Сутками в Instagram. Нужно ли запрещать ребёнку сидеть в соцсетях

Психолог Анетта Орлова — о том, что такое «Facebook-депрессия», как лайки могут сформировать у вашего ребенка нарциссические черты характера и кого называют сегодня «интернет-резидентами»

Источник: unsplash.com

«Больше никакого интернета!» — родители, чьи дети сутками напролет сидят в соцсетях, хотя бы раз в жизни говорили эту фразу. А скорее всего, повторяют ее регулярно. Способен ли подобный запрет помочь решить вопрос зависимости ребенка, объясняет психолог Анетта Орлова.

Оксана Морозова, АиФ.ru: Анетта, с какого возраста можно разрешать ребенку заводить соцсети? В этом вопросе существуют какие-то четкие рекомендации?

Анетта Орлова: Начну с того, что детей, которые рождаются сейчас в эпоху интенсивного развития интернета, называют интернет-аборигенами. А более старшее поколение, т. е. родителей этих детей, — интернет-резидентами. То есть мы с вами осваиваем интернет с течением жизни, но еще помним те времена, когда его не было. И в этом большая разница между современными детьми и родителями. У детей, родившихся в эпоху интернета, очень смазаны границы между тем, что виртуально, и тем, что реально.

Говорить о каком-то конкретном возрасте, до которого ребенку следует запрещать использование социальных сетей, конечно, сложно. Если это дошкольник или младший школьник, который уже испытывает интерес к соцсетям, расскажите, покажите ему свои странички, не заводя отдельную лично для него, записывайте видео вместе с ним, если ему так хочется этого, попробуйте смонтировать ролик вместе, рассказать, что за этим скрывается много работы.

Важно, чтобы соцсети не становились главным интересом и увлечением в жизни ребенка!

Ищите альтернативу, другие увлекательные способы реализации детского потенциала — занятия спортом, творческие коллективы, кружки и секции, семейные традиционные занятия, настольные совместные игры и т. д. Потому что чем больше ребенок будет уделять своего внимания социальным сетям, тем быстрее у него выработается потребность постоянного привлечения внимания.

— А что насчет детей постарше, подростков? Некоторые родители руководствуются идеей «нет соцсетей — нет проблем».

— Запреты на социальные сети для этой категории, конечно, сейчас выглядят странно. Когда сверстники уже становятся активными и уверенными пользователями соцсетей, а у вашего ребенка нет телефона или компьютера и вы запрещаете ему пользоваться соцсетями, у него может сформироваться комплекс, который повлияет на самооценку. Эффект белой вороны здесь совершенно ни к чему. Помните о том, что в подростковом возрасте особенно важна интеграция и роль в сообществе сверстников. Им важно быть «в тренде», на одной волне. Не лишайте его этой возможности.

Поэтому от родителей в этот период требуется максимальная вовлеченность.

Удерживайте контакт с ребенком, объясняйте ему, почему не стоит уделять соцсетям все свое время.

Рассказывайте о том, сколько всего интересного в мире, показывайте пример, акцентируйте внимание на том, какую опасность таит в себе постоянное нахождение в соцсетях, говорите и ещё раз говорите с вашим уже взрослым ребёнком. В этот период самое главное — выстроить доверительные отношения не через лишение, а через мотивацию.

— Что именно вы подразумеваете под «опасностями» в соцсетях? О чем стоит предупредить ребенка?

— Одна из важных способностей, которая будет востребована все больше и больше, — это критическое мышление. Если простыми словами, в интернете присутствует никак не структурированный, хаотичный, нецензурный контент, а значит, один из самых востребованных навыков — это «отсечение ненужной информации». Получается сложное взаимодействие, потому что в подростковом возрасте для ребёнка мнение родителей становится не главным, наоборот, самым главным выступает мнение группы сверстников.

Посмотрите, каким фразам стоит научить ребенка:

стоп-кадр из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»
стоп-кадр из мультфильма «Домовенок Кузя»
стоп-кадр из мультфильма «Падал прошлогодний снег»
стоп-кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»
стоп-кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»
10

А могут ли сверстники и наши дети отсекать опасный или вредный контент? Здесь есть вероятность столкнуться с постоянно растущим авторитетом виртуального пространства. В этом возрасте поступки, высказывания, ценности «лидеров мнений», блогеров и других известных в сетях людей, становятся для ребенка значимее, чем родительские.

— Да, и в этом большая проблема. Как ее решать?

— Удерживайте контакт с ребенком. Просто сядьте вместе и поинтересуйтесь его интересами, спросите, кто ему нравится. Делайте это деликатно, и, когда ребенок поделится, не надо сразу падать в обморок или применять санкции. Сдерживайте свои эмоции, периодически возвращайтесь к этому разговору и очень аккуратно делитесь своими представлениями.

Открыто говорите ребёнку, в чем плюсы и минусы этого пространства. А главное, не пытайтесь отрицать виртуальное пространство или внушать своему ребенку, что оно не нужно.

Еще одна из опасностей, которые поджидают ребёнка в социальной сети, — это постепенное формирование чрезмерной зависимости от внешнего мнения.

Если человек научится составлять мнение о себе на основе лайков и реакций на его фото, это приведет к формированию нарциссических черт характера.

У ребенка не должно быть прямой связи между количеством лайков на его фото и его отношением к себе в жизни. В противном случае, количество этих самых лайков будет влиять на эмоциональное состояние ребенка и его самооценку. На фоне этой потребности может развиваться так называемая «Facebook-депрессия». Это понятие применимо к любой социальной сети.

— Правильно ли я понимаю, что когда мы говорим о предотвращении зависимости от социальных сетей, то здесь самую большую роль играют именно родители? От них зависит, сформируется зависимость или нет?

— Если ребёнок будет каждый день сидеть в гаджетах один час или, как сейчас говорят, «залипать» в соцсетях, у него будет формироваться зависимость.

Взрослый человек уже может контролироваться этот процесс. У него лучше развита префронтальная кора головного мозга, которая тормозит развитие зависимости. Однако у детей все иначе, окончательно она формируется только к 24 годам, а значит, функция контроля у них снижена. Поэтому, конечно, основная роль контроля и избегания зависимости у ребенка ложится на плечи родителей. Им важно научиться выдерживать баланс, и лучше всего, если ребенку социальные сети будут лишь помогать в развитии каких-то навыков, например монтировать видео, обрабатывать фото, учиться писать тексты.

— Почему в настоящее время нельзя просто взять и запретить ребенку сидеть в соцсетях?

— Задайте себе вопрос, сможете ли вы убедить ребенка в том, что ваш запрет — это хорошо? Большая ловушка родительства — думать в ключе: «Я прав, потому что я старше и знаю, как правильно».

Задача мам и пап — удерживать сложный баланс между обеспечением безопасности детей и обеспечением возможности исследовать мир, познавать новое. Гиперопекающие родители делают акцент на первое, а те, кому не хочется вовлекаться в жизнь ребёнка, вернее отвлекаться на неё, наоборот, дают слишком много возможностей своему ребенку исследовать мир, далеко не всегда в безопасном ключе.

Ни один из нас не может прожить жизнь, вырастить ребенка и при этом не совершать ошибки.

Это невозможно, мы в любом случае конфликтуем, мы в любом случае не все знаем. Но родители, которые хотят видеть в своем ребенке либо только повторение себя, либо набор качеств, которые в картине мира этого человека считаются эталоном, и которые начинают увлеченно «строить» ребенка под этот образ, часто отделяют его от его собственного потенциала. Ребёнок становится «удобным» для взрослых, но и вырастет он удобным, а не гармоничным и свободным! Удобным для кого-то, но не для себя.

Если родители начнут запугивать ребенка страшилками об опасностях интернета, то это может вызвать обратную реакцию: вместо того, чтобы отложить гаджет, ему захочется проверить, а так ли это на самом деле, и он начнет искать в сети подтверждение родительским рассказам. Поэтому здесь важно очень тонко чувствовать восприимчивость своего ребенка к информации, которую вы ему доносите. Говорить осторожно и максимально корректно, чтобы не сформировать у него отрицательную установку на ваши замечания.

— Допустим, вы упустили время и не заметили, что зависимость от соцсетей уже сформировалась. Что делать?

— Если это уже произошло, есть несколько советов по исправлению ситуации. Сразу скажу, что они кажутся простыми, но реализовать их не так просто. Нужно время, терпение и регулярность.

  • Во-первых, попробуйте попросить ребенка отключить все уведомления из соцсетей. Выделяйте время, когда гаджет отложен и можно заниматься другими делами. Занимайте ребенка целенаправленной деятельностью, помогайте ему в этом, чтобы у него не оставалось времени на «залипание» в сети.
  • Распланируйте его день интересно, чтобы были и умственные, и физические занятия. Наполните жизнь ребенка реальными эмоциями и живым общением — встречами, чем-то, что сохранится в его памяти без связи с интернетом и социальными сетями.
  • Удерживайте контакт с ребёнком! Говорите ему о том, как вы его любите! Просто говорите с ним, смотря глаза в глаза, а не через экран телефона. Покажите пример своим поведением, смешно требовать от своего ребенка справиться с зависимостью, при этом самому днями и ночами сидеть в Instagram.

Смотрите интересный ролик