Миссия выполнима: как научить ребенка делать домашнюю работу самостоятельно

Секреты от методиста, педагога Ольги Васильевны Узоровой.

ca9daf2d-bed4-4284-b03d-16d478e3a17f
Источник: pexels.com

Выполнение домашней работы в условиях дистанционного обучения стало испытанием для детей и родителей. Взрослые коршунами висели над школьниками, а те под диктовку выполняли все, что скажет мама или папа. Отношения в семье накалялись. Этот период дался непросто всем участникам учебного процесса, и главный вывод, который мы сделали — наши дети с трудом выполняют домашнее задание самостоятельно.

Что же делать, чтобы изменить ситуацию? Как объяснить ребенку, что выполнение домашней работы — это его зона ответственности? И нужно ли вообще выполнять то, что просит учитель?

На эти и другие вопросы в рамках вебинара образовательного ресурса Учи.ру и издательства Clever ответила методист и педагог Ольга Васильевна Узорова.

Мы послушали лекцию и делимся с вами полезными выжимками из нее.

Зачем нужна домашняя работа

Когда домашняя работа регулярно становится поводом для семейных ссор, неудивительно, что родители интересуются у педагогов, можно ли отказаться от ее выполнения.

Ольга Васильевна однозначно говорит «нет». И вот почему.

Домашнее задание...

  • помогает школьнику регулировать свое поведение.

В школе (даже онлайн) учебным процессом руководит учитель. Он регулирует время выполнения упражнений, напоминает про набор вещей и тетрадок к определенному уроку, подсказывает, когда переходить от одного задания к другому.

Дома ученик организует свою работу самостоятельно: решает, когда он сядет за стол. Он должен открыть дневник, посмотреть задание, отметить последовательность, с которой он будет действовать, подготовить необходимую канцелярию для уроков и т.д.

Именно качественное выполнение домашней работы приучает ученика к самостоятельному труду.

  • воспитывает волю и ответственность.

Ребенок учится видеть разницу между «хочу» и «надо». А также учится завершать начатое и получать удовлетворение от проделанной работы.

  • помогает сформировать навыки контролируемого поведения.

Это значит, что выполняя упражнения, школьник учится в конце проверять себя — просматривает сделанное задание на наличие ошибок, проверяет, может ли ответить на вопросы к тексту и т.д.

  • формирует навык поиска информации в разных источниках(учебниках, словарях, энциклопедиях, интернете)

  • помогает закрепить информацию, полученную на уроке.Чтобы знания по каждой теме улеглись в голове ребенка, необходимо системное повторение информации. То есть чтобы ребенок освоил определенную тему, ему нужно послушать объяснение от учителя, а затем обязательно выполнить задание в установленном педагогом объеме.

Как помочь ребенку делать домашнее задание самостоятельно

Важно понимать, что ученик не может сразу с первого класса садиться за уроки самостоятельно. Сначала его надо этому научить. Так что в 1 и 2 классах домашняя работа — это совместная зона ответственности педагога и родителя.

Посмотрите 10 вредных советов о том, как родителям испортить отношения со школой:

10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой
10

Что могут сделать родители

1. Поддерживать режим дня. Он помогает сформировать у ребенка привычку, что в одно и то же время он садится за уроки.

2. Приучать ученика планировать выполнение домашнего задания.Поначалу внимательно проговаривать, как и что ребенок будет делать (не делать за него, а только обсуждать этапы!): сначала русский, первое упражнение, потом — перерыв, затем второе упражнение и т.д.

Учите разбивать большое дело на несколько этапов, определять время, которое потребуется на выполнение какого-либо задания.

Ставьте ребенку часы или таймер.

3. Бороться со страхом неудачи.Часто дети не могут сесть за уроки, потому что боятся ошибиться. Задача взрослого — объяснить, что ошибки — это нормально. Что при приближении к цели страх будет постепенно исчезать, главное — сделать первые шаги и потому будет не так страшно.

Если вы заметили, что ребенок допускает очень много ошибок, это повод обратиться за помощью к учителю, а также сходить на консультацию к логопеду или дефектологу.

4. Хвалить за успехи.Упреки еще никому не прибавляли знаний. Поэтому старайтесь поощрять ребенка, если он хорошо справился с заданием (на своем уровне), и не ругать, если что-то не получается.

«Как здорово, что ты допустил ошибку сейчас, а не на ЕГЭ в одиннадцатом классе», — именно из этой позиции должен строиться диалог об учебе.

Что еще важно знать родителям о выполнении домашней работы

Некоторые родители воспринимают выполнение домашней работы и в целом учебу ребенка в школе как вызов своим интеллектуальным способностям. Поэтому стараются во всем помогать ребенку, а где-то полностью делают работу за ученика. В итоге учитель не может оценить пробелы в знаниях, не будет лишний раз останавливаться на сложной теме, потому что посчитает, что большинство детей ее уже освоили.

Поэтому важно, чтобы ребенок делал помарки — многие учителя выступают против использования стирающих ручек, потому что педагог должен видеть, с какими ошибками столкнулся школьник.

Это первый важный момент.

Второй связан с конфликтами в семье из-за оценок и выполнения заданий.

Младшеклассник, получивший в школе двойку, и так находится в состоянии сильного стресса, чтобы получать дополнительную порцию негатива от родителей. Никакие плохие оценки не стоят мира в семье. Главное для вас не стремление к пятеркам, а сохранение хороших взаимоотношений ребенка, родителей и учителя!

Смотрите наши видео

Контент недоступен