Психическое здоровье подростков ухудшается, в школах нет настоящих врачей и грамотного контроля за соцсетями, а изоляция еще сильнее обострила эти проблемы. Как нужно предотвращать агрессию и почему «контроль слухов» и «антикризисные команды» тут не помогут? Заслуженный учитель РФ, академик РАО и директор Центра образования No 109 Евгений Ямбург убежден, что начинать нужно не с регламентов, запретов и ограничений.
— Анализ произошедшего идет традиционно советский, поверхностный. Пресс-секретарь президента Татарстана заявила, что проверят все школы на предмет охраны и соответствующей документации. В результате обычная наша история: директора школ, вместо того чтобы вникать в суть вопроса, должны будут заниматься подробнейшими справками, когда выявлены будут, конечно же, недочеты: где-то печати нет, где-то справка не та и так далее. Между тем, есть гораздо более грозная ситуация. Хватит уже бить по хвостам, надо смотреть на причины.
Из школ ушла медицина
Я вам говорю как человек, который работает на стыке медицины и педагогики уже четверть века. Растет количество заболеваний подростков в сфере психоневрологии. Невротизм нарастает во всем мире, это общецивилизационная проблема. Мы имеем дело с нездоровым поколением. По данным Союза педиатров, у нас полностью здоровых не более 12,5%. В этих условиях была сделана преступная ошибка — фактически полноценную медицину убрали из школы. В 90-е годы, в первую очередь, в городах были созданы медико-психолого-педагогические службы, которые, начиная с детского сада, занимались тем, что выявляли проблемы детей, чтобы лучше держать их под контролем, оказывать им помощь. В том числе детей с ментальными заболеваниями. А что произошло в последующие 2000-е годы? Их разделили по ведомствам.
В результате сегодня, кроме Москвы, которая, конечно, в особом положении, в школах и в детских садах есть приходящий медицинский персонал — это медсестры и педиатры. Что они могут сделать, вахтовым методом приходя, проверяя и уходя? Нужны психологи, неврологи, дефектологи и, я не побоюсь этого слова, психиатры. Потому что только такой комплексный анализ может выявить детей проблемных и вовремя профилактировать такие вещи. А сегодня психиатра не пускают за километр на школьную территорию.
Нет понятия «семейный врач»
В реформировании нуждается и сама система здравоохранения. Огромная беда заключается в том, что так называемый семейный врач был уничтожен как класс. Что такое семейный врач? Объясняю. Это человек, который лечил бабушку и дедушку, родителей и детей. Он знает взаимоотношения в семье, знает угрозы наследственных заболеваний, начиная от онкологии, кончая ментальными заболеваниями, он знает о внутрисемейных конфликтах. Его главное оружие — это разговор. Он фактически не лечит, он настраивает родных на правильное поведение и лечение.
Мы же пришли сегодня к так называемой специализации, когда больной приходит к терапевту. Повернувшись спиной, он забивает в компьютер его данные — у него 12 минут на прием, говорить ему некогда, надо направить пациента на прием к узкому специалисту. Он никогда не видит человека целиком. Зато у нас появилась такая узкая специализация — нужно, не нужно, специалист по левому уху, специалист по правому уху и так далее.
В этой ситуации хочу сказать, что необходимо полноценное возвращение медицины в школу. Здесь депутатам нужно не опять по хвостам бить и нормативные документы проверять, а решать проблемы. У меня в школе работает врач, и у нее не идет медицинский стаж. То есть врач или медсестра, которые приписаны к школе, ущемлены по самому главному, экономическому показателю. У них не будет соответствующей пенсии.
Нет грамотного контроля за соцсетями
Следующая причина. Если брать этого подростка, то одна из главных проблем — это одиночество в семье. Родителям, которые заняты добычей средств пропитания, не до ребенка. Вот он и уходит в сеть. Это одиночество усиливается одиночеством в школе, бесприютностью. Он не смог закончить колледж, его выгнали на улицу, он шляется. Куда ему деваться? Здесь выход простой. Не получилось получить образование в колледже, колледж должен отвечать за его трудоустройство.
Триггером, спусковым крючком может быть все что угодно. Например, это может быть девушка, которая ушла к другому, поэтому он будет убивать и соперника, и всех, кто попадется в том числе, бестактных педагогов, которые его унизили. Травля, буллинг со стороны соучеников. Все это накапливается, накапливается, а они тихушники, эти дети, они же ничего этого не проявляют. И так было всегда. Когда мне говорят, что буллинга не было в СССР, это ложь — откройте, посмотрите фильм Ролана Быкова «Чучело». Он был, везде он был. Посмотрите «Повелитель мух» и так далее. Но раньше был только в стенах школы, а сейчас перенесен в интернет.
В этой ситуации, конечно, нужно мониторить сеть. Запрещать — идиотизм. Дети найдут способ уйти в другие сети, их там не найдете. Надо именно мониторить, для этого есть специальные компьютерщики, как и врачи, которые под никами входят в эти детские чаты. Не дай Бог там что-то грамотно написать, сразу забанят.
Узнайте в галерее, какие опасности могут подстерегать ребенка дома:
Обрубили социальную жизнь в школе
Наконец, существуют проверенные десятилетиями способы снятия агрессии в среде — это экспедиции, походы, театральные постановки, капустники, где дети раскрываются, где царит доброжелательность. Но должен вам сказать, что эта пандемия, она невротизм повысила не только детей, но и взрослых. Длительное нахождение дома — не главная причина, но оно фон создало. Поскольку Роспотребнадзором категорически запрещены все эти мероприятия в целях безопасности, где-то это правильно, а где-то перестраховка. Какая-то онлайн-экскурсия по Северу — что это дает?
Обрублены очень важные вещи, которые усугубили эту ситуацию. В этой ситуации разосланные нам вчера рекомендации Министерства просвещения, которые вот сейчас лежат у меня на столе, вызывают лишь сардоническую улыбку. Предлагается мониторить слухи, создавать кризисные команды. Каждый член такой команды должен знать, кто отвечает за помещение, кто реагирует, кто выстраивает систему коммуникации. Там предлагается «контролировать слухи»! Каким образом обеспечивать контроль слухов? Это меня просто умиляет.
Делом надо заниматься, господа. Это не первый случай, по-моему, а уже 30-й. Давайте не будем ждать следующего. Это сегодня может случиться в каждой школе.
МАРИЯ БОЖОВИЧ
Читайте также:
Смотрите видео: