«Объем домашней работы вырос на 250 процентов». Что думают о школьной удаленке родители, дети и учителя?

Российские дети в большинстве городов переведены на дистанционку, и этот первый вынужденный масштабный эксперимент по удаленному образованию сразу показал, что это не так просто.

Источник: unsplash.com

В ряде регионов доступ к интернету имеют далеко не все, дети от учебы отлынивают, а учителя вместо того, чтобы перестраиваться, просто заваливают их (честнее будет сказать — их родителей) горой домашней работы. При этом удаленка с россиянами надолго, а значит, систему нужно срочно исправлять. Как — «Лента.ру» спросила директора АНО «Институт прогрессивного образования», преподавателя и методолога инновационных образовательных программ Анну Маркс.

Президенту недавно рассказывали, что малообеспеченным семьям не хватает средств на компьютеры и оплату интернета, а ученики практически получили возможность не учиться, и все это превращается уже в социальную проблему. Все так и есть?

Да, у нас действительно существует проблема цифрового неравенства. И в пандемию коронавируса сфера образования почувствовала это на себе: дети из многодетных и малообеспеченных семей оказались на какое-то время отрезаны от учебы в силу того, что у них просто не было необходимой техники: компьютеров, модемов для выхода в сеть. Особенно остро эта проблема чувствовалась в регионах и сельской местности.

В начале апреля, когда эта проблема стала очевидной, мы вместе с Общественной палатой обратились в Министерство просвещения с просьбой выдать необходимую технику на руки нуждающимся детям — из школ, из региональных министерств. Тогда к нам прислушались, и детей стали обеспечивать школьными компьютерами. Но это была временная мера.

Сейчас мы понимаем, что дистанционка с нами надолго, будут еще карантины, и надо обеспечить детей необходимой техникой.

Каким же образом?

У нас в регионах предусмотрены льготы для малоимущих. На школьную форму, например. Я считаю, что в условиях новых вызовов перечень оказываемой поддержки должен расширяться, и в него стоит включить необходимую технику: компьютеры или планшеты как минимум.

В то же время ряду государственных образовательных ресурсов предстоит войти в президентскую программу «Доступный интернет», то есть доступ к нему должен быть абсолютно бесплатным, вне зависимости от того, оплачен интернет у ребенка или нет.

Расскажите о перспективах развития дистанционки в рамках профильного нацпроекта «Образование». Оказывает ли он вообще влияние на то, что происходит сейчас в данной сфере?

В части дистанционки нацпроект ставит целью технически обеспечить школы всем необходимым оборудованием, выходом в интернет и так далее. На практике мы пока видим с этим проблемы. И второе — это переобучение учителей, которые должны приобрести цифровые компетенции. Здесь пока тоже работы непаханное поле.

Как пример очень даже хорошей программы, которая сейчас реализуется в рамках нацпроекта, могу назвать «Современную цифровую образовательную среду».

Что это?

По сути, единый портал, такая государственная вариация Coursera (онлайн-проект, созданный профессорами Стэнфордского университета — прим. «Ленты.ру»), где будут выкладываться лучшие онлайн-уроки лучших учителей. Родители, дети, учителя могут быть спокойны — контент качественный и соответствует школьной программе.

Ведь как у нас сейчас в школе — решил пример по математике правильно, но другим способом, а не как учили, и получил двойку. А тут все уже проверено министерством — не ошибешься.

Хорошо. А как быть с теми из учеников, кто не хочет учиться?

Я бы не спешила обвинять во всем детей. Их никто к такому формату учебы не готовил. Современная российская школа вообще пока не готовит детей к жизни в новом «цифровом обществе», где для выживания и успеха в карьере требуются не только теоретические знания, но больше практических умений: самоорганизации, системного мышления, тайм-менеджмента.

Но вот сейчас, в этом году, школе пришлось перейти в онлайн. Только у родителей и детей это вызвало не радость от ощущения прогресса, а порой лишь невероятный напряг.

У нас дистанционное обучение во многих случаях превратилось именно в самообучение, когда учителя из-за плохой связи, неумения работать в онлайне стали просто все спихивать на плечи школьников: задавать кучу домашнего задания, да еще по тем предметам, которые ранее никто не задавал: музыка, ИЗО, ОБЖ, физкультура, ритмика и так далее.

Посмотрите, что каждый учитель произносит на удаленке:

20 фраз, которые произносит каждый учитель на удаленке
20 фраз, которые произносит каждый учитель на удаленке
20 фраз, которые произносит каждый учитель на удаленке
20 фраз, которые произносит каждый учитель на удаленке
20 фраз, которые произносит каждый учитель на удаленке
20
Надо было, к примеру, делать видеозаписи выполненных упражнений по физкультуре или видеозаписи пения по музыке, или фотоотчеты по шитью прихваток и лоскутных одеял на уроки технологии!

А есть понимание, насколько выросли объемы домашней работы?

По нашим оценкам, в среднем объем домашней работы на самоизоляции вырос на 250 процентов, а время, затраченное на его выполнение, с двух до шести с половиной часов ежедневно среди учащихся начальной и средней школы, и с трех до восьми часов среди учеников старших классов.

Что с этим делать, как исправлять ситуацию?

Министерство просвещения в период пандемии разработало Рекомендации по проведению дистанционного урока, но мы видим, что к ним многие учебные центры остаются равнодушными. Значит, нужно закреплять единый стандарт для проведения дистанционного урока, который, с одной стороны, оставит место для творчества учителя, его креативных методик, а с другой — защитит ученика от перегруза: установит четкую временную квоту на проведение самого урока, на выполнение домашнего задания.

Принять стандарт и все?

В это же время необходимо поменять систему подготовки и учителей, и учеников. В метапредметный стандарт образования для учеников необходимо вводить soft skills, чтобы дети не просто зубрили материал, но учились самостоятельно работать с информацией. То есть речь идет об обучении самоорганизации, тайм-менеджменту, критическому мышлению, информационной грамотности и этикету.

Недавно вы обратились к чиновникам по поводу плохой адаптированности онлайн-платформ к детям с инвалидностью. Расскажите об этом.

Надо сказать, что данная проблема также подтверждает цифровое неравенство в нашей системе образования. Казалось бы, дистанционный формат мог бы быть особенно удобным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Не надо тратить время и силы на перемещение, плюс можно настроить темп обучения под себя. Но увы, именно такие дети оказались в неравных условиях доступа к образовательным ресурсам.

Как вы об этом узнали?

Эксперты нашего института провели мониторинг крупнейших государственных образовательных платформ и 35 крупнейших частных онлайн-школ. Сразу скажу, что в экспертную группу входят программисты, которые занимаются разработкой сайтов и приложений, юзабилити-специалисты, которые оценивают, насколько удобно пользоваться сайтами, и волонтеры, у которых есть ограниченные возможности по здоровью.

Сначала мы просто проверили, есть ли на данных ресурсах версии для слабовидящих, посмотрели, есть ли возможность включать субтитры и так далее. Далее волонтеры уже оценили с помощью своих гаджетов (это специальные скринридеры, которые озвучивают информацию с экрана, и речевые синтезаторы, которые помогают набирать текст голосом), насколько доступна информация.

Так вот, в 80 процентах случаев на государственных платформах, включая Российскую электронную и Московскую электронную школы отсутствуют версии для слабовидящих граждан и текстовая трансляция звуковых дорожек аудио-, видеофайлов.

А что с частными платформами?

Если говорить о частных компаниях, то из 35 крупнейших EdTech-платформ только 30 процентов полностью или частично соответствуют требованиям ГОСТ. Где-то мешает капча считывать, где-то без компьютерной мыши нельзя выполнять задания.

Конечно, эта проблема сейчас уже решается.

Посмотрите, что обычно неловко дарить учителю:

6 подарков, которые вам неловко подарить учителю (а зря!)
6 подарков, которые вам неловко подарить учителю (а зря!)
6 подарков, которые вам неловко подарить учителю (а зря!)
6 подарков, которые вам неловко подарить учителю (а зря!)
6фотографий
В апреле принят ГОСТ, основанный на международных стандартах по доступности интернет-среды. Другое дело, что его никто не применяет.

Мы считаем, что государственные сайты должны ему соответствовать. Сейчас в России в полной мере ГОСТу соответствует только один ресурс — сайт президента. Частный сектор, банки особенно, уже добились определенных успехов — их приложения и правда доступны для инвалидов.

Но вот в EdTech аудитория гораздо меньше. Согласно официальной статистике, в России проживает 12 миллионов инвалидов, из них 700 тысяч — дети. При этом затраты на переоформление сайта — существенные.

У вас есть предложения, что делать?

Мы предложили правительству сделать стимулирующие льготы и послабления, потому что переделывать глобальные платформы очень дорого, а детей с проблемами здоровья в сравнении с клиентами банка — не так много. Получается просто невыгодно, ты еще и налоги должен заплатить.

В частности, мы просим предусмотреть Налоговым кодексом возможность получения налогового вычета для частных отечественных EdTech-компаний за инвестирование в адаптацию образовательных платформ под нужды людей с ОВЗ в размере понесенных расходов. А еще субсидировать ставки по кредитам до трех процентов на реорганизацию образовательных платформ под требования.

Звучит вполне реально. Теперь вопрос поддержки учителей-блогеров. С таким предложением вы тоже недавно обращались в Минпросвещения, но встает вопрос, как наладить эти выплаты, как проводить аудит. Вы уверены, что все это точно стоит выводить на официальный уровень господдержки?

У нас много говорят про учительскую инициативу, но почему-то она всегда касается либо каких-то внутренних школьных конкурсов, либо олимпиад. И никто сейчас не оценивает учителей, которые работают на массы, ведут просветительские блоги. А таких активных педагогов, надо сказать, немало.

Примерно сколько?

По нашим оценкам, с начала «первой волны» в пяти наиболее популярных социальных сетях в России («ВКонтакте», Instagram, YouTube, Telegram и TikTok) среди детей от 7 до 18 лет было зарегистрировано больше 250 персональных педагогических блогов по разной тематике: от общеобразовательных или узкопрофильных по конкретным предметам до подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Преподаватели-блогеры работают с аудиторией от нескольких тысяч до нескольких миллионов школьников. При этом общая аудитория 45 наиболее популярных образовательных блогов больше 18 миллионов человек.

Можете привести примеры интересных учительских блогов? В чем их перспективность и важность именно для образовательного процесса, а не развлечения?

Они очень интересно вовлекают в школьную программу, чего в классе не всегда встретишь! Например, помогают детям готовиться к экзаменам, контрольным, дают лайфхаки, как запомнить информацию или выучить английский язык, разбирая фразы певицы Монеточки, например, как это делает Мария Батхан.

Для начальной школы есть свои учителя, например, Кирилл Владиславович в Instagram запускает прикольные флешмобы. Или вот другой учитель начальных классов Александра Суворова учит родителей школьников-младшеклассников вовлекать детей в учебу.

Мы считаем, что эти учителя делают огромную работу и как раз помогают сгладить «цифровое неравенство» в образовании, вовлекают родителей, делают обучение интересным для всей семьи.

Посмотрите галерею фраз учителей, которые вернут вас за парту:

Фразы учителей, которые вернут вас за парту
Фразы учителей, которые вернут вас за парту
Фразы учителей, которые вернут вас за парту
Фразы учителей, которые вернут вас за парту
Фразы учителей, которые вернут вас за парту
24

Учитывая, что блог отнимает очень много времени, было бы справедливо включить в перечень выплат стимулирующего характера ведение просветительского блога.

Начнут делать ради денег, то есть чисто формально, без души.

Как критерии оценки можно взять, например, качество контента, вовлеченность подписчика, регулярность ведения блога и так далее.

Вернемся к стандарту дистанционного урока. Все его проводят по-разному, но все равно — он же не идет ни в какое сравнение с обычным. Дети отключают камеры с микрофонами под предлогом «технических неполадок», а сами бездельничают.

Дистанционный формат обучения становится частью образовательного процесса, он с нами останется и после пандемии.

При этом школы действительно не перейдут в онлайн-режим окончательно, по крайней мере, не в ближайшие 15-20 лет, но онлайн-уроки будут постепенно интегрированы в общую образовательную систему. И здесь необходимо предусмотреть, чтобы онлайн-урок был все-таки уроком, где учитель объясняет материал и делает это грамотно, а не просто по WhatsApp или во «ВКонтакте» кидает домашнее задание — законспектировать параграф, сфоткать и прислать на проверку.

Многие учителя просто не понимают, как иначе, а некоторые и в офлайне заставляли детей конспектировать параграфы, только под их контролем в классе.

Методология онлайн-урока отличается от методологии классического. Мы с весны проводим для учителей из регионов обучающие мастер-классы, как вести онлайн-урок. Здесь нужно понимать, как визуально сопроводить учебные материалы, вводить элементы геймификации, чтобы ребенок не отвлекался. В интернете его внимание сложнее удержать, нужно постоянно вовлекать в материал, и так далее.

В стандарт проведения дистанционного урока должны войти такие параметры, как время проведения урока — кто-то сейчас вовсе не проводит, а скидывает домашку, а кто-то, наоборот, растягивает на два часа.

А что делать с домашкой? Дети ведь ее не любят. Я по себе могу сказать, что это худшая часть школьного образования.

Необходимо установить допустимый объем домашнего задания по различным предметам, распределить дисциплины для обязательного выполнения домашнего задания и обозначить список предметов, где домашнее задание носит исключительно рекомендательный характер.

А еще нужно установить допустимый формат подготовки домашнего задания и здравые дедлайны.

По идее, учителя же видят, что дети не справляются с такими объемами. Может, они сами образумятся в этом плане и облегчат ученикам жизнь?

У нас в школе считают, что если ребенок сидит дома, ему все равно нечем себя занять — пусть учится! Отсюда все проблемы с перегрузкой. Ребенок эмоционально выгорает, у него не остается ни сил, ни времени на свои увлечения, а это тоже важный этап его развития как личности.

Вообще эпидемия подстегнула онлайн-образование, или оно стало хуже из-за постоянной перегрузки серверов? Слышал разные мнения.

Сектор EdTech и онлайн-образования и до этого рос очень быстро. В 2019 году его объем составил 38,5 миллиарда рублей, и при «докарантинных» темпах роста к 2023 году этот показатель достиг бы 60 миллиардов рублей.

Посмотрите галерею вредных советов, как родителям испортить отношения со школой:

10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10

В период пандемии на различные онлайн-ресурсы действительно хлынули миллионы пользователей, так что многие серверы просто рухнули.

Тем не менее люди смогли оценить удобство онлайн-школ и количество учеников, которые теперь занимаются не с репетитором, а дистанционно, существенно выросло.

Это, конечно, влияет и на приток инвестиций в EdTech, а следовательно, повышает качество отечественного продукта.

Самих этих предложений в России сейчас очень много. Людям есть из чего выбрать, и это тоже повышает конкуренцию и качество продукта.

А к каким-то качественным переменам это привело?

Родители, сами ученики выбирают наиболее интересные и легкоусвояемые форматы. Появляется все больше уроков через прямые эфиры в соцсетях, а кто-то предпочитает игровые тесты для проверки знаний, и так далее.

Эти тренды обязательно лягут и в методологию очных уроков, но вот вопрос — насколько быстро они впишутся в государственную систему образования? Все-таки это очень традиционная и неповоротливая система.

Смотрите интересный ролик