Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Аргументы и факты

«Спасаем и малышей в 500 грамм». Врач — о реабилитации недоношенных детей

В России ежегодно более 110 тысяч детей рождаются недоношенными: это почти 6% от общего числа новорожденных.


Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Сегодня, благодаря современному уровню развития медицинских технологий и строительству многофункциональных перинатальных центров, врачи выхаживают малышей весом менее килограмма. О том, как они подходят к делу спасения крох, не достигших веса в 1 кг, и почему сейчас так много детей рождаются недоношенными, АиФ.ru рассказал профессор, д. м. н. Дмитрий Дегтярев, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова» Минздрава РФ.

АиФ.ru, Анна Шатохина: Дмитрий Николаевич, почему дети рождаются раньше срока? Экология? Генетика? Какие-то ещё факторы?

Дмитрий Дегтярев: Нельзя выделить единый фактор. Например, надо понимать, что есть семьи, в которых есть предрасположенность к невынашиванию беременности. Но чаще всего это неожиданное стечение обстоятельств, вызванных острыми или хроническими заболеваниями во время беременности или неблагоприятным влиянием внешней среды. Патологической ситуация становится, если ребенок рождается раньше срока: до завершения 37 недели беременности.

Причин достаточно много, и нередко несколько неблагоприятных факторов действуют одновременно. Это и возникновение какой-либо инфекции во время беременности у женщины или плода, неблагоприятные условия труда или проживания и другие. Хорошая новость в том, что количество женщин, которые не вынашивают беременность в нашей стране, не увеличивается: среднестатистический показатель по России составляет менее 6%. Во многих развитых странах эти цифры сегодня существенно выше.

Ко всему прочему, в последние годы появилась отдельная группа женщин, у которых продолжительность беременности сокращается по медицинским показаниям. Это женщины, которым еще десять-двадцать лет назад беременность вообще была противопоказана: пациентки с тяжелыми формами сахарного диабета, врожденной патологией сердечно-сосудистой системы, тяжелыми заболеваниями печени и почек. Например, акушеры-гинекологи нашего центра принимают роды у пациенток с трансплантированными почками, печенью и даже сердцем. Раньше у них прерывали беременность на ранних сроках, а сегодня сохраняют.

— За счет чего недоношенных детей стало меньше?

— Если говорить об истории вопроса, то пороговым весом для выхаживания недоношенных детей в период с тридцатых до начала пятидесятых годов было около 2000 грамм, потом он начал снижаться. В шестидесятые годы это уже был вес в 1500—1800 гг., в конце семидесятых — начале восьмидесятых относительно хорошо научились выхаживать новорожденных с весом 1 кг, а вот детей весом в 500 грамм стали спасать сравнительно недавно.

Существенную роль в улучшении качества выхаживания глубоко недоношенных детей сыграло совершенствование медицинского оборудования, поддерживающего специальную среду для их роста и развития. Кувезы (или инкубаторы) — это кроватки с замкнутым пространством, где специальным образом нагревается и увлажняется воздух, а при необходимости дополнительно вводится кислород. Благодаря этим приборам условия для роста и развития недоношенного ребенка оказываются гораздо более благоприятными (а зачастую — единственно возможными), чем в ситуации, если бы недоношенный ребенок оказался в обычной кроватке, открытой внешней среде.

— Изменилась ли как-нибудь процедура вынашивания с годами?

— Благодаря совершенствованию медицинского оборудования изменилась в целом идеология выхаживания недоношенных детей. Раньше исходили из необходимости создать условия, при которых ребенок выживет. И в этих условиях было достаточно иметь некое пространство, в котором теплый влажный воздух с дополнительным кислородом или без него, кормить ребенка — и все. Что с ним будет, каким он станет, когда вырастет, сильно не задумывались.

Сейчас, когда мы наблюдаем уже несколько поколений глубоко недоношенных детей, которые и сами стали мамами и папами, то понимаем, что наряду с реанимационными мероприятиями, с интенсивной терапией, направленной на поддержание жизни незрелого ребенка, необходимо с первых дней заботиться и о полноценном его развитии. Развитие предполагает некую программу обучения, которую реализует либо мама, либо медицинский персонал, построенную на тактильных воздействиях на организм ребенка.

И, когда родителям или медицинскому персоналу необходимо открывать шлюзы, проводить какие-то манипуляции, от того, как кувез компенсирует потоки воздуха из внешней среды, как быстро приводит в норму внутренний микроклимат, зависит очень многое. Последний концепт немецкого инкубатора-трансформера разработан исходя из того, что этот прибор не столько или не только для выхаживания и поддержания жизни, а во многом и для развивающего ухода по специальным программам, которых раньше не существовало.

— Но ведь считается, что для лучшего развития недоношенных младенцев крайне важен контакт с матерью, то есть он должен ее слышать, иметь возможность ощущать «кожа к коже».

— Здесь врачам необходим некий компромисс между возможностями современной медицинской техники и тем, что требуется ребенку. Находясь в утробе, плод более тесно контактирует с матерью, слышит ее голос, сердцебиение, но после рождения взаимодействовать с мамой ребёнок может уже только через кожу.

Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Недоношенных малышей приходится вынимать из кувеза, нарушая искусственную экосистему, и очень важно, чтобы изменение внешних условий приводило к минимальному стрессу для ребенка. Как этого достичь? Во-первых, при помощи датчиков, встроенных в прибор, можно определить наиболее комфортный и подходящий момент, а во-вторых, когда мы выкладываем малыша маме на живот, женщине необходимо иметь возможность контактировать с ребенком теплыми руками. Конструкция кувеза должна такую возможность предусматривать, то есть обеспечивать доступ к ребёнку без существенных изменений в микроклимате инкубатора.

— Есть мнение, что младенцы, появившиеся на свет на седьмом месяце беременности, более жизнеспособны, чем дети, родившиеся на восьмом. Так ли это?

— Непонятно почему противопоставляются седьмой и восьмой месяцы беременности. Почему мы не говорим, например, о шестом месяце, с которого мы тоже выхаживаем детей? Все дело в том, что проблемы, с которыми сталкиваются эти дети, отличаются. По сути, они болеют по-разному. У недоношенных детей врожденные механизмы адаптации к окружающим условиям незрелые. Чем меньше срок появления малыша на свет, тем менее он приспособлен к жизни. Эта дезадаптация у семи- и восьмимесячных детей проявляется по-разному и требует иной терапии.

— А что в целом можно сказать про жизнеспособность недоношенных детей?

— Если ребенок родился раньше срока, его надо выхаживать. Общество понемногу привыкло к тому, что мы пытаемся это делать с 22 недель. Другое дело, что эффективность выхаживания на таком сроке минимальна. Но и за таких детей мы боремся, и такие дети становятся полноценными членами общества. Чем дальше за 24 недели беременности, тем выше шансы на успех не только в плане выживания, но и в плане полноценного интеллектуального развития. К счастью, людей, которые скептически относятся к нашей работе, все меньше и меньше.

— Спустя какое время семья может забрать малыша домой?

— Чем раньше положенного срока рождается ребенок, тем больше времени требуется врачам, чтобы его довести до выписки домой. Конечно, мы никогда не ждем ровно сорок недель, которые длится нормальная беременность. Кто-то созревает раньше — мы выписываем раньше, а кто-то требует более длительного медицинского ухода.

Но если отталкиваться именно от 40 недель, то, к примеру, если ребенок родился на 22 неделе беременности и мы его выходили, то потребуется как минимум еще 18 недель, чтобы малыш окончательно созрел. Если же ребенок родился всего на месяц раньше срока, например, на 36 неделе, то вполне возможно, что через две недели мы сможем выписать его домой. Совсем зрелых уже в 36 недель детей мы наблюдаем в течение недели и выписываем домой.

— В чем заключается реабилитация недоношенных детей?

— Все зависит от того, что повлияло на состояние ребенка после рождения: только ли незрелость, или ребенок начал болеть еще в утробе матери, плохо перенес роды. Чаще всего на небольших сроках мы делаем кесарево сечение в интересах малыша. И иногда даже эта операция становится таким стрессом, что возникают осложнения, несмотря на максимально бережное извлечение.

Так что если состояние ребенка определялось только незрелостью, то он должен наблюдаться в диспансерном режиме, как и все дети первого года жизни, только немного чаще, потому что вероятность выявить отклонения в развитии у таких детей выше. Если же ребенок уже родился с какой-то патологией, допустим, с врожденной инфекцией, или у него произошло перинатальное повреждение головного мозга, требующее специальных реабилитационных мероприятий, то ему потребуется не просто диспансерное наблюдение, а именно реабилитационная программа для соответствующего заболевания.

Читайте также: Как выхаживают детей с экстремально низкой массой тела.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
янаПро гости и чужих детей

Привет всем) Навеяло меня на тему поста вчерашний поход в гости. В общем позвала меня подружка, она сидит дома с ребёнком, ребёнку шесть лет. В сад не водят, точнее он ходил раньше, но ему там не нравилось, поэтому они его забрали домой. В общем ребёнок оочень гиперактивный. И ему явно скучно дома. Но и в сад он не хочет. В целом, тема о чем. Пришла я в гости, угостила киндером, ну и пошли с подружкой на кухню, чай пить. Малой забегает в кухню, тётя Яна пойдёмте играть. Я, мягко сказать, обалдела, ну скажем так, я и со своей то когда играла в далёком детстве, восторга не испытывала. А сейчас это вообще другая планета. Я ему и говорю, малыш, дай нам с мамой пообщаться, я же к ней пришла, мы давно не виделись. В общем, такие забеги, продолжались каждые 15 минут, на тему поиграть. Часа через два он просто начал истерить «пойдём играть, пойдём играть».... и я прям чувствую как начинаю раздражаться, говорю, малыш, я не к тебе пришла, а к маме. В общем, ребёнок заистерил, запсиховал. Я говорю подружке, все я домой. Не могу это терпеть. И пошла. В целом, вот и вопрос, у вас тоже дети зовут играть с ними людей , которые приходят к вам? И как вообще выходить из таких ситуаций. Поиграть с ребёнком не предлагать. Мне это неинтересно и я не собираюсь переступать свою зону комфорта ради этого. Просто моя дочь никогда так не делала, поэтому мне это и странновато. А может это нормально? Извините за многобукав.

451
ЯщерМарсианская угадайка

С добрым утречком, мои любознательные и проницательные подруги! По многочисленным заявкам, открываю угадайку по прошедшему конкурсу на тему связи, марсиан и связи с марсианами. 
Загадки здесь
https://deti.mail.ru/forum/dosug/kultura...
Отгадывать далее.
Вперед!

Ой блин! А списка авторов-то  нет! Давно не делала угадаек, забыла! Ждите!

319
ЕленаПроблемы с воспитателем или как наладить отношения?

Начну по порядку, чтобы не сбиться с мысли :).
Моему сыну 5 лет. В детский сад практически не ходил, были попытки с 2,5 до 3,7 но болел 2 дня через месяц, потом был перерыв, переезды в другой город и возвращение обратно домой. Заговорил более менее внятно в 4 года, сейчас выправился и осталась не большая невнятность в речи, но и это исправляется. Есть не большие нарушения связанные  СДВГ(т.е присутствуют только черты этого диагноза). Мышление развито по возрасту, т.е основные знания есть. 
Так вот это присказка, далее будет сказочка.
Решили отдать ребенка в детский сад, все же 5 лет, пора б уже. Приняли в общую группу, но т.е есть речевые проблемы зав. сада сказала есть возможность попасть в лого группу, так же можно в группу для детей с ЗПР (я тут сомневаюсь ну очень). Для этого нужно сходить к лору, неврологу и психиатру. Первых двух прошли без проблем, невролог пишет сдвг из благих намерений, лор аденоиды. Настала очередь психиатра, ждали очереди 2 часа из 7 человек детей. Зашел ребенок в кабинет, меня (маму) отсадили далеко в к двери, ребенка к себе по ближе. Задали вопросы как зовут, сколько лет, как зовут маму, папу, воспитателя, с кем дружишь, попросили собрать пирамидку, назвать цвета, все сделал, попросили рассказать стишок и тут заминка, стихов то мы не учили, как на меня психиатр орала, надо было слышать, ну это ладно. В общем говорит медсестре доставай карту ставим их на учет для обследования, я естественно отказалась говорю нам только диагноз в бумажку для пмпк нужен (дефектолог и логопед сада поставили ОНР), в общем отказали нам.
Пришла к заведующей все объяснила, что жизнь ребенку портить не собираюсь и мы в состоянии сами заниматься дальше с логопедом-дефектологом (что делали успешно до сада), там меня пытались дожать, что вам надо, вы должны и обязаны иначе попадете только в обычную группу. 
Теперь возник вопрос с одним из воспитателей, она изначально не была рада появлению еще одного ребенка в группе. но и негатива явного не было, а как узнала, что мы хотим переводиться в лого вообще обрадовалась, а тут облом.  Сначала она нам мягко намекала идите проходите комиссию и уматывайте, сегодня же выслушала целый концерт, на тему у меня их 20 а я одна. Я постаралась мягко (т.к ребенок одевался в раздевалке, остаемся до обеда) объяснить, что к психиатру на учет мы не пойдем и тп, в общем меня не поняли и кричала она долго и вдохновенно. В чем конкретно вина ребенка мне не поясняют.
Вторая воспитатель, говорит обычный ребенок, как и все. Говорит на что обратить внимание в поведении, эти вопросы обязательно прорабатываем дома и объясняем ребенку.
Про конкретно сегодняшний день у сына спросила, сказал, что на улице с мальчиком хотели залазить на горку из снега (в сугробы) и оттуда скатывались и на нас воспитательница ругалась. 
Пока вижу выход чтобы шел разговаривать муж с зав сада и вп, а самой озвучивать позицию все вопросы к мужу,пока иного выхода не вижу. Портить отношения с воспитателем не хочется.
ПС: за две недели посещения сада у ребенка появился отличный прогресс во внятности речи, стал более организованным и послушным, т.е польза от обычной группы очень большая. По мере возможности постараюсь ответить на комментарии.

294
Солнышко-в-рукахДочь хочет поступать в медицинский

Дочь в 10 классе, хочет поступать в медицинский. Тут бабушка оказалась категорически против. Я была за, но в интернете начиталась, что большая часть врачей совсем недовольна своей профессией.

292
МумикНачалось в колхозе утро...

Скоро выпускной в д/саду, идет бурное обсуждение, уже тыщ на 10000 с носа наобсуждались...фотоальбом-обязательно, отказаться нельзя! 
Подарок саду-обязательно! зачем??? дети уходят из сада...
Кафе после сада, ага, как  же без аниматоров и посиделок за рюмкой чаю...
Меня вот что удивляет-это все такие олигархи, что готовы деньги выбрасывать на ветер или я жадный нищеброд и ничего не понимаю в детских развлечениях?...
По мне так достаточно выпускного "бала" в саду, тем более, что праздник начнется после обеда
У кого как идет подготовка к этому "знаменательному событию"?)))

242
ღ Вьюжина ღДолжен ли мужчина участвовать в выборе контрацепции?

Всем доброго времени суток. Тема поболтать. Когда есть необходимость выбрать контрацептив продолжительного действия, которые не требуют участия мужчины в применении (ОК, ВМС и др.), надо ли советоваться со своим партнёром, что им использовать? Или партнёра ставить в известность постфактум? Или вообще не ставить в известность, что-то используется, не залетает и хорошо?
Вы своему партнёру сообщали? Советовались?

200
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети