Как живет 32-летний директор школы в Северной Осетии

Самому эмпатичному школьному директору России — 32 года, он живет в «селе олимпийцев» в Северной Осетии, возглавляет родную школу и никогда не планировал становиться учителем.
Герман Качмазов
Источник: Константин Фарниев / «Это Кавказ»

В Северной Осетии помнят времена, когда в село Ногир без необходимости никто не заезжал. Местных ребят, поголовно увлеченных спортом, предпочитали обходить за версту. Со временем ребята решили, что быть просто крутыми парнями скучно, и стали друг за другом покорять олимпийские вершины. И так успешно, что вскоре Ногир даже заявили в книгу рекордов Гиннесса: из села с населением около 12 тысяч человек вышло четыре олимпийских чемпиона. Как ни странно, именно здесь живет самый эмпатичный школьный директор в стране. Такое звание Герман Качмазов из СОШ № 2 получил в финале всероссийского конкурса «Директор года России».

Из правительства — в школу

— Как я победил в номинации «Самый эмпатичный директор»? Не знаю, просто делал свое дело, как умею. С душой? А иначе никак. А вообще, было очень неожиданно и приятно попасть в финал конкурса, где участвовало больше 700 руководителей со всех уголков России. Во второй этап прошло только 30 человек, в их числе и я. Получилась команда профессионалов, которые готовы делиться опытом, поддерживать друг друга. 

Я стал директором в двадцать шесть лет. Это было непростое решение. У меня и мысли не было связывать свою жизнь со школой. Я преподавал в горно-металлургическом институте, который окончил, параллельно работал в правительстве. В 2016 году главой села Ногир был Алан Таймазов, он и предложил мне возглавить школу, где я когда-то учился. Долго думал и принял решение, которое навсегда изменило мою жизнь.

Пожалел ли я хоть раз? Нет, я счастлив. Смог бы я иначе влиять на судьбы детей, менять их отношение к миру, реализовать столько полезных проектов, представлять свою фамилию, школу, село, республику на федеральном уровне, знакомиться интеллектуалами? Вряд ли.

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10

Железная дисциплина

— Многие спрашивают, каково это — стать директором школы, где ты учился, иметь в подчинении педагогов, которые тебя воспитывали? Знаете, я всегда отвечаю, как учили меня в вузе. В работе прежде всего необходимо расставить приоритеты. Вне работы я — бывший ученик, чей-то родственник или друг, но в рабочее время каждый должен заниматься своим делом. Самая важная задача — правильное воспитание и эффективное обучение учеников. И сегодня я могу только благодарить свою команду: завучей, учителей, воспитателей, без которых бы я не добился ничего.

Я сторонник жесткой дисциплины. Не будет порядка — не будет результатов ни в чем, тем более в образовании. Именно на дисциплину, которая хромала, когда я возглавил школу, я обратил внимание в первую очередь. Понемногу мы выправили ситуацию. Второе, что я увидел, — отсутствие кружков. Что могла школа предложить во внеурочное время? Практически ничего. Сегодня у нас больше десяти секций, каждый может выбирать то, что ему по душе. Это кружки по робототехнике, шахматам, волейболу. А наши дети становятся победителями и призерами в федеральных и республиканских конкурсах.

Герман Качмазов
Источник: Константин Фарниев / «Это Кавказ»

Театр для «мышек»

— Перекладывать ответственность на кого-то одного — неправильно. Я сторонник тройственного союза: родители, школа и сам ребенок. Есть дети закрытые. Они молчат перед доской, стесняются отвечать на вопросы, не любят рассказывать о себе. Есть дети не просто закрытые, а оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, из неблагополучных семей. Есть те, кто по разным причинам уже вступил на неправильный путь, они видят жизнь в черном цвете. К сожалению, для большинства детей школа и учителя в меньшем авторитете, чем уличные друзья и блогеры из того же «Тик-тока». Как развернуть таких ребят в нужное русло? Мы решили создать школьный театр. Но не было ресурсов. Мы выиграли два гранта: первый от партии «Единая Россия», второй на молодежном форуме «Машук». Мы постарались вовлечь в проект максимально большее количество учеников. Одни дети создавали декорации, другие — шили костюмы, третьи — писали сценарии, а кто-то непосредственно работал на сцене. Театр стал местом, где наши ребята не просто играли, мы прикоснулись к тем сторонам их души, о которых они и сами не подозревали.

А потом мы создали КВН. Представьте, некогда зажатые, закрытые ребята теперь сыпят шутками, легко общаются и уже два года становятся вице-чемпионами в республиканской школьной лиге. Ученики, которых называли «серыми мышками».

Как скажет тренер

— Каково развивать образование в поселке олимпийцев? А разве можно разделять образование и спорт? Мои соседи — олимпийские чемпионы Артур и Тимур Таймазовы. Они поддерживают школу всеми силами. Конечно, получать знания — это важно, но физическое здоровье требует не меньшего внимания. Спорт дает возможность ребенку сохранять свои силы, быть выносливым, закаляет характер.

В школе есть секции волейбола, баскетбола, тхэквондо, вольная борьба и бокс — в соседних зданиях. У нас прямая связь с тренерами. Нынешний глава села Юрий Сланов одновременно и тренер по вольной борьбе. Так вот, он каждый месяц приходит в школу и спрашивает, как учатся его воспитанники. Если ученик — двоечник, он принимает жесткие меры, вплоть до того, что не пускает его на тренировки. Любишь спорт — старайся и в школе. Другой тренер по борьбе у нас работает учителем по физкультуре и знает все о своих ребятах.

Герман Качмазов
Источник: Константин Фарниев / «Это Кавказ»

Готовы к труду и обороне

— Мы стараемся участвовать во всех проектах Минобразования. В этом году в республике открыли 15 кадетских классов, в том числе в нашей школе, в пятом классе. У ребят есть свой воспитатель — офицер, свой полувоенный распорядок. Мне кажется, это интересно.

Я считаю, что нужно брать к себе лучшие практики других регионов. К примеру, в Калуге есть школа со своей теплицей. Дети сами выращивают овощи, а когда они созревают, раздают малоимущим семьям. Это на самом деле очень хорошая идея — учить ребят не только профессиям, в данном случае в аграрной сфере, но и развивать в них доброту и сочувствие к людям, которые в этом особо нуждаются. Я надеюсь, скоро и мы сможем разбить теплицу. Сам очень люблю заниматься сельским хозяйством. Сейчас ищем спонсоров.

Инга Болатаева

Смотрите видео: