Нейробиолог Орехова рассказала, от чего зависит восприятие речи у детей с аутизмом

Чем меньше мозг детей с РАС реагирует на гласные звуки, тем хуже у них восприятие речи в шуме, установили в МГППУ.

Об этом «Газете.Ru» рассказала ведущий научный сотрудник МЭГ-центра Московского государственного психолого-педагогического университета Елена Орехова.

Источник: Unsplash

Слухоречевые нарушения — один из первых неспецифических признаков аутизма. У большинства детей с РАС речь появляется после трех лет, и она все равно не очень правильная. Нарушения речи могут затрагивать различные уровни: фонологию, синтаксис, семантику и прагматику.

Около 30% детей с РАС пользуются речью чрезвычайно мало, либо вообще не говорят.

«Гласные — это первые звуки, которые ребенок начинает произносить. Они очень важны для понимания речи, даже больше, чем согласные. Во время нашего эксперимента дети смотрели мультфильмы без звука, в то время как в наушники подавались звуки — гласные, измененные гласные и контрольный звук — шум.

Мы сравнили, как мозг детей обрабатывает гласные и контрольные звуки. Выяснилось, что мозг нейротипичных детей очень быстро отличает гласный звук от шума, а у детей с аутизмом реакция на гласные снижена. Причем, что интересно, такое снижение коррелирует с результатами поведенческих тестов. Но это предварительные результаты», — объяснила Орехова.

По ее словам, одной из причин такой закономерности может быть плохая работа системы переключения внимания. Структуры, входящие в «правополушарную» систему переключения внимания, важны также для социального общения.

«Когда мы общаемся, эта система переключения активируется, поскольку нам необходимо быстро отслеживать поведение собеседника и реагировать на него. Мы предполагаем, что нарушения в этой системе могут быть связаны с нарушением социальных навыков при РАС. Но нужны дополнительные исследования, пока окончательные выводы сделать сложно», — заключила Орехова.

Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: