Собаки помогли младшим школьникам меньше волноваться

По всему миру педагоги включают разных животных в процесс обучения дошкольников и младших школьников.
*
Источник: Unsplash

Младшие школьники, которые в рамках учебных занятий общались по 20 минут два раза в неделю с собаками, спустя месяц не имели значимого повышения уровня кортизола — гормона стресса, в отличие от их сверстников из контрольной группы или проходящих сеансы релаксации. При этом такой эффект для нейротипичных детей наблюдался независимо от того, общались ли они с животными один на один или в группе других детей, в то время как для детей с РАС и СДВГ он отмечался только если они взаимодействовали с собакой в группе с другими детьми. Статья опубликована в журнале PLoS One.

По всему миру педагоги включают разных животных в процесс обучения дошкольников и младших школьников. Животные могут жить в классах или посещать их в сопровождении волонтера, профессионального дрессировщика или хозяина, будучи питомцами самих учеников. Также в процессе обучения дети ходят на экскурсии на различные фермы, в зоопарки, аквариумы и тематические парки с животными.

И подобное присутствие животных благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей, их взаимодействии друг с другом и учителем, поведении в целом, например, снижая агрессивность и гиперактивность, а также на памяти и внимании.

Кроме того, существует предположение, что общение с животными снижает у детей уровень стресса, связанного с обучением. Однако исследования в этой области показывают неоднозначные и даже противоречивые результаты. Критики отмечают, что таким исследованиям не хватает научной строгости, а именно систематических рандомизированных контролируемых экспериментов.

15 признаков одаренного ребенка:

15 признаков одаренного ребенка
unsplash.com
unsplash.com
unsplash.com
unsplash.com
15

Керстин Майнтс из Университета Линкольна и ее коллеги измерили уровень кортизола в слюне у детей до и после взаимодействия с собаками в школе. Дети в течение месяца по два раза в неделю проводили 20 минут с собаками, большинство из которых были членами Pets as Therapy, зарегистрированной в Великобритании благотворительной организации, предоставляющей терапию с помощью животных в общественных местах.

Для сравнения часть детей вместо общения с собаками проходила с той же частотой и интенсивностью сеансы релаксации, а также была контрольная группа, участники которой просто посещали уроки. Всего в исследовании приняли участие 105 детей в возрасте 8–9 лет из общеобразовательных школ и сравнимые по возрасту 44 ребенка с особыми образовательными потребностями, включая восемь детей с РАС и тринадцать — с СДВГ.

Оказалось, что у учеников из общеобразовательных школ, которые в течение четырех недель общались с собаками (и в группе, и индивидуально), уровень кортизола значимо не повышался в отличие от их сверстников из контрольной и группы релаксации. Другими словами, у них кортизол в слюне не повышался в течение обучения в отличие от контрольной и группы релаксации.

Значительное снижение у нейротипичных детей наблюдалось уже после первого сеанса взаимодействия с животным (p = 0,014) и не повышалось между встречами с собаками, в то время как в случае релаксации — снижение кортизола также отмечалось, но после четвертого и восьмого сеансов (p = 0,005, p = 0,004), а кроме повышалось до исходного уровня между сеансами.

У учеников из школ для детей с особыми образовательными потребностями, которые общались с собаками, уровень кортизола значимо не повышался в отличие от их сверстников из контрольной и группы релаксации, но, если общение происходило в небольшой группе с другими детьми. Исходя из этих данных, авторы заключили, что общение с собаками способствует значительному снижению стресса, связанного с посещением школы, у учеников как из общеобразовательных школ, так и из школ для детей с особыми потребностями.

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10

Чтобы преодолеть связанное с учебой волнение, необязательно требовать завести в школе животное и проводить с ним время, да и не так просто включить общение с животным в процесс обучение в старших классах. Как показывают исследования, есть и другие способы, например, переоценка стресса помогла сдать экзамены в школе.

Читайте также: Как обратить страх перед экзаменами в свою пользу. Не пропустите ролик:

Контент недоступен