Конфликт между родителями закончился трагедией. Почему в школьных чатах люди ведут себя агрессивно

И можно ли это изменить.

Источник: pexels.com

В Волгограде один мужчина избил до смерти другого из-за переписки в родительском чате. Эта чудовищная история заставила вздрогнуть всех, кто смеялся и издевался над школьными чатами и тем, что в них происходит. Оказалось, что неосторожно сказанное и письменно зафиксированное в чате слово может стать роковым. А ведь изначально предполагалось, что такой чат — это удобнейший инструмент нашего времени, позволяющий быстро и совместно решать школьные вопросы, доносить до всех важную информацию, обсуждать проблемы и вообще участвовать в школьной жизни.

Разговор о том, когда надо делать уроки, в чате волгоградских родителей перешел сначала в спор, а потом в ссору между мамой одной из учениц и Романом Гребенюком, папой-одиночкой 12-летней школьницы. Женщина сочла, что ее оскорбили, и подключила к разговору мужа, который угрожал мужчине расправой.

23 октября в отделении банка брат оскорбленной участницы ссоры нанес обидчику несколько ударов по голове кастетом. Не приходя в сознание, Роман Гребенюк скончался в реанимации 1 ноября.

Почему люди ссорятся в родительских чатах

Давно замечено, что площадки, на которых обсуждаются родительские проблемы, — намного более агрессивная среда, чем любые другие «клубы по интересам». Ни один разбор футбольного матча, ни одно обсуждение диеты для похудения никогда даже близко не сравняются с родительским форумом по градусу дискуссии.

К сожалению, школьные чаты — это места, где эта специфическая человеческая черта — нервно относиться ко всему, что связано с детьми, — проявляется наиболее ярко. Чтобы участники чата набросились друг на друга, даже не нужен конфликт — самое мирное обсуждение общих вопросов людьми, объединенными друг с другом исключительно по принципу обучения детей в одном классе, внезапно может привести к взаимному обмену обвинениями и оскорблениями.

В Волгограде роковая ссора началась с бурного разговора о времени, когда дети должны делать тест по русскому языку. Но абсолютно любая тема может вспыхнуть, как порох.

Чтобы оскорбить кого-то, даже не обязательно лично ему говорить что-то неприятное. 

Классическая ситуация — разговор о бюджете класса или о каких-то совместных тратах — подарки, экскурсии, новые шторы: стоит кому-то заметить, что сумма довольно большая, как кто-то другой обязательно напишет что-то вроде «я на своих детях не экономлю» — и все, с места в карьер начинается скандал, потому что именно такие фразы, вроде невинные, задевают больнее всего и будят разъяренных тигриц в мирных домохозяйках и взбешенных буйволов в офисных работниках.

Да и, честно говоря, иногда и содержание не так уж и важно — триггерами в таких чатах, где и так часто напряженная обстановка, может стать что угодно: орфографические ошибки, чрезмерная эмоциональность собеседников, стиль общения, веселые эмоджи, поздравительные картинки и ролики, длинные цепочки сообщений, флуд, шутки и так далее. А уж если, не дай Бог, есть повод!.. Конфликт между детьми в тот же вечер становится конфликтом между родителями, который тоже грозит вылиться в офлайн.

В сообществах, где очень разные люди объединены по довольно случайному признаку попадания детей в один и тот же класс или группу детского сада, иначе и быть не может. 

Хорошая аналогия с подъездом вашего дома: в нем живете вы и множество ваших соседей, с которыми вы, с одной стороны, связаны общими проблемами — содержание дома, капитальный ремонт, протекающая крыша, и вам предстоит довольно длительное время провести бок о бок, а с другой — никто вас не обязывает становиться с ними близкими друзьями и ходить друг к другу в гости (и уж точно не удастся установить такие отношения со всем подъездом). Поэтому крайне желательно сохранять добрососедские отношения и не говорить друг другу и не делать того, из-за чего вы перестанете здороваться при встрече. Хотя, как мы все прекрасно понимаем, потенциальных источников конфликта и раздражения в одном подъезде миллион: кто-то по привычке курит на лестнице, кто-то ставит машину поперек двора, кто-то целыми днями играет на пианино, а кто-то использует слишком пахучие духи по утрам.

Так и школьный чат. Вы проведете какое-то время вместе, это не значит, что вы станете лучшими друзьями, но хорошо бы, чтобы вы сохранили возможность конструктивно обсуждать протекающую крышу, то есть новые шторы с другими родителями и не стали врагами на долгие годы.

Школьный чат в волгоградской трагедии — это место, где случилась ссора, но по большому счету точно так же мог закончиться разговор, произошедший где угодно: в автобусе, поликлинике, ресторане, да хотя бы в том же отделении банка — везде, где сталкиваются друг с другом люди, которых мало что объединяет и которые относятся к разным социальным группам. И если открыть сводку происшествий, то почти каждый день где-нибудь происходит что-нибудь подобное: кто-то что-то сказал и был за это избит.

Чат, возможно, только добавил в эту ссору свойственный интернет-общению эффект — говорить с собеседником гораздо более резко, чем мы позволили бы себе это при офлайн-общении, эдакое ложное ощущение анонимности, опосредованности. И, увы, в этой истории рухнул классический стереотип об интернет-общении: что никто и никогда не станет воплощать в жизнь угрозы, высказанные в интернете.

Человечество получило интернет и все те невероятные возможности, которые он дает, слишком рано, задолго до того, как выработало здравый подход в отношении него и начало нести ответственность за то, что оно в нем делает.

Но неограниченные возможности в сочетании с отсутствием правил никогда ни к чему хорошему не приводили, и школьные чаты — яркий тому пример. 

Там, где чат – это сообщество людей, объединенных по умолчанию благими намерениями в отношении собственных детей, там, где априори предполагается, что взрослые люди как-нибудь разберутся сами в том, как себя следует вести себя в чате, начинаются проблемы и, как мы теперь знаем, трагедии.

Можно ли общаться спокойно?

Самый спокойный, бесконфликтный, деловой и толковый чат — это, увы, тот, в котором установлены жесткие правила, есть ответственность за их нарушение и человек, который выполняет функции администратора.

Я знаю один такой школьный чат. Он, правда, не родительский. Это чат учеников начальной школы, вместе со школой открывших для себя дивный мир мессенджеров. Понимая, что общение детей в чатах неизбежно, классный руководитель сыграла на опережение и сделала чат своего класса, взяв на себя функции администратора. А затем она предложила детям самим обсудить, какие в нём должны быть правила.

Источник: pexels.com

И вы знаете, дети справились прекрасно. Лучше иных взрослых.

  • Они решили, что в чате не должно быть флуда на посторонние темы — это же школьный чат: только школьные вопросы.
  • Никакого спама, опросов, открыток и роликов к праздникам, никаких сообщений, которые надо разослать ста другим адресатам.
  • Никакой ругани и грубости.
  • Писать строго с 13 (раньше уроки) до 20 (пора ложиться) часов.
  • В классном чате обсуждается только то, что может быть интересно всем. Все, что касается небольшой группы людей, — в личных сообщениях.

Собственно, этого оказалось достаточно, чтобы чаты стали площадкой для делового уважительного и продуктивного общения. Нарушители правил получают предупреждения. После второго предупреждения следует исключение из чата на два дня. В перспективе при повторных нарушениях возможен бан, но чату уже несколько лет, и ни одного случая, когда кого-то бы забанили, не было.

Думаю, если бы взрослые, перед тем, как объединяться на виртуальной площадке, тоже создавали бы свод правил, это существенно изменило бы характер общения в чатах и в конечном счете способствовало бы тому, чтобы эти чаты перестали быть очагом напряжения и хроническим источником раздражения.

И хотя встречаются люди, которые плевать хотели на любые правила, в случае со школьниками наличие таких границ позволяет удерживать в рамках даже записных хулиганов.

А если нет, то администратор чата всегда может забанить нарушителя и восстановить мир в чате (хотя, как выясняется, действия в школьном чате небезопасны). Важно, чтобы нашелся такой ответственный и разумный человек, готовый взять на себя эту обязанность (часто это одна из активных мам, представительниц родительского комитета, иногда — учитель, если он присутствует в чате, но, конечно, это дополнительная нагрузка на его и так перегруженные плечи).

Когда нельзя переходить границы

У детей, правда, нет как минимум двух ситуаций, которые в родительских правилах стоило бы прописывать отдельно: конфликт между детьми и участие родителей в школьных делах.

Огромный соблазн, когда ребенок пришел домой с синяком под глазом, немедленно пригвоздить родителей обидчика к позорному столбу, призывая в свидетели всех остальных 20, 30, 40 мам и пап. Но делать это крайне опасно, потому что, конечно же, для большинства родителей их дети всегда правы. Возможно, в идеальном школьном чате такие обсуждения под запретом.

И второе — попытка решить внутришкольные проблемы, не требующие участия родителей. Например, срыв урока — это случай, который должен разбираться учителем и учениками, возможно, с привлечением других школьных сил, возможно, с точечным участием (по решению школы) родителей, но брать на себя функции школы и пытаться разрулить это силами родителей, еще и в чате — почти наверняка спровоцировать конфликт.

Ситуация, когда родители пытаются брать на себя функции школы, для нашего времени очень характерна.

Потому что у нас в целом размылись границы, и как школа, не замечая этого, заходит на территорию семьи (требуя участия родителей в учебных делах детей, задавая такой объем заданий, что у ребенка не остается времени на жизнь в семье и так далее), так и родители, не задумываясь, идут на территорию школы, чтобы вмешиваться в ее жизнь и пытаться ее выстраивать по своему разумению.

Поэтому ситуации, которые по проработанному годами алгоритму должны решаться внутри школы с привлечением психолога, социального педагога, завуча и так далее, вдруг всплывают в родительском чате и становятся предметом бурных обсуждений, после которых родители идут к учителю, завучу, директору, в министерство образования, к Путину, путая все карты.

Еще одно нарушение границ — в том, что онлайн и офлайн в наше время плавно перетекают друг в друга, и виртуальные угрозы и разборки, как мы теперь знаем, легко становятся невиртуальными. Это было и раньше, но в меньшей степени: обиды и сплетни из чатов несли учителям и другим родителям, и они становились предметом разборок, причинами обид и взаимной неприязни.

Теперь мы знаем, что они могут стать и причиной вполне реальной, не виртуальной смерти.

Мы в этих чатах ради детей

Мы так часто говорили, что живем в сложное время, что теперь нам и сказать нечего. Хотя сегодняшний день объективно сильно отличается от 3 ноября любого предыдущего года, и, возможно, особенно остро это ощущают родители, чьи дети или сидят на дистанте, или в любую минуту могут на нем оказаться. Для многих из нас сегодняшняя ситуация очень нервная, напряженная, эмоционально тяжело выносимая.

Это время гораздо более острых реакций и тяжелых последствий того, что в другие годы могло бы пройти почти незамеченным. Время, когда люди подсознательно ищут виноватых и легко выходят из себя. Время, когда мы очень нуждаемся в общении и очень болезненно воспринимаем то, что не совпадает с нашим мнением. Время, когда состояние повышенной тревожности делает из многих из нас бомбу с часовым механизмом, и когда и по какой причине она взорвется — неизвестно.

Так давайте же сделаем так, чтобы в тех местах, где нам точно ничего не должно угрожать ни в эмоциональном, ни в физическом смысле, нам всем было если не хорошо, то спокойно. 

В конце концов, мы же в этих чатах ради детей. Они на нас смотрят. Они слышат, какими словами мы называем других родителей. Они все видят, даже когда нам кажется, что это не так. Они завтра пойдут в школу и узнают, что мы сказали и написали в чате, от других детей. Они когда-нибудь будут повторять то, что мы делаем, слова, которые мы произносим, эмоции, которые транслируем.

Мы точно этого хотим?

Смотрите наши видео

Контент недоступен
Журналист, инструктор профилактики поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»