Канадские ученые провели крупное исследование математической тревожности, участниками которого стали более миллиона учеников из 65 стран мира. Исследователи показали, что существуют различия в том, как математическая тревожность может быть связана с математическими достижениями: не только индивидуальные особенности, но и особенности образования и культурный контекст являются важными факторами в понимании влияния математической тревожности на успеваемость.
Например, уверенность учителя в преподавании предмета снижает математическую тревожность и ее влияние на успеваемость, а вот участие родителей в домашних заданиях, наоборот, ассоциируется с ростом математической тревожности. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Математическая тревожность — это эмоциональное напряжение, беспокойство или даже страх, которые мешают человеку совершать обычные арифметические операции и другие действия с числами, а также решать математические задачи.
Как правило, люди, испытывающие подобные переживания, имеют более низкую успеваемость по математике. Ученые предполагают, что беспокойство и навязчивые мысли, вызванные страхом перед математикой, конкурируют за важные для совершения математических операций когнитивные ресурсы, такие как рабочая память.
Математическая тревожность связана не только с индивидуальными особенностями обучающегося, например, генетической предрасположенностью, объемом рабочей памяти, предвзятостью внимания, характером аффективных или физиологических реакций, но и с межличностными факторами и факторами окружающей среды.
Как усилить, так и ослабить ее могут межличностные отношения, а в частности, поддержка и ожидания родителей и их отношение к математике, а также ожидания учителя относительно успеваемости учеников и его собственная математическая тревожность. А среди факторов окружающей среды значение имеют атмосфера в классе и общий культурный фон.
Продолжение новости читайте ниже, а в галерее узнайте о 10 простых способах взбодрить ребенка перед школой:
Но, несмотря на то, что исследователи подходили к этой теме с разных сторон, математическая тревожность в большей степени изучена как индивидуальная особенность, а значение образовательной среды и то, как изменяется математическая тревожность в разных странах, изучены недостаточно.
Дополнить эти данные взялись Натан Лау из Университета Западного Онтарио и его коллеги. Для этого исследователи проанализировали данные об успеваемости и математической тревожности у 1 млн 175 тыс. 515 учащихся из 65 стран. Также авторы анализировали роль учителя, родителей, атмосферы в классе и школе и культурных особенностей страны, которые связаны с возникновением математической тревожности и ее влиянием на успеваемость в этой области обучения.
Оказалось, что факторы, которые являются уникальными для отдельных учащихся (индивидуальные особенности), независимо от страны или образовательной среды, в которой они находятся, являются наиболее связанными с возникновением у учеников математической тревожности.
И самым сильным из этих факторов является восприятие учеником компетентности учителя: восприятие учащимися учителя как компетентного и справедливого положительно связано со снижением математической тревожности (р < 0,001). А вот участие родителей в домашних заданиях, наоборот, ассоциируется с ростом математической тревожности (р < 0,001).
С другой стороны, ученые обнаружили, что чем выше уверенность учителя в преподавании математики, тем меньше у учеников уровень математической тревожности (р < 0,001).
А также именно уверенность учителя в преподавании связана с уменьшением влияния индивидуальной математической тревожности на математическую успеваемость (р < 0,001).
Далее ученые заметили, что практически во всех странах у учащихся повышение индивидуальной тревожности по математике было связано со снижением успеваемости по математике (р < 0,05). Но при этом только в половине стран средний уровень математической тревожности учащихся в одной и той же школе или классе предсказывал математические достижения отдельных учащихся, независимо от индивидуального уровня математической тревожности.
Образовательную среду, в которой средняя математическая тревожность не так сильно влияла на успеваемость учащихся по математике, как правило, имели страны с более высоким уровнем избегания неопределенности.
Авторы заключили, что существуют различия в том, как математическая тревожность может быть связана с математическими достижениями, и предположили, что особенности образования и культурный контекст являются также важными факторами в понимании влияния математической тревожности на успеваемость, как и индивидуальные особенности человека.
При этом на успеваемость по математике влияет не только математическая тревожность, но и другие факторы, например, высшее образование родителей связано с хорошими оценками по математике у детей. А согласно другому исследованию даже загрязнение воздуха может снизить способности к изучению математики.
Читайте также: Учеба в радость — 5 лайфхаков от психолога. И смотрите ролик: