Надо ли превращать урок в игру? Мнение российских учителей

Педагоги рассказали, как геймификация влияет на процесс обучения.

Образовательная онлайн-платформа Учи.ру провела исследование среди учителей, чтобы выяснить их отношение к применению игровых механик в образовательном процессе. Всего в опросе приняли участие 1130 действующих педагогов.

Источник: Freepik

По результатам опроса, большинство респондентов (84,5%) положительно относятся к геймификации обучения. При этом 13,5% затрудняются ответить на вопрос, а отрицательно относятся к термину лишь 2% опрошенных.

«Мы видим, что без геймификации детям труднее усваивать информацию. Происходит это не только в онлайне, но и в обычном школьном процессе. Именно поэтому учителя пытаются интегрировать игровые механики в процесс обучения. На платформе Учи.ру геймификация влияет на вовлеченность школьников в изучение школьных и внешкольных предметов, помогает освоить курс или пройти тему до конца: только за прошлый учебный год наши интерактивные карточки по математике решили более 180 млн раз», — говорит Сергей Веременко, заместитель генерального директора Учи.ру.

88,6% педагогов регулярно используют игровые обучающие сервисы, приложения, платформы для работы с учениками, 5% педагогов не используют цифровые сервисы в образовательном процессе, а 6,5% респондентов не смогли с точностью ответить на вопрос.

Абсолютное большинство педагогов (97,4%) считают, что использование игровых технологий как в очном, так и в онлайн-образовании помогает школьникам в учебе.

Им интереснее учиться, они лучше запоминают учебный материал, у них улучшается успеваемость. Только 2,1% учителей заявляют об отрицательном эффекте механик геймификации. Они считают, что игровые элементы только отвлекают школьников от учебы, дети ничего не запоминают.  

Источник: Freepik

«Учитывать учебную вовлеченность важно не только для того, чтобы бесконечно повышать академические результаты школьников. Сейчас процесс образования настроен на то, чтобы дети “учились учиться” — а это невозможно без интереса и высокой вовлеченности. Поэтому цель практиков и исследователей образования — выработать механизмы, которые сформируют и будут поддерживать активность учеников», — комментирует Анастасия Капуза, научная сотрудница Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

Среди основных преимуществ геймификации педагоги выделили:

  • повышение мотивации к учебе;
  • успехи в запоминании материала; 
  • вдохновение на изучение материала;
  • отсутствие страха совершить ошибку;
  • освоение внеучебных навыков.

В числе недостатков использования механик геймификации в обучении педагоги отметили, что дети привыкают развлекаться, а не трудиться, у школьников возникает интерес к игре, а не к учебному материалу, эффективность обучения повышается лишь на краткосрочный период, растет соперничество в коллективе, игра отвлекает от изучения предмета. В то же время 35% учителей не видят недостатков в геймификации обучения.

«Игровая механика позволяет школьникам встречаться с разными обстоятельствами и выбирать способы реагирования. Так, обратная связь, которую дети получают в игре, помогает развивать критическое мышление. Ограниченность ресурсов, с которыми имеют дело игроки, развивают стратегическое мышление. Квесты развивают поисковое — логическое и интуитивное мышление», — рассказывает Анетта Орлова, психолог, кандидат социологических наук.

Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства:

Редакция проекта
Гид по материнству и детству