Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , «РИА Новости»

Психологи рассказали о методах профилактики подростковых суицидов

МОСКВА, 8 фев — РИА Новости. Психологи считают, что многих конфликтов в школе, доводящих подростков до самоубийства, можно избежать, если родители начнут взаимодействовать с учителями, а педагоги будут более тактичными при общении с учениками.


Две ученицы восьмого класса из подмосковной Лобни вечером во вторник спрыгнули с крыши высотного дома и скончались от полученных травм. Следователи нашли в сумках школьниц записки, в которых девочки просят простить их за то, что они не хотят больше жить. Одна из погибших, Анастасия Королева, за неделю до трагедии пожаловалась подруге на усталость от школы, сказала, что там все на нее давят. Возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства), санкции которой предусматривают до пяти лет лишения свободы.

Тактичность и взаимодействие
Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева считает, что когда дети вступают в подростковый возраст, то и родители, и учителя должны вместе обсуждать возникающие проблемы с детьми.

Не должно быть так, чтобы только усилиями учителей поддерживалась и дисциплина, и хорошая успеваемость. В то же время родители должны следить за тем, чтобы дети находились в психологически комфортной и адекватной обстановке, — сказала она в среду РИА Новости.

Дозорцева считает, что родители должны следить за эмоциональным состоянием своего ребенка, а учителя, в свою очередь, могут отследить проблемы с учебой. «И та и другая стороны должны искать решение проблемы во взаимном сотрудничестве, а не в конфронтации», — сказала она. Эксперт отметила, что когда у детей возникают проблемы с учебой, родители пытаются самоустраниться и возлагают ответственность на школу.

По словам старшего научного сотрудника лаборатории «Медико-психологическая реабилитация» Московского городского психолого-педагогического университета, кандидата психологических наук Виктории Аршиновой, конфликты между учениками подросткового возраста и учителями часто возникают на фоне общего снижения культурного уровня. «Не стоит забывать, что культура детей снижается, для ее повышения надо прилагать усилия, но никто их не прилагает. В ответ на надменные высказывания ученика не все педагоги могут сдержать себя, особенно молодые, которые приходят в школу из той же независимой культуры. Нередко они опускаются до общения на вульгарном языке», — сказала она РИА Новости.

Аршинова считает, что основой для предупреждения скандалов в школе должна быть нравственность. «Нравственность — это внеконфликтный путь развития. Когда нет внеконфликтного пути ни у учителя, ни у ученика, мы будем получать все больше нарастающий суицидальный исход такого общения», — отметила она.

Кроме того, по мнению Аршиновой, учителя не умеют доносить до детей проблемную информацию, в том числе о сексуальных отношениях. Психолог привела в пример США, где существуют специальная программа для учителей, которая поясняет, как разговаривать со школьниками на щепетильные темы.

Выход всегда есть
Суициды школьников на фоне испорченных отношений с педагогами для России не редкость. Подростки в силу неокрепшей психики воспринимают такие скандалы очень остро, зачастую не видят выхода из этой ситуации, считает Аршинова.

Конфликтность в школьной среде очень высока, как между детьми, так и между детьми и учителями. Когда оскорбление идет с позиции взрослого, старшего, это глобальный конфликт для подрастающего человека, у которого психика еще не окрепла. И, конечно, он видит некую тотальность в этом, — отмечает эксперт.

Такого же мнения придерживается Дозорцева. Она считает, что в силу того, что подростки еще не сформированы как личности, им нужно в этом возрасте помогать решать их проблемы. «Потому что именно из-за недостатка опыта и эмоциональной неустойчивости, они могут ощущать, что крах полный и выхода нет», — сказала она. Тут должен вмешаться взрослый человек и объяснить, что выход всегда есть, отметила эксперт.

По мнению Дозорцевой, российские старшеклассники сегодня встревожены тем, что не видят свое будущее в этом мире, им сложно адаптироваться и соответствовать тем стандартам, которые задает современная мода на гламурных и успешных людей. «Акцент на таком личном успехе — это очень провоцирующий фактор, к сожалению», — отметила врач.

Центр внимания
Аршинова отметила, что дети часто принимают решения о самоубийстве спонтанно, а родители узнают о случившемся уже постфактум. «Если родитель понимает, что такой риск (суицида) существует, ему можно посоветовать не пугаться, а постараться стать центром ситуационного реагирования», — сказала она.

По словам эксперта, в настоящее время родители уделяют ребенку в среднем около 20 минут в сутки. Задача матери или отца состоит в том, чтобы за такой кратковременный период общения заметить, что происходит с их детьми, а не отгородиться от проблем усталостью после работы. «Родитель должен быть настроен на то, чтобы поймать, есть ли изменения в голосе, в его ответах на вопросы. Если он понимает, что произошли какие-то изменения, он должен все бросить, забыть про все дела и в этот момент уделить ребенку не 20 минут, а поговорить по душам», — подчеркнула психолог.

Дозорцева отметила, что групповые суициды также характерны именно для подростков. «Может быть, каждая из девочек не решилась бы на такой поступок, легче вместе. Поэтому важно еще отслеживать групповые феномены, дружбы с подростком, который чувствует себя неблагополучным, потому что когда они собираются вместе, они друг друга настраивают», — сообщила Дозорцева. Родители должны обращать внимание на окружение своих детей, считает она.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
1
Таисия Томникова
В школе своеоьразный микро климат существует.Тяжелотам находиться и одновременно очень интересно.А люди все разные:со своими домашними укладами,да ещё наша стремительно меняющаяся действительность.Наложилась не только разница поколений но и идеалов,мировоззрений.На словах мы все ратуем за демократию-а на деле в школе,в основной их массе-сущеста=вует ничем не прикрытый деспотизм.Откуда взяться культуре общения.вот и происходят такие жуткие трагедии.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Кошка МакарошкаНовая жена хочет порезать алименты!

Доброго времени суток,форумчанки! Мой бывший муж, слава тебе Господи, женился. В браке родился ребенок (только узнала). И вот меня вызывают в суд в качестве третьего лица, его жена подала на алименты. И я не против,если бы он действительно не обеспечивал их, бросил как нас без всякой помощи. У меня хоть муж есть с нормальной зарплатой, а она вообще одна с детенком. Так нет, они в браке, живут вместе. А она подала на свое содержанием и на алименты,потому что выплата 25 % на моего это замного. И что мне в суде говорить то? Должны ли были предоставлены доказательства в суд, что их ребенок менее обеспечен после выплаты алиментов на моего сына?

257
светланаРечь

Сколько слов ваши детки говорят или говорили в 1 год?Мой сын говорит 40-50 слов,включая и его детские слова конечно.Многие не верят и очень удивляются когда слышат.Неужели сейчас дети действительно позже начинают говорить?

194
Ваше ВеличествоСветская жизнь - 22

Добрый вечер! Сегодня в теме - премьера спектакля, закрытие фестиваля, праздничная коллекция Estee Lauder (это, конечно, совсем не о светской жизни, но там такие забавные вещицы), немного о "Мисс Мира-2018", шоу Dolce & Gabbana, елка журнала Tatler, а также  церемония The Fashion Awards.

173
excerptionСвадьба моей свекрови Фэй

Всем привет и замечательного настроения! [smile]wink[/smile] Создаю тему с согласия Фэй. Прошу прощения за качество фотографий снимала на телефон из альбома. 

156
Капитан Землипро квартиры и ... моральное право

А как вы считаете: квартиры, полученные в советское время, которые давали из расчета на всех членов семьи, включая детей, это исключительно собственность родителей? Дети не имеют морального права (речь не о законных правах) претендовать на свою долю? Конечно, хорошо, когда ребенок успешный и самостоятельно обеспечил себя во взрослой жизни жильем, но вероятность такого сюжета не тотальна. Возьмем, к примеру, моногорода. Один завод на весь город. закрыт или на грани закрытия -  работы нет, зарплаты нет. Есть родительская квартира - единственное наследие СССР. В этом случае квартира только родительская или...?

147
ВасилискаОказывается, это ребенок систематически травил учителя из Омского лицея, а не наоборот

Ледис, я пребываю в шоке. Как могут вывернуться из-под себя учителя, защищая себя от негодования общественности! О ситуации в омском лицее я писала в прошлом посте, кому лень искать ссылку - есть в  моем профиле. С тех пор выяснилось, что за последние 2 года около десятка (!) учеников были вынуждены перевестись в другие школы, чтобы "не портить директору статистику по ЕГЭ". Соответствующие письма родителей уже есть в прокуратуре, которая по-прежнему проводит проверку образовательного учреждения. Кроме того, за прошедший год из школы уволились шестеро учителей-предметников, не согласных с тактикой ведения учебного процесса, насаждаемой директоршей. Еще стены лицея покинули два психолога, два библиотекаря и один вожатый. И что мы теперь видим? Учителя (оставшиеся преподавать в лицее) и родители одноклассников пострадавшего от травли мальчика пишут ОТКРЫТЫЕ ПИСЬМА, в которых защищают учителя, травившего ребенка. и директора, который все это покрывал. В письме приводимые аргументы - честь школы, результаты ЕГЭ, топ-10 среди школ города и тд. Ну конечно, если избавляться от слабых учеников, и в топ-10 по стране можно войти, а чо б нет-то. И вот я сейчас читаю восхитительную статью, в которой сторонники директрисы лицея буквально поливают грязью и неугодного ученика, и его маму! Я прочитала и меня прям трисёт кушать не могу! Ссылку на нее дать не могу, но она легко гуглится по названию: Ситуация с семьей Граф — результат многолетней травли учеником учителя. То есть это ученик много лет травил учителя! Но об этом нет ни одной записи в его дневнике! Ни оной беседы с социальным педагогом и психологом не было проведено! Ни разу мама ребенка не была вызвана в школу на беседу по поводу травли учителя ее сыном! Ничего, никаких следов его многочисленных, как утверждают в статье, преступлений!  Казалось бы: ну повели себя непрофессионально, ну извинитесь, откатите назад! Проведите согласно протоколу расследование конфликтной ситуации! Свяжитесь с медиатроами, мамой школьника, сторонними психологами, чтобы разрешить возникший конфликт ко всеобщему удовлетворению! Но нет. Теперь сразу нескольоко Омских изданий (в которых работают люди, крепко связанные с директором оскандалившегося лицея дружескими и даже родственными связями), поливают грязью маму, в одиночку выращивающую сына, ставя ей в вину то, что она, видите ли, слишком часто ездила в командировки! В общем, у меня нет слов. надеюсь, что расследование выяснит все, что происходило в стенах этого элитного учебного заведения. Мальчик, кстати, все еще находится в стационаре - отделении детской неврологии. Никто - ни учителя, ни директор, ни родительский комитет, ни завуч - не поинтересовались его здоровьем и самочувствием. Им некогда, они раздают интервью, которые порочат самого мальчика и его маму, изо всех сил обеляя директоршу, устроившую из своей школы фабрику медалистов.

143
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети