У девочек труднее диагностировать аутизм, чем у мальчиков

Девочки хорошо умеют маскировать свое поведение и поэтому часто «проходят под радарами».

c3ee81be-424b-43ff-804e-d0952ce27b46
Источник: unsplash.com

Об этом предупреждают специалисты по расстройствам аутистического спектра (РАС) из Саутхэмптонского университета и Университетского колледжа Лондона (Великобритания), статья которых опубликована в Journal of Autism and Developmental Disorders.

Ученые уже давно обратили внимание на половое неравенство – у мальчиков аутизм диагностируют гораздо чаще, чем у девочек (на каждую девочку с диагностированным РАС приходится примерно по четыре мальчика с таким диагнозом). Поэтому считается, что мальчики больше подвержены аутизму, чем девочки. Однако, основываясь на результатах своего нового исследования, специалисты предполагают, что на самом деле это не так, просто девочки лучше умеют приспосабливаться и камуфлировать свои аутистические черты, из-за чего остаются без диагноза, «проходят под радарами» и не получают необходимую терапию. А ведь хорошо известно, что чем раньше начнется терапия, тем больше надежд на хорошие результаты.

Дети с аутизмом обычно не отзываются на свое имя, избегают смотреть в глаза другим людям, часто повторяют определенные фразы, с трудом понимают мысли и чувства других людей, предпочитают всегда следовать одному и тому же распорядку действий и сценариям поведения, совершают повторяющиеся движения, например хлопают в ладоши, щелкают пальцами или раскачиваются всем телом.

При этом любые отклонения от привычных сценариев, неожиданные события, нестандартные ситуации, громкие звуки, и так далее, могут вызывать у ребенка с аутизмом приступы неконтролируемой паники, истерику и другое, пугающее окружающих поведение.

Однако девочки в таких ситуациях ведут себя по сравнению с мальчиками гораздо тише, они лучше способны контролировать свои реакции и скрывать свои чувства.

И в итоге в целом неплохо справляются с поведением в обществе, не демонстрируя тех стереотипных проявлений, которые обычно ассоциируются с аутизмом, пишут исследователи.

Ученые провели серию экспериментов с участие 84 детей и подростков в возрасте от восьми до 14 лет. Среди них были мальчики и девочки, у кого-то из них был формально диагностирован аутизм, а кого-то – нет, но, по словам их родителей и учителей, у них присутствовали некоторые признаки РАС. Часть участников исследования была нормотипичной, то есть не демонстрировала никаких симптомов РАС.

Посмотрите галерею известных людей с аутизмом:

Известные люди с аутизмом
Известные люди с аутизмом
Известные люди с аутизмом
Известные люди с аутизмом
Известные люди с аутизмом
Известные люди с аутизмом
Известные люди с аутизмом
Известные люди с аутизмом
Известные люди с аутизмом
11

Каждый из детей и подростков принимал участие в интерактивной игре с исследователем в формате один на один – им нужно было вместе нарисовать рисунок, например дом, начав с простой линии. При этом исследователь намеренно время от времени предлагал изменения в первоначальной концепции рисунка. Исследователей интересовало, как ребенок работает в команде и по ходу дела подстраивается под меняющуюся ситуацию – подобная гибкость особенно трудно дается детям с аутизмом.

За каждое усилие над собой, например, за внесение какой-то новой идеи в рисунок, следование инициативе, предложенной взрослым, или за спокойное возвращение картинки исследователю, когда твоя очередь дорисовывать закончилась – юные участники получали наградные баллы. По завершении игры подсчитывался общий балл, набранный ребенком.

В итоге оказалось, что девочки с аутизмом ведут себя с социальной ситуации практически так же, и даже немного лучше, чем девочки без аутизма, чего совсем нельзя сказать о мальчиках. И это при том, что уровень аутистических черт у девочек и у мальчиков был одинаков.

Так, девочки из аутистической группы набрали в среднем 2,91 балла, а девочки из нормотипичной группы – 2,89 балла. В то же время мальчики из аутистической группы набрали в среднем 2,16 балла, а мальчики из нормотипичной группы – 3.22 балла.

Как подчеркнул ведущий автор исследования Генри Вуд-Дауни, способность девочек с РАС маскироваться очень важно иметь в виду и родителям, и педагогам, и врачам.

Смотрите наши видео

Контент недоступен