«Учеба сведется к выклянчиванию баллов». Учителя — о замене ЕГЭ на портфолио

К 2030 году в России ЕГЭ могут заменить на портфолио ученика. Такую альтернативу предложили в Рособрнадзоре. За любые достижения, такие как волонтерство, занятия спортом, творчеством, школьникам будут начисляться баллы, которые впоследствии будут суммироваться, и поступать в вуз ребенок будет не по результатам единого госэкзамена, а по портфолио. Педагоги рассказали «Правмиру», что они думают об этом.
Источник: Unsplash

«Бесплатно и бескорыстно дети шагу не ступят»

Леонид Кацва, учитель истории в гимназии №1543:

— Пока заявляется, что портфолио может стать альтернативой ЕГЭ в 2030 году, а за девять лет может многое измениться. Но если говорить об этой альтернативе, если бы ее предлагали вводить сегодня, то я считаю, что эта идея очень плохая. Плохая прежде всего потому, что она коррупционная.

Я начинал работать в 1980 году и помню, как в первые годы моей работы дети буквально вымогали, вымаливали у учителей оценки, потому что тогда еще действовал так называемый средний балл. И несложно себе представить, что будет, если речь пойдет не о лишней десятой доле к среднему баллу, а о портфолио. Мы прекрасно понимаем, чем это может кончиться — этими достижениями в портфолио в школах начнут попросту торговать. 

Есть и второй аргумент. Он, на мой взгляд, еще более серьезный. Предполагается, что это портфолио надо будет собирать в течение ряда лет, возможно, даже с первого класса. И эта идея антипедагогическая, развращающая, потому что ребенок в таком случае будет думать только о «галочках». Условно говоря, он будет подсчитывать, сколько уже бабушек через дорогу перевел, а потом думать, какое еще доброе дело сделать. Бесплатно и бескорыстно дети вообще шагу не ступят.

По идее Рособрнадзора, в портфолио кроме оценок будут включены все грамоты, которые ребенок получит в течение нескольких лет, там будет отмечено участие в самодеятельности, членство в общественных организациях, спортивные достижения и так далее. 

Если есть что-то, что меня наибольшим образом отталкивает в западной системе образования, так это особый учет спортивных достижений при зачислении в вуз.

Спортсмену поступить в тот или иной вуз легче, потому что он будет защищать честь университета в спортивных командах. Это, на мой взгляд, плохой критерий. 

Для поступления в вузы должен быть один критерий — академические знания. И именно те, с которыми ребенок выходит из школы, а не то, как он развивался в течение всех лет.

Поэтому мне кажется, что идея ввести портфолио и попытаться заменить им ЕГЭ опасная, коррупционная, плохая с точки зрения развития детской нравственности и соответственно, в целом, порочная.

Я не думаю, что портфолио — это способ, который должен открывать дорогу в вуз.

«Заменять ЕГЭ портфолио — абсолютная катастрофа»

Алексей Кузнецов, ведущий программы «Родительское собрание» радио «Эхо Москвы», почетный работник общего образования РФ:

— Идея ввести портфолио и впоследствии заменить им ЕГЭ довольно глупая. Она все переворачивает с ног на голову и смешивает достижения в самых разных областях.

Единственное, что из этого может получиться, — это личное дело.

На самом деле личные дела на школьников ведутся, но очень формально: туда заносятся годовые оценки и иногда вкладываются копии грамот и каких-то подобных вещей.

Это портфолио будет представлять из себя более подробно ведущееся личное дело. Оно может иметь толк для классного руководителя, особенно, когда ребенок переходит в новую школу. Тогда по портфолио можно создать какое-то первое представление [об ученике], в этом его польза. 

Делать из этого основание для поступления в вуз или вообще брать его за основу чего бы то ни было означает сломать всю ту, пусть несовершенную, но более-менее работающую систему, которая сегодня сложилась.

И не просто сломать и погрузить на несколько лет школы в хаос, как при любом радикальном сломе. Но это еще и означает совершенно переориентировать школьников и их родителей на постоянное выклянчивание, выканючивание, выцарапывание каких-то баллов, «галочек», «звездочек» для того, чтобы в 11 классе иметь достаточные показатели для поступления в вуз.

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10

Я хорошо помню, как в советское время в средней школе действовала система  среднего балла аттестата. Это гораздо меньшее зло, чем нынешнее портфолио, поскольку он учитывал только академические показатели. Но и тогда ученики ходили за учителями и клянчили «спросите меня еще раз», чтобы повысить свой средний балл. 

Это все совершенно омерзительно, безнравственно и будет нервировать не только родителей и детей, но и учителей. А кроме того, будет отвлекать школьников от главного — то есть от учебы и социализации.

Заменить ЕГЭ портфолио не в состоянии, они про разное. 

ЕГЭ — это инструмент, пусть несовершенный, но показывающий некий срез знаний, умений и навыков на момент окончания школы. 

А что покажет портфолио? Что какой-то ученик до пятого класса был хорошим мальчиком, а потом стал себя хуже вести?

Но так происходит с большинством мальчиков. Это не показатель, на основании которого можно принять решение о зачислении или незачислении в вуз.

Если школа хочет подробно учитывать жизненный путь своих учеников, у нее и сейчас есть такая возможность. Никто не мешает мертвые картонные личные дела превратить в действительно подробную «историю болезни». Но превращать это в замену ЕГЭ — это просто абсолютная катастрофа.

«Это ведение досье на каждого ученика»

Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права, член профсоюза «Учитель»:

— Я считаю, что если портфолио заменит ЕГЭ, то это будет более страшная вещь для российского образования, чем, пожалуй, все, что было до сих пор. Потому что это неизбежно приведет к полному отказу от какого-то интереса к содержанию образования и воспитания.

Если ребенок и его родители знают, что ему надо с первого класса или даже с детского сада собирать портфолио, то это значит, что он не должен жить, учиться, участвовать в каких-то интересных делах, а он должен быть маленьким взрослым, который стремится победить других конкурентов и набрать в свое портфолио побольше доказательств, какой он замечательный.

Что такое портфолио? Красивое слово, которое мало что значит. Любой человек может, например, свои олимпиадные грамоты сложить в красивую папочку и назвать это портфолио. Но то, что предлагается Рособрнадзором, — совсем другой вопрос.

Ведомство говорит о том, что это будет пропуском в вуз, что будет вестись государственный электронный учет. Никаких плюсов в ведении портфолио в таком виде я не вижу.

Идея такого портфолио — эта идея ведения досье на каждого ученика.

Пока это всего-навсего заявление о намерениях, но если родители и учителя не начнут протестовать, то ничто не помешает Рособрнадзору претворить эту идею в жизнь.

«Дети и родители будут бегать и собирать баллы»

Дмитрий Шноль, учитель математики в школе «Летово»:

— До сих пор в российские вузы абитуриентов принимают только по результатам экзаменов — это не соответствует общемировой практике. В западных вузах попадет ли абитуриент в данный вуз или нет определяют многие параметры, а не только академическая успеваемость.

Подходы в зачислении разнятся, поскольку российские вузы набирают себе отдельных студентов, а какой из них сформируется курс — это уже как получится.

А зарубежные вузы набирают курс в целом. Это означает, что они осознают, что студенчество — это не только учеба у профессоров, чтение книг и сидение в библиотеке, но и взаимодействие студентов между собой. И часто они учатся друг у друга в гораздо большей степени, причем не только своей специальности, но и социальным навыкам, жизненным практикам и тому подобному. И поэтому важно, чтобы на курсе, где они будут все время общаться друг с другом, были люди разного опыта — с музыкальными наклонностями, интересующиеся искусством, с опытом экстремального спорта и так далее.

Как общая идеологическая обстановка — такой подход правильный, на мой взгляд. Но в ней есть и свои «но». В первую очередь, это то, что она гораздо менее прозрачна.

Когда у нас есть просто баллы ЕГЭ, то более-менее понятно, почему одного абитуриента зачислили, а другого нет.

Когда речь идет об оценке эссе — это относительно субъективно.

При поступлении в западные вузы абитуриент должен написать эссе, в котором объясняет, почему он выбрал этот вуз, почему ему интересно это направление или специальность.

А в случае, когда мы взвешиваем то, что один играет на скрипке, а другой в баскетбол, и решаем, что для нас важнее, то все становится гораздо менее ясно. 

В российских условиях такой подход будет означать, что поступление станет более взяткоемким и, скорее всего, приведет к плохим последствиям.

Если я правильно понимаю инициативу Рособрнадзора, это будет более сложная система. В школе будет производиться учет всех успехов ребенка, начиная с определенного возраста. Побыл он волонтером — получил какие-то баллы, сделал еще что-то, еще баллы. И в итоге все сведется к арифметике и суммированию заслуг. 

И это в российских условиях приведет к дополнительному формализму. Дети и родители будут бегать за каким-то баллами, как-то их собирать, возможно, покупать.

Я думаю, что на фоне нынешней ситуации, когда у российского общества есть установка, что самое главное — это поступить в институт, это самое сложное, это надо преодолеть, а что будет дальше, уже не так важно, — попытка заменить экзамены на портфолио приведет к ухудшению ситуации в нашем образовании.

Смотрите видео:

Контент недоступен