Как тренировать память ребенка: 8 простых и веселых игр для дома

Не бывает плохой памяти, бывает мало развивающих игр. Предлагаем начать тренировать детскую память прямо сейчас!

Источник: unsplash.com

Об увлекательных играх и эффективных тренировках памяти «Летидору» рассказала Наталья Фадеенко @natalyafadeenko – педагог по развитию памяти, внимания и мышления, коуч для родителей, тренер эффективного обучения для детей, а также мама четверых детей.

У моего ребенка плохая память – весь в меня! Говорили ли вы что-то похожее своему ребенку? В подобной фразе заключено сразу два неверных допущения: плохая память и негативная оценка родителей. Сегодня я подробно раскрою первое, чтобы вы не беспокоились о втором.

Научные данные о возможностях памяти

Память – это способность воспроизводить через определенное время информацию, которую восприняли наши органы чувств. В зависимости от того, через какое время надо вспомнить, различают кратковременную и долговременную память.

Иногда человек имеет превосходную кратковременную память: все помнит прекрасно в течение одного-двух дней, но через неделю все забывает. Надо ли винить в этом память и мозг?

Оказывается, на самом деле, мы ничего не забываем.

В своих исследованиях профессор Пенфилд из Канады обнаружил, что при стимулировании некоторых областей головного мозга его пациенты вспоминали давно минувшие события с такой точностью и красочностью, будто пережили их только что.

Причем пациенты утверждали, что это были не отрывочные воспоминания, а целые картины, в которых воспроизводились все запахи, звуки, цвета и даже вкусовые ощущения.

Еще один факт о нашем чудесном мозге. Профессор Петр Анохин изучал способности человеческого мозга к построению моделей. Память существует в виде отдельных небольших моделей, которые образованы связанными между собой мозговыми клетками. Используя в своих исследованиях электронный микроскоп и компьютер, Анохин подсчитал, что мозг может создавать такое количество моделей, что это число придется писать на бумаге размером 10,5 миллионов километров! Чтобы осознать, насколько велико это число, представьте, что эта бумага обмотает экватор нашей земли 262 раза!

Также удивительны и эксперименты профессора Розенцвейга, который занимался изучением мозговой клетки и ее способности сохранять информацию.

Он заявлял, что если в течение всей жизни давать нормальному человеку 10 новых единиц информации каждую секунду, то все равно способность мозга к сохранению информации будет использована менее чем наполовину.

Кроме того, он утверждал, что проблемы с памятью не имеют ничего общего с возможностями мозга, а зависят, скорее, от способности управлять такой системой с неограниченными возможностями. И тут нам на помощь приходят наблюдения ораторов античности, подкрепленные современными данными.

Посмотрите, какие навыки важно развить до школы:

Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
10

Все, что нужно для хорошей памяти, хорошего запоминания, – это воображение и ассоциация. При этом воображение нам помогает создать мысленные образы, которые связаны между собой хорошей ассоциацией. Что такое хорошая ассоциация? Давайте разберем те моменты, которые необходимо учитывать при ее создании.

Как тренировать память ребенка с помощью ассоциаций

1. Для создания образа нужно использовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. У каждого наверняка есть такое событие, которое вылезает из памяти, как только мы почувствовали некоторый запах, или вкус.

Что вы вспомните, когда уловите запах мандарина?

2. Движение созданного образа помогает легче связать его с чем-либо, а значит, запомнить. Если нужно запомнить человека на велосипеде, то лучше представлять его в движении, чем стоящим.

3. Чем смешнее и абсурднее будет образ, тем легче его будет вспомнить. Нашему велосипедисту лучше добавить смешную каску с рогами.

4. Наделяйте образы насыщенными, яркими, разнообразными цветами. Конечно, наш велосипедист будет в яркой майке на велосипеде необычного цвета.

5. Преувеличение размеров также поможет вспомнить то, что нужно вспомнить. Добавим образу нашего велосипедиста огромные колеса.

6. Последовательность в соединении образов помогает вспомнить их все, не потеряв ни одного.

Предположим, ребенку нужно запомнить следующие слова: велосипедист, цветы, душ, рыба. Не складываем все в кучу: велосипедист с цветами, принимающий душ. А создаем последовательные образы: велосипедист везет увесистый букет ярких цветов, цветы принимают душ, чтобы освежиться, а в душе плавает рыба.

7. Простота построения образов помогает нам сфокусироваться только на том, что важно запомнить. Не нужно добавлять велосипедисту очки, болельщиков, медаль, если это не является предметами для запоминания.

Добавляем в образы только те сведения, которые нужно запомнить. А теперь самое главное: как ассоциация помогает запоминанию? Мы как будто перекидываем мостик от того, что уже знаем, к тому, что нужно запомнить, привязать к памяти.

Например, нужно запомнить дату важного мероприятия: 14 марта. И как раз в эту дату день рождения вашего знакомого – вот вам и связь! Ребенку нужно запомнить имя нового знакомого или учительницы – пусть попробует соединить его с тем человеком, которого уже знает!

Посмотрите, каким советам наших бабушек не стоит следовать:

unsplash.com
unsplash.com
unsplash.com
unsplash.com
unsplash.com
8

Но чтобы в повседневной жизни с легкостью пользоваться своей памятью, в том числе в образовательных целях, нужно приучить ребенка мыслить образами и связывать их между собой. В этом помогут специальные упражнения: парочки и цепочки.

Упражнения на развитие памяти ребенка

Парочки

  1. Составьте список из 10 пар слов. Если ребенок маленький, выбирайте такие слова, которые он хорошо знает. Слова должны быть простыми образными существительными, которые легко представить.

  2. Визуализируйте первое слово из пары, подержите немного это образ на «внутреннем экране».

  3. Представьте второе слово из пары, а теперь придумайте вместе с ребенком, как эти образы взаимодействуют друг с другом.

Необходимо именно увидеть, как они физически воздействуют друг на друга, а не находятся просто рядом.

  1. Теперь проделайте то же самое еще с четырьмя парами.

  2. Самый важный этап: повторение. Закройте рукой все вторые слова в парах, а ребенок пусть смотрит на первое слово и вспоминает второе. Затем то же самое проделайте с первыми словами.

Цепочки

  1. Придумайте 10 слов по такому же принципу, как в парочках.

  2. Начинайте соединять их: первое соединяем со вторым, второе с третьим, третье с четвертым и так далее.

  3. Повторение: подсмотрите первое слово цепочки, а остальные вспоминайте, прокручивая в голове цепочку образов, которую вы создали.

Игры на улучшение детской памяти

А вот вам варианты игр, в которые вы можете играть с ребенком без специальной подготовки, между делом.

1. Что изменилось в комнате

Сначала внимательно рассматриваем обстановку комнаты, замечаем детали, места расположения предметов. Потом все участники, кроме ведущего, выходят. Ведущий перемещает какой-либо предмет. В зависимости от возраста ребенка договоритесь, насколько мелкие могут быть предметы и как далеко они будут перемещаться.

2. Игрушки балуются

Это упражнение тем сложнее, чем более однотипны предметы, которые используются. Для детей помладше предметы нужно выбирать разные, для детей постарше – одного вида (только машинки, только куклы, только заколки, только ручки, только зеленые предметы и так далее).

Играем так: вы выставляете все игрушки перед ребенком, он их рассматривает, запоминает, а потом убегает. А вы в это время либо прячете одну игрушку либо меняете местами какие-то две игрушки. Если ребенок легко справляется с 10 игрушками, берите 15!

3. Устный счет

Именно устный. Совсем без бумаги! Считать двойками, тройками от заданного числа в прямом или обратном порядке. Умножение на 9, на 11, определение делимости на 3, 9.

4. Что успел увидеть

Рассматривайте вместе с ребенком иллюстрацию в книге несколько секунд, а потом прячьте ее и задавайте по ней вопросы. Ребенок должен отвечать на ваши вопросы, не глядя на картинку.

5. Соколиный глаз

Берете любой предмет и рассматриваете его несколько секунд. После предмет убираем и рассказываем как можно больше своих наблюдений из того, что увидели. А можно не рассказывать, а рисовать увиденное – это еще эффективнее.

6. Шпион

После посещения незнакомого места расспросите ребенка, что он запомнил. Задавайте наводящие вопросы относительно того, что можно было увидеть (а не догадаться). Тренировать память с помощью этих упражнений и просто, и сложно одновременно. С одной стороны, они очень простые, и некоторые из них не требуют специальной подготовки. А с другой — результат придет только тогда, когда вы с ребенком станете выполнять их систематически.

Они должны стать вашей привычкой, обычным делом. Включайте упражнения и игры в распорядок дня и сделайте их частью общения с ребенком. Плохой памяти не существует. Есть ее недостаточная тренировка. Вспомните об огромных и удивительных возможностях нашего мозга и начните их применять.

Читайте также: Чем занять детей дома

Смотрите интересный ролик