому среагировали не сразу: в марте и апреле начислили «то, что не положено».
С юридической точки зрения к работникам ПФР не придраться — они ссылались на постановление правительства No 397. Там указано: выплата отменяется с появлением доходов. Войцеховская не знала, что учитывают даже поступления с «Яндекс. Дзена».
Посмотрите галерею самых многодетных звездных мам:
«Информация о деньгах за рекламу дошла до налоговой — платформа отправляет туда отчисления. Я получила совсем небольшую сумму, на рабочую ставку никак не тянет, — рассказывает Станислава. — ПФР потребовал вернуть пособие за март и апрель. Чтобы возобновить выплаты, нужно предоставить документ о расторжении трудовых отношений. Но поскольку договор не заключали, заявление можно подать в свободной форме. Я отключила монетизацию в июне. Пособие начислят не раньше, чем через три месяца — все из-за задержек».
«Никакие выплаты не покроют затрат»
О сложившейся ситуации мать-одиночка рассказала в соцсетях. Тут же нашлись добровольцы — собрали для Станиславы и Жени больше 160 тысяч рублей.
«Погасила долг перед ПФР, остальное отложила на реабилитацию. Никакие выплаты не покрывают затрат на детей с аутизмом. Теперь у нас есть возможность записаться на ABA-терапию — это эффективная методика, основанная на выстраивании поведенческих моделей. По ней работают только в частных центрах, стоимость — 24 тысячи в месяц, — говорит Станислава. — Еще пройдем два курса биоакустической коррекции (применяется для лечения расстройств нервной системы. — Прим. ред.). И продолжим то, что обычно оплачиваем сами: иппотерапия, сенсорная интеграция и прочее. Из бесплатного у нас только дефектолог и психолог. Впервые мой сын получит помощь в необходимом объеме».
Женщина опубликовала петицию с просьбой не лишать пособия родителей, не имеющих возможности трудоустроиться на полную ставку. Станислава считает необходимым разрешить им подработку с доходом не выше МРОТ. Набралось уже больше 40 тысяч подписей.
В обращении она подчеркивает: так родители смогут оплачивать дополнительные занятия со специалистами: «Чем больше абилитации (лечебные, психологические, педагогические или социальные занятия. — Прим. ред.) получает ребенок-инвалид, тем выше шансы на самостоятельное или сопровождаемое проживание в будущем. Экономически это выгоднее для государства, чем полное финансирование его содержания в ПНИ (психоневрологическом интернате)».
Станислава уверена, что нововведение пойдет на пользу и родителям: «У многих высшее образование, желание самореализации. Мы бы сохранили хоть какую-то связь с профессией».
«Это недопустимо»
Войцеховскую поддерживают и другие родители детей-инвалидов. «Я не единственная, кого лишили выплат. Например, одна женщина, детская писательница, получила небольшой гонорар за книгу. Теперь она должна Пенсионному и осталась без пособия. Мужчина из Челябинска, как и я, „попался“ на блоге. Но в нашем случае разовые доходы не должны приравниваться к полноценному трудоустройству», — считает Станислава.
Ее мнение разделяют и в Общественной палате. Член ОП и председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец направила в ПФР, Госдуму, Совет Федерации и премьер-министру письма с просьбой разрешить родителям детей-инвалидов подработки с оплатой не выше прожиточного минимума. Она поясняет:
Инициативу нужно расширить — она должна касаться всех родителей, которые ухаживают за инвалидами любого возраста. История с матерью из Краснодара, которую попросили вернуть деньги в ПФР, конечно, возмутительна. Согласно нынешнему законодательству, любой доход, даже рубль, лишает пособий. Это недопустимо.
Дополнительных бюджетных средств не требуется, подчеркивает Волынец. «Многие родители уходят в серый сектор экономики, чтобы зарабатывать с сохранением пособия, но все их деньги в итоге уходят на лечение. Того, что оплачивает государство, недостаточно».
Станислава настаивает: таким, как она, надо разрешить работать официально, и не только удаленно. И очень надеется, что ее услышат.
Читайте также: Аутизм — как не пропустить «первые звоночки». И смотрите полезный ролик: