«С 298 баллами я до последнего боялась, что не пройду». Мультистобалльники — о ЕГЭ и поступлении

Чтобы сдать на 100 баллов не один ЕГЭ, а несколько, нужно быть гением или достаточно просто хорошо учиться? Можно ли подготовиться самому без репетиторов и курсов? Поговорили с ребятами-мультистобалльниками прошлого года и узнали, как им это удалось (спойлер: даже самые высокие баллы не всегда гарантируют бюджет).
девушка пишет тест егэ
Источник: Freepik

«Близятся экзамены, а у меня гастроли»

Мария Попова, студентка МГИМО, 200 баллов за русский и литературу:

— Я училась в Ломоносовском лицее в Ногинске. В 10-м классе выбрала социально-экономическое направление, а с предметами определилась еще раньше. То, к чему я готовилась для ОГЭ, потом перешло в ЕГЭ — русский, литература и английский. У меня уже была хорошая база.

В 10-м классе я взяла репетиторов по литературе, английскому и обществознанию (запасной вариант), к тому же нас очень хорошо готовили в школе, а после уроков проводилась довузовская подготовка. В 11-м классе я все-таки решила взять онлайн-курс по литературе с экспертом ЕГЭ. По русскому у меня был репетитор, но в основном я готовилась сама.

Пробники писала и от онлайн-школы, и от МЦКО. Сложнее всего было с литературой и обществознанием, потому что на экзамене по литературе нужно уложиться во время, а в обществознании — запомнить много материала. Литература была мне ближе, а вот насчет обществознания нервничала, приходилось штудировать все кодексы — с нашей учительницей мы проходили все от корки до корки.

От всей души рекомендую олимпиады. Во-первых, они дают «подушки безопасности» в некоторых вузах. Во-вторых, учат писать и выражать свои мысли на самые разные темы в разное количество времени, смотреть глубже на проблемы.

Умение анализировать и критически мыслить — то, что просто крайне нужно и на ЕГЭ, и потом. В вузе это проблема номер один. Чтобы сделать доклад, придется просмотреть тысячу источников и понять, что там полезного, а еще и свое мнение изложить.

В перечневых олимпиадах я участвовала с 8-го класса. В сумме у меня было больше 20 заключительных этапов. Понятно, я рекомендую и Всероссийскую, но если говорим про заключительный этап, то придется только к нему и готовиться. Я становилась победителем региона по литературе, призером по английскому, обществознанию, русскому языку, искусству. Для заключительного этапа по литературе не хватило двух баллов, но тем не менее это отличный опыт.

В «Высшей пробе» в 10-м классе я стала призером по английскому и социологии, в 11-м классе — по русскому и журналистике в Плехановской олимпиаде, могла бы поступить в РЭУ им. Плеханова без экзаменов. У меня было призерство в олимпиаде РАНХиГС по английскому языку, что давало 100 баллов по английскому в РАНХиГС на определенные факультеты. Призерство по английскому от СПбГУ. Ну и так далее.

Иногда 2-3 балла играют решающую роль, поэтому еще рекомендую конкурсы — «Большую перемену», «Интеллектуальный мегаполис» (для МГИМО, очень простой конкурс, дает дополнительные баллы), волонтерство. И, конечно, не стоит забывать про красный аттестат.

На экзаменах я волновалась ровно до того момента, как получала в руки задания. Страх неизвестности исчезает, включается рабочий режим, как на олимпиаде. Обществознание я написала на 94, что было очень неожиданно и приятно. По всем остальным предметам ожидала 90+, по английскому прямо надеялась на 100, но получилось 100 по литературе и русскому. Английский — на 94. У меня хороший уровень языка, но злую шутку сыграли олимпиады. Я привыкла думать и копать глубже, поэтому ошиблась в аудировании.

В вариантах ЕГЭ все лежит на поверхности, и чем проще ты подходишь к заданиям — тем лучше.

Поступать я планировала в МГИМО, там училась моя мама. Поскольку я давно была ведущей на разных форумах, фестивалях, концертах, мне хотелось и дальше этим заниматься, я выбрала факультет международной журналистики. Там лучшая языковая подготовка, ты получаешь возможность работать не только в отечественной журналистике, но за рубежом, с партнерами на международных площадках.

Мест у нас мало, конкурс высокий, поэтому нужно было еще подготовиться к внутреннему испытанию, ДВИ. На факультете журналистики это эссе на культурно-общественно-политическую тематику, а потом устное собеседование. На ДВИ, как мне кажется, все зависит от твоего кругозора и в целом от того, как ты пишешь, и олимпиады здесь — хорошая школа. Насколько ты глубоко копаешь? На собеседование можно принести свои достижения, печатные работы, дипломы.

Хорошо бы знать историю ООН, ШОС, БРИКС и других крупных организаций, могут задать вопросы на эту тему. Можно выбрать свое хобби — например, тебе интересна спортивная журналистика или кинематограф, — и сделать упор на это, чтобы повести разговор туда, где ты чувствуешь себя в своей тарелке.

Выгорала ли я? Конечно, это нормально. Особенно когда близились экзамены и горели все сроки. У меня были гастроли, я играла в благотворительном спектакле МХТ и фонда Константина Хабенского «Поколение Маугли», ездила на слет победителей «Большой перемены» в Сочи, у меня была своя активная культурная программа: съемки, я вела какие-то марафоны... Это было не только у меня, но и у всех знакомых.

В чистом виде сидеть и готовиться к экзаменам — не совсем близкий для меня путь. Что на ЕГЭ, что на ДВИ, что на олимпиадах будут играть роль твой стиль, твой кругозор, твое умение анализировать и выражать свои мысли. Это ключевое. Как удивить и как посмотреть на проблему под другим углом? Выходить за рамки: слушать интересные лекции, музыку, смотреть фильмы. Я многое для себя открыла, это меня вдохновляло и давало почву для размышления. Все очень связано. Чтобы проводить исторические и культурные параллели, нельзя ограничиваться только школьной программой.

подросток пишет тест егэ
Источник: Pexels

«У меня выработался механизм, как у нейросети»

Даниил Плотников, студент МИФИ, 200 баллов за физику и русский язык:

— Я учился в лицее No 10 в Перми. Вообще хотел сдавать больше предметов, но потом от этой идеи отказался — понял, что не успеваю подготовиться ко всему, и пришлось выбирать. Остановился на русском, математике, физике и информатике.

У меня не хватило бы мотивации хорошо подготовиться самому. Особенно тяжело вернуться в привычный строй после лета.

Поэтому я ходил на дополнительные курсы в лицее со своими же преподавателями, отдельно — на курсы дополнительной подготовки к ЕГЭ по физике, в сентябре поступил на бесплатную программу от Пермского политеха «Открытый университет» — там занимался математикой и информатикой.

По русскому у нас был лучший (как минимум в регионе) преподаватель, она отлично готовила, поэтому у нас у всех большие баллы. Сколько сборников мы прорешали!.. И сам я тоже решал, хотя нам не говорили, что это обязательно. К экзамену я знал все слова, все клише для сочинения, плюс в 11-м классе я много читал школьной литературы, а на уроках мы обсуждали, как она может пригодиться. Я знал все произведения, которые были нужны, некоторые читал дополнительно. Например, мне помогло, что я прочитал «Государство» Платона — взял оттуда аргумент на экзамене. По русскому советую читать книги и нарешивать задания: они очень типовые — у меня в конце выработался механизм, как у нейросети, которая видит задание и сразу выдает ответ.

В математике не вижу смысла искать какие-то лайфхаки, ее нужно просто учить, и тогда лайфхаки будут всплывать сами по себе. А вот в школьной физике лайфхаки работают, нам на курсах рассказывали, как можно быстро решать те или иные задачи. Здесь тоже очень помогает нарешка. По физике мне особенно запомнился первый пробник в начале 11-го класса. Результат был слабый — выше, чем проходной балл, но все равно очень маленький, около 40, потому что я не знал половину тем и слабо умел решать задачки второй части. Но получилось этот результат вырастить до 100.

Информатика — самый простой для меня экзамен. Помогло, наверное, желание хотя бы что-то знать в программировании, плюс участие в разных олимпиадах — к сожалению, я начал только в 11-м классе, а мог бы и раньше. Я взял призерство в DANO — чудесной олимпиаде по анализу данных, она позволяет победителям поступить в Высшую школу экономики, но есть и бонусы для других вузов. Победителей берут работать в «Тинькофф». Если есть интерес к аналитике, машинному обучению, точно надо участвовать.

Пермский политех проводил олимпиаду при поддержке «Лукойла», я взял первое место. Мне гарантировали повышенную стипендию и облегченное трудоустройство в «Лукойл», если бы я учился на автоматизации технологических процессов в Пермском политехе, но я отказался от этой идеи.

Время пожить у меня, конечно, оставалось. Я и сейчас считаю, что нельзя все время работать, иначе эффективность падает.

Перед сном я мог позалипать в YouTube, в TikTok, по выходным смотрел фильмы, гулял с друзьями.

На экзамены я шел с волнением, но была мысль: «А кто, если не я?» Сначала пришла сотка по русскому, потом по физике. Я был в восторге. Профильную математику я сдал на 82 балла — у нас без шуток в регионе были очень сложные варианты, сотку не получил никто. По информатике у меня 95, хотя все ждали 300. Но чудес не бывает — только работа. 

Документы я подавал в МГУ, Физтех, Бауманку, Высшую школу экономики, МИФИ. В МГУ написал вступительные экзамены — очень быстро, почти за полчаса, но не очень хорошо. И все равно мне звонили, приглашали на ВМК, но я туда не хотел. В Физтех меня не взяли, потому что низший проходной балл по математике должен быть 85, а у меня 82. Было обидно, потому что пару моих друзей туда поступили. Вариант с Бауманкой я примерно сразу отбросил.

Основной выбор делал между МИФИ (институт лазерных и плазменных технологий, прикладная математика и физика) и Вышкой (факультет компьютерных наук, прикладная математика и информатика). Вот это был действительно сложный выбор! В итоге я решил пойти в МИФИ. Посчитал, что мне надоест постоянно учиться на программиста, а физика меня действительно интересовала и все еще интересует. В МИФИ мне очень нравится. Седые волосы пока не появились.

«Олимпиады все равно приоритетней, чем ЕГЭ»

Анна Сергеева, студентка РГГУ, 200 баллов за английский и литературу:

— ЕГЭ не был моей главной целью, я рассчитывала на олимпиады. Со Всероссийской, увы, не получилось. По литературе на регионе я побеждала три года подряд, но не хватало баллов на финал. Хотела сделать упор на русский, но там тоже не хватило баллов. Зато я взяла перечневые. Готовилась к ним довольно долго, первые полгода вообще редко появлялась в школе: ездила на разные сборы, один раз была в «Сириусе».

Перечневые олимпиады — очень хорошая тема, они могут тебя подстраховать. Тем более по литературе и русскому это больше творчество. А вот ЕГЭ для меня сложней, потому что там все должно быть четко.

С первого класса я училась в дмитровской гимназии «Логос». Это не гимназия им. Примакова, не ЦПМ, не «Сириус» для одаренных детей. Просто замечательная школа.

По английскому там очень сильные учителя, хорошая программа. Класса с 5-го я пошла на курсы — это было модно. Тоже очень повезло с учителями, у нас был атмосферный английский клуб. Как раз таки там я английский полюбила. К нам относились как к взрослым, не устраивали серьезных тестов, и это располагало.

Самое главное условие — никакого русского языка ни на уроках, ни вообще в здании. Только английский. И когда у тебя нет выхода, ты начинаешь искать разные пути. Нас даже штрафовали: кто скажет русское слово, приносит, например, конфеты. И ты привыкаешь говорить по-английски, это становится естественно.

ЕГЭ казался логичным исходом. Главное — угадать логику составителей. Но в целом отдельно к английскому я не готовилась. В школе мы писали сочинения по формату. Если ты знаешь базу по грамматике и лексике, то и сдашь нормально.

По русскому и литературе мы много делали на уроках, поэтому не пришлось напрягаться с онлайн-школами. Русский я сдала на 97 — не хватило одного первичного балла в тесте. Возможно, просто написала не ту цифру, не помню. Но ошибка обидная. Тестовая часть не апеллируется, и я смирилась. Наша учительница всегда говорила, что 100 баллов — это везение, а остальное — закономерный результат труда.

Правила хорошо запоминаются, если их отрабатывать. Я много читала, сочинения мне давались легко.

Проверяющий не любит, когда ты разводишь красоту на 10 листов, но можно ухитриться и даже в этих рамках глубоко проанализировать тексты. Они на ЕГЭ бывают очень интересные, по ним приятно писать.

Честно сказать, по литературе я прочитала не весь список. Не дочитала «Тихий Дон». Но главное — уметь анализировать. Ты можешь с легкостью избегать каких-то фактов и не знать все детали. Да, это могут спросить в тесте, в одном каверзном задании. Но если весь год нарешивать тесты, значимые детали запомнятся сами. Лучше иметь общее представление по каждому из произведений, чтобы было что написать. Плюс внимательно проработать стихотворения Пушкина и Лермонтова — там есть почти все, что могут спросить. Как и в «Войне и мире». Но этот роман обычно пугает своим объемом. Еще более универсальное произведение — «Капитанская дочка».

Пробники в школе проводили каждый месяц. Это очень важная часть экзамена. В ЕГЭ половина успеха зависит от знаний, половина — от способности писать по формату. Думаю, благодаря пробникам я и получила такие баллы.

Учителя относились к нам понимающе и не требовали сверхусилий. Достаточно было просто ходить на уроки, делать домашки, писать контрольные и вовремя закрывать долги. У меня с этим нет проблем, я привыкла никого не подводить, в том числе себя.

Готовилась я в основном в школе, на профильной математике иногда занималась литературой. После уроков часам к 4 шла домой или на английский. По вечерам гуляла, это помогало собраться с мыслями. Для удовольствия читала интересные отзывы на произведения, книги Игоря Сухих (доктор филологических наук, профессор СПбГУ. — Прим. ред.). Дома повторяла стихи. Устроила себе марафон с фильмами, чуть ли не каждый вечер смотрела что-нибудь по настроению (наконец добралась до «Семнадцати мгновений весны»).

Экзамены я воспринимала как очередные пробники. Было любопытно, на что я способна (могла бы сдать на 75 баллов, потому что остальное дополнили бы олимпиады, но литература и английский вышли на 100).

Поступать я хотела на компьютерную лингвистику. В Вышку и МГУ можно пройти либо со Всероссийской олимпиадой, либо с «Высшей пробой», либо с олимпиадой по лингвистике. Дело в большом конкурсе — туда идут все олимпиадники. У меня был вариант сдавать профильную математику, но сдала бы я ее максимум на 80.

Я поставила все на Всероссийскую, с ней не получилось — МГУ и Вышка отпали.

Пошла на ту же специальность в РГГУ: 5 бюджетных мест, примерно 30 человек, имеющих право поступить без вступительных испытаний (БВИ). Я была в их числе, заняла второе место в списке. У нас есть ребята, которые набрали очень высокие баллы, под 300, и учатся платно. Такое случается. Поэтому олимпиады все равно приоритетней, чем ЕГЭ.

Но и только на олимпиады полагаться не стоит: красный аттестат, дипломы (региональный этап Всероссийской олимпиады, например), волонтерство — все это несите в приемную комиссию, даже среди людей с правом БВИ бывает конкурс!

девушка готовится к сдаче ЕГЭ
Источник: Freepik

«Я не тот человек, который может сделать без косяков»

Кирилл Павлович, студент Тюменского медицинского университета, 200 баллов за русский и химию:

— Классе в 8-м я определился, что хочу быть врачом. Учился в обычной хорошей школе города Ноябрьска, в профильном классе. Мне повезло с преподавателями, они нам сразу сказали: «Если будете стараться, то репетиторы не понадобятся». Так и получилось. Мы встречались во внеучебное время, специально прорешивали варианты ЕГЭ. То есть на уроках мы разбирали основной материал, а на этих занятиях уже конкретно готовились к экзамену. На финише мы вообще проводили такие собрания каждый день.

Химию учить как будто тяжелее, но она ощущалась гораздо справедливей. Потому что химию можно либо знать, либо нет. Если знаешь, точно напишешь все, что от тебя хотят авторы. Биология — игра в русскую рулетку. Ты можешь прекрасно понимать тему, суть вопроса, но в заданиях с развернутым ответом посчитают, что ты не очень точно описал проблему. Поэтому приходится угадывать, что хочет от тебя создатель. В итоге биологию я сдал в районе 84 баллов — мне повезло.

К русскому я не готовился от слова совсем, за исключением одного вечера, когда разобрал одно конкретное задание, и целого года подготовки к сочинению. Его я писать не люблю и не любил. Нужно ясно излагать свои мысли, приводить их в порядок, а это сложно. Единственный выход — писать и просить кого-то, чтобы придирались к мелочам. Я просил учителей и даже друзей.

Свободного времени оставалось много. Зимой я резко понял, что мне нужен отдых на неделю в другом городе, и решил «заболеть» для всех учителей, а сам поехал на день рождения к подруге. А так у меня было обычное расписание: до обеда — в школе, потом чуть-чуть дома, потом опять в школе, вечер оставался свободным.

В школе мы примерно раз в неделю писали вариант ЕГЭ по химии, но это больше на добровольной основе.

В начале у меня было примерно дно. Потом повыше. Перед экзаменом результаты стремительно падали.

Я перестал решать варианты тех авторов и просто продолжил готовиться.

Нет, я не целился на 100 баллов. Подруга, к которой ездил, написала химию на 100, и мне тоже хотелось. Но я не тот человек, который может сделать без косяков, поэтому не особо рассчитывал.

У меня было призерство на одной из олимпиад, которые давали право получить 100 баллов за ЕГЭ, и вуз долго верифицировал эту грамоту. Я боялся, что случится какая-то проблема, но все обошлось. Я поступил в Тюменский медицинский на педиатрию. Еще подавал документы в Питер — и даже, по-моему, туда прошел. Но посчитал, что в Тюмени будет удобнее, и уровень преподавания здесь достойный.

«Что наработала, то и получила»

Мария Гусакова, студентка Института русского языка им. А.С. Пушкина, 200 баллов за русский и литературу:

— Все 11 лет я училась в Лесногородской школе Одинцовского округа. Сдавала предметы, которые полюбила благодаря учителям: русский, литературу и английский.

Я пошла в профильный класс, но... в физмат, потому что другой был общеобразовательный. Готовиться к литературе начала уже в 10-м с репетитором, а к русскому и английскому — в 11-м. У нас в Одинцово есть центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, там я и занималась: приезжала два раза в неделю, старалась ничего не откладывать, чтобы не копить завалы.

В школе что-то могла делать на переменке или на физкультуре. Ближе к концу 11-го класса мы приходили только на те предметы, которые будем сдавать, а до этого совмещать было трудновато. Но я все равно получила красный аттестат.

Постоянно заниматься и не сбавлять темп — трудно. Под конец 11-го класса я хотела поскорей сдать экзамены, очень устала готовиться. Весной писала много пробников, по литературе и русскому выходило 100 баллов. В принципе, что я наработала, то и получила на ЕГЭ.

Помню, как на литературе продумывала буквально каждое слово. Писала до последней секунды — времени на панику просто не было! Цитаты из прозы можно перефразировать в косвенную речь и вообще лучше не писать их наизусть, потому что легко ошибиться.

Могу посоветовать читать не все произведения, а основные моменты: знать сюжет и самые главные эпизоды, знать все про героев. Осилить весь кодификатор невозможно.

Английским я занималась с 5-го класса с репетиторами, мне было намного проще готовиться, но английский я сдала хуже всего — 94 балла. Ошиблась в устной части и аудировании.

Первые 100 баллов — праздник. Потом уже, конечно, так не радуешься. Я поступила в Институт русского языка имени Пушкина, на отечественную филологию. Чтобы попасть на бюджет, нужно сдать все за 90. Еще я подавала в РУДН, там у меня было 304 балла благодаря аттестату, но я не смогла пройти — все бюджетные места заняли олимпиадники. Я тоже участвовала в олимпиадах, но в литературе дошла только до региона (это дало несколько баллов).

ЕГЭ, по моему опыту, надежнее. Я точно хочу быть учителем, в этом году уже пробовала заниматься с учениками — мне интересно.

«Долго не лениться и долго не напрягаться»

Антонина Копцева, студентка РГГУ, 200 баллов за русский язык и литературу:

— Училась я всегда на пятерки. Школа была обычная, на профили нас не делили. Совмещать школу и подготовку к ЕГЭ в последний год оказалось трудновато, потому что по некоторым предметам до последнего была большая нагрузка.

Я всегда знала, что я гуманитарий, меня тянуло что к русскому, что к литературе, что к английскому. Готовиться начала примерно с конца лета. Если ты не читал произведения, которые входят в список, ты вряд ли за год успеешь все осилить, поэтому все-таки нужно читать заранее.

Летом перед 11-м классом я повторяла все, что читала раньше, читала что-то новое. Потом уже было легче, потому что я тратила время только на анализ. К репетиторам ходила где-то раз в неделю, все остальное время старалась заниматься сама, смотреть полезные видео на YouTube, делать домашнее задание.

Я себя сильно не напрягала, не сидела ночи напролет, смотря вебинары. Мне важно сохранять стабильный темп — долго не лениться и долго не напрягаться, чтобы не ввергать тело в стресс.

Таким спокойным темпом я шла весь год, хотя мне часто казалось, что я делаю недостаточно, что могу смотреть больше, читать больше. Но это был просто голос тревожности. Иногда хотелось спрятаться от всей этой нагрузки и ответственности — даже больше из-за того, что я совмещала подготовку с художественной школой и сомневалась насчет специальности.

Неуверенность мешала мне на литературе. Я боялась, что не успею уложиться во время, допущу ошибку, невнимательно прочитаю задание. Поэтому я удивилась, когда увидела 100. По русскому было более объяснимо. Я всегда чувствовала этот предмет, мне было интересно его учить, у нас была хорошая преподавательница. Английский я учила в разных школах и сдала его на 88 баллов.

Мне кажется, важно хоть чуть-чуть, но постараться полюбить предмет, который ты сдаешь. Если ты влюблен даже в самые сложные его стороны, у тебя получится сдать на столько баллов, на сколько ты захочешь.

Проходной балл в РГГУ был 296, я со своими 298 до последнего боялась, что не пройду — было всего 5 бюджетных мест. Очень стрессовала, но надежда была сильнее тревожности! В результате я все-таки смогла поступить именно туда, куда хотела — на перевод и переводоведение. И я очень довольна своим выбором, сейчас изучаю то, что приносит мне удовольствие и от чего горят глаза.