«Бесплатно и бескорыстно дети шагу не ступят»
Леонид Кацва, учитель истории в гимназии №1543:
— Пока заявляется, что портфолио может стать альтернативой ЕГЭ в 2030 году, а за девять лет может многое измениться. Но если говорить об этой альтернативе, если бы ее предлагали вводить сегодня, то я считаю, что эта идея очень плохая. Плохая прежде всего потому, что она коррупционная.
Я начинал работать в 1980 году и помню, как в первые годы моей работы дети буквально вымогали, вымаливали у учителей оценки, потому что тогда еще действовал так называемый средний балл. И несложно себе представить, что будет, если речь пойдет не о лишней десятой доле к среднему баллу, а о портфолио. Мы прекрасно понимаем, чем это может кончиться — этими достижениями в портфолио в школах начнут попросту торговать.
Есть и второй аргумент. Он, на мой взгляд, еще более серьезный. Предполагается, что это портфолио надо будет собирать в течение ряда лет, возможно, даже с первого класса. И эта идея антипедагогическая, развращающая, потому что ребенок в таком случае будет думать только о «галочках». Условно говоря, он будет подсчитывать, сколько уже бабушек через дорогу перевел, а потом думать, какое еще доброе дело сделать. Бесплатно и бескорыстно дети вообще шагу не ступят.
По идее Рособрнадзора, в портфолио кроме оценок будут включены все грамоты, которые ребенок получит в течение нескольких лет, там будет отмечено участие в самодеятельности, членство в общественных организациях, спортивные достижения и так далее.
Если есть что-то, что меня наибольшим образом отталкивает в западной системе образования, так это особый учет спортивных достижений при зачислении в вуз.
Спортсмену поступить в тот или иной вуз легче, потому что он будет защищать честь университета в спортивных командах. Это, на мой взгляд, плохой критерий.
Для поступления в вузы должен быть один критерий — академические знания. И именно те, с которыми ребенок выходит из школы, а не то, как он развивался в течение всех лет.
Поэтому мне кажется, что идея ввести портфолио и попытаться заменить им ЕГЭ опасная, коррупционная, плохая с точки зрения развития детской нравственности и соответственно, в целом, порочная.
Я не думаю, что портфолио — это способ, который должен открывать дорогу в вуз.
«Заменять ЕГЭ портфолио — абсолютная катастрофа»
Алексей Кузнецов, ведущий программы «Родительское собрание» радио «Эхо Москвы», почетный работник общего образования РФ:
— Идея ввести портфолио и впоследствии заменить им ЕГЭ довольно глупая. Она все переворачивает с ног на голову и смешивает достижения в самых разных областях.
Единственное, что из этого может получиться, — это личное дело.
На самом деле личные дела на школьников ведутся, но очень формально: туда заносятся годовые оценки и иногда вкладываются копии грамот и каких-то подобных вещей.
Это портфолио будет представлять из себя более подробно ведущееся личное дело. Оно может иметь толк для классного руководителя, особенно, когда ребенок переходит в новую школу. Тогда по портфолио можно создать какое-то первое представление [об ученике], в этом его польза.
Делать из этого основание для поступления в вуз или вообще брать его за основу чего бы то ни было означает сломать всю ту, пусть несовершенную, но более-менее работающую систему, которая сегодня сложилась.
И не просто сломать и погрузить на несколько лет школы в хаос, как при любом радикальном сломе. Но это еще и означает совершенно переориентировать школьников и их родителей на постоянное выклянчивание, выканючивание, выцарапывание каких-то баллов, «галочек», «звездочек» для того, чтобы в 11 классе иметь достаточные показатели для поступления в вуз.
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:
Я хорошо помню, как в советское время в средней школе действовала система среднего балла аттестата. Это гораздо меньшее зло, чем нынешнее портфолио, поскольку он учитывал только академические показатели. Но и тогда ученики ходили за учителями и клянчили «спросите меня еще раз», чтобы повысить свой средний балл.
Это все совершенно омерзительно, безнравственно и будет нервировать не только родителей и детей, но и учителей. А кроме того, будет отвлекать школьников от главного — то есть от учебы и социализации.
Заменить ЕГЭ портфолио не в состоянии, они про разное.
ЕГЭ — это инструмент, пусть несовершенный, но показывающий некий срез знаний, умений и навыков на момент окончания школы.
А что покажет портфолио? Что какой-то ученик до пятого класса был хорошим мальчиком, а потом стал себя хуже вести?
Но так происходит с большинством мальчиков. Это не показатель, на основании которого можно принять решение о зачислении или незачислении в вуз.
Если школа хочет подробно учитывать жизненный путь своих учеников, у нее и сейчас есть такая возможность. Никто не мешает мертвые картонные личные дела превратить в действительно подробную «историю болезни». Но превращать это в замену ЕГЭ — это просто абсолютная катастрофа.
«Это ведение досье на каждого ученика»
Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права, член профсоюза «Учитель»:
— Я считаю, что если портфолио заменит ЕГЭ, то это будет более страшная вещь для российского образования, чем, пожалуй, все, что было до сих пор. Потому что это неизбежно приведет к полному отказу от какого-то интереса к содержанию образования и воспитания.
Если ребенок и его родители знают, что ему надо с первого класса или даже с детского сада собирать портфолио, то это значит, что он не должен жить, учиться, участвовать в каких-то интересных делах, а он должен быть маленьким взрослым, который стремится победить других конкурентов и набрать в свое портфолио побольше доказательств, какой он замечательный.
Что такое портфолио? Красивое слово, которое мало что значит. Любой человек может, например, свои олимпиадные грамоты сложить в красивую папочку и назвать это портфолио. Но то, что предлагается Рособрнадзором, — совсем другой вопрос.
Ведомство говорит о том, что это будет пропуском в вуз, что будет вестись государственный электронный учет. Никаких плюсов в ведении портфолио в таком виде я не вижу.
Идея такого портфолио — эта идея ведения досье на каждого ученика.
Пока это всего-навсего заявление о намерениях, но если родители и учителя не начнут протестовать, то ничто не помешает Рособрнадзору претворить эту идею в жизнь.
«Дети и родители будут бегать и собирать баллы»
Дмитрий Шноль, учитель математики в школе «Летово»:
— До сих пор в российские вузы абитуриентов принимают только по результатам экзаменов — это не соответствует общемировой практике. В западных вузах попадет ли абитуриент в данный вуз или нет определяют многие параметры, а не только академическая успеваемость.
Подходы в зачислении разнятся, поскольку российские вузы набирают себе отдельных студентов, а какой из них сформируется курс — это уже как получится.
А зарубежные вузы набирают курс в целом. Это означает, что они осознают, что студенчество — это не только учеба у профессоров, чтение книг и сидение в библиотеке, но и взаимодействие студентов между собой. И часто они учатся друг у друга в гораздо большей степени, причем не только своей специальности, но и социальным навыкам, жизненным практикам и тому подобному. И поэтому важно, чтобы на курсе, где они будут все время общаться друг с другом, были люди разного опыта — с музыкальными наклонностями, интересующиеся искусством, с опытом экстремального спорта и так далее.
Как общая идеологическая обстановка — такой подход правильный, на мой взгляд. Но в ней есть и свои «но». В первую очередь, это то, что она гораздо менее прозрачна.
Когда у нас есть просто баллы ЕГЭ, то более-менее понятно, почему одного абитуриента зачислили, а другого нет.
Когда речь идет об оценке эссе — это относительно субъективно.
При поступлении в западные вузы абитуриент должен написать эссе, в котором объясняет, почему он выбрал этот вуз, почему ему интересно это направление или специальность.
А в случае, когда мы взвешиваем то, что один играет на скрипке, а другой в баскетбол, и решаем, что для нас важнее, то все становится гораздо менее ясно.
В российских условиях такой подход будет означать, что поступление станет более взяткоемким и, скорее всего, приведет к плохим последствиям.
Если я правильно понимаю инициативу Рособрнадзора, это будет более сложная система. В школе будет производиться учет всех успехов ребенка, начиная с определенного возраста. Побыл он волонтером — получил какие-то баллы, сделал еще что-то, еще баллы. И в итоге все сведется к арифметике и суммированию заслуг.
И это в российских условиях приведет к дополнительному формализму. Дети и родители будут бегать за каким-то баллами, как-то их собирать, возможно, покупать.
Я думаю, что на фоне нынешней ситуации, когда у российского общества есть установка, что самое главное — это поступить в институт, это самое сложное, это надо преодолеть, а что будет дальше, уже не так важно, — попытка заменить экзамены на портфолио приведет к ухудшению ситуации в нашем образовании.
Читайте также: Наши дети будут менять по 7–10 профессий (и это нормально)
Смотрите видео: