«Говорят, что олимпиаду можно хакнуть». Призеры — о том, как поступить без ЕГЭ

Конкуренция, стресс и кайф от любимого занятия.

Четыре часа и 60 страниц заданий. На практической части дрожат руки. Готовишься за едой и чаем и думаешь: может, плюнуть? А потом ожидание результатов — как на иголках. Можно не сдавать ЕГЭ, прогуливать уроки и заниматься по-настоящему любимыми предметами, зато по основной учебе — провалы. Талантливые и умные финалисты рассказывают о том, чего стоят победы на всероссийских и международных олимпиадах.

«Я брала пробирку, а руки дрожали от стресса»

Валерия Богоева, Москва. 18 лет, биология, призер ВОШ-2021 и ВОШ- 2022

— В прошлом году я стала призером заключительного этапа. В 10-м классе было труднее, пришлось много готовиться, было очень страшно, что не справлюсь. Гораздо веселее в 11-м, когда в кармане уже есть олимпиадный диплом и понятно, что поступишь куда хочешь. Я поступила в МГУ, на факультет биоинженерии и биоинформатики.

Участие в олимпиаде — это не просто «приехал-написал-уехал». Это постоянные сборы. В этом году я в сентябре и декабре ездила на месяц в Сочи, в «Сириус», потом еще на две недели в Киров. Сама олимпиада тоже проходила в Сочи — в мае это особенно приятно.

Общение, много интересных людей, совместное обсуждение заданий — важная часть олимпиадной жизни. Да и денежная премия для москвичей весьма существенная: участие — 100 тысяч рублей, призерство — 300 тысяч, победа — 500 тысяч.

В общем, ты просто получаешь кайф, занимаешься интересным предметом, участвуешь в проектной научной деятельности.

 Бывают веселые задания — например, в 10-м классе нужно было слепить из пластилина зародышей лягушки.

Самый ужасный момент — это когда уже пришли результаты регионального этапа, и ты ждешь проходных баллов. Все решается: будут ли какие-то результаты от вложенных усилий? Не зря ли ты потратил время на подготовку? В общем, все как в спорте. Ну и стресс. На практических кабинетах по биохимии нужно было отфильтровать раствор, я брала пробирку, а руки дрожали.

Чтобы вырастить ребенка счастливым, самостоятельным и уверенным в себе, важно выбирать определенный подход к его воспитанию. В галерее узнайте, какие фразы нельзя говорить детям:

Как я ни люблю биологию, но после 10-го класса я почувствовала, что глаза бы мои ее не видели. За три летних месяца я ее вообще не открыла, занималась другими предметами. Но к началу года отдохнула и поняла: нет, не хочу бросать.

Правда, в 11-м классе нужно больше уделять внимания и остальной программе, потому что за 10-й класс я очень съехала. Если не ходить в школу месяцами, то все предметы начинают сильно хромать.

В 10-м и частично в 9-м классе я готовилась к ЕГЭ, и это было куда хуже по ощущениям, чем подготовка к Всеросу. Тут ты осваиваешь новое, а ЕГЭ — это просто чистая техника и знание формата. Конечно, чтобы написать олимпиаду хорошо, тоже нужно натаскиваться.

Ну а как иначе? У тебя на 4 часа почти 60 страниц заданий. Даже чтобы распределить время, нужно прорешать большой объем заданий прошлых лет. Вот ты их решаешь дома, на кухне, с чайком, и думаешь — а ну его, может, плюнуть? Но как вспомнишь, что тогда придется усиленно готовиться к ЕГЭ, — нет уж, олимпиада лучше. Честно говоря, нежелание готовиться к ЕГЭ — моя главная мотивация при написании олимпиад.

«Я визжала так, что подруги вывели меня из класса»

Елизавета Войсковская, 17 лет, Москва. Дизайн, призер всероссийской олимпиады НИУ-ВШЭ «Высшая проба»-2022

— Я сразу поняла, что мне нужно участвовать в «Высшей пробе» в 11-м классе, потому что в 10-м я это пропустила. У меня не хватило сил закончить проект. Но сейчас это мой реальный шанс облегчить жизнь родителям. Призерство дает 8 дополнительных баллов, и у меня даже с моими баллами ЕГЭ сейчас есть шанс пробиться на бюджет или получить очень хорошую скидку. Вышка может дать максимум 10 баллов за индивидуальные достижения, и 8 из них уже есть. Остальные тоже, потому что у меня медаль.

Говорят, что на бюджет в Вышку попасть невозможно, но я сказала себе, что если нужно, то я буду пытаться. К тому же у меня изначально было ощущение, что все будет хорошо и что олимпиаду я напишу.

Все родители уверены, что их дети – самые лучшие и талантливые. Как узнать, что вы воспитываете будущего гения? В галерее собрали 15 признаков одаренного ребенка:

На первом этапе нужно загрузить творческий проект, а второй этап — это, по сути, олимпиада по истории искусств.

В первом модуле я легко все сделала, потому что много ходила на факультет довузовской подготовки, а потом на факультет, на который, собственно, и поступаю: гейм-дизайн, создание компьютерных игр.

Второй этап я тоже написала неплохо, потому что много готовилась.

Зато я в первый раз писала с прокторингом (система контроля на онлайн-экзамене. Проктор — администратор, наблюдает за процессом через веб-камеру. — Прим.ред.), и это был стресс. К счастью, проктор попался хороший. Я получила 80 баллов за второй этап, 83 балла за первый, посмотрела работу, поняла, где мои ошибки и что на апелляцию подавать бесполезно. Так боялась, что все мои усилия пойдут насмарку!

В прошлом году призеры начинались от 85 баллов, а у меня было 83 за первый этап и 80 за второй.  Долго была как на иголках и прямо визжала от радости, когда пришло уведомление, что я — призер и что у меня есть грамота.

Прямо как гора с плеч упала. Я была в школе на уроке, и подруги уже чуть ли не уводили меня из класса.

Последние два месяца, когда я сдавала творческий проект, я только и делала, что рисовала, что-то переделывала в верстке. После того, как я его загрузила, мне тяжело было взять карандаш в руки, это было настоящее выгорание. Но нет, эта профессия мне не надоест. Ведь чтобы преуспеть в ней, нужно как можно больше в игры играть, и это не может разонравиться. Я хорошо устроилась!

К счастью, у меня нет таких депрессивных мыслей, как у многих моих сверстников. От одноклассников я пару раз слышала, что их стезя, дескать, в России бесперспективна. А я так не считаю. В 90-е тоже было трудно, но чьи-то родители смогли чего-то добиться честным трудом, а кто-то сидел и ныл. Я ныть не собираюсь, буду работать, тогда и перемены быстрее наступят.

«Разве это добросовестная конкуренция?»

Татьяна Сдвижкова, 20 лет, Москва. Мировая художественная культура, немецкий язык. Призер ВОШ-2018 по МХК и ВОШ-2019 по МХК и немецкому языку

— Я не жалею, что участвовала в олимпиадах — из-за знакомств, которые мне это дало. Но сам процесс не вызывает ни малейшей ностальгии. Многие выгорают, у них случаются какие-то депрессивные эпизоды просто от общей усталости, от проблем с самооценкой.

В 11-м классе школьники все время слышат, даже просто готовясь к ЕГЭ: «Это ваш шанс, не упустите его, иначе вас ждет армия» и так далее. Если ты провалишься, ты как будто менее социально одобряемый человек. Если тебе не повезло, ты не оправдал своих собственных ожиданий или ожиданий своего окружения, это на тебе плохо сказывается. К счастью, я выиграла, но видела, как бывает с другими.

На заключительном этапе ясно, насколько не равны люди из регионов и из Санкт-Петербурга и Москвы.

В Москве есть центры педагогического мастерства (в одном из них я занималась), много кружков, а в регионах даже путь до места проведения олимпиады участники должны оплачивать сами. И по итогам, даже если они выигрывают, они не получают таких больших премий, как в Москве. Разве это добросовестная конкуренция? У людей изначально возможности не равны.

Для большинства участие в олимпиаде — это и привилегии, и новые знания. Предмета «Искусство» в нашей школе вообще не было. Олимпиада дает какой-то другой навык анализа, хотя есть и много бесполезных вещей. Этапы довольно сильно различаются, их составляют разные люди, и муниципальный гораздо осмысленнее, на мой взгляд, потому что задания в нем имеют больше отношения к анализу истории искусства.

Родителям подростков не всегда удается понять своего ребенка. И из-за этого могут появиться различные трудности и недопонимания. В галерее собрали 10 ошибок, которые часто делают родители подростков:

Смысл же регионального и заключительного этапов зачастую сводится к тому, чтобы угадать, что имели в виду авторы. Самое страшное — это когда получаешь комментарии от членов жюри и видишь, насколько это не соответствует твоим представлениям о том, как должен проходить анализ.

Ты понимаешь, что на апелляции ничего не докажешь. Испытываешь досаду, злость, а главное — возникают сомнения, что все это разумный процесс. Так что победа на олимпиаде по МХК — это довольно рандомная вещь. Кому-то повезет угадать критерии, а кому-то нет. На том же немецком, мне кажется, более объективная система.

Из полезных навыков – опыт столкновения с бюрократической системой, с апелляциями, взаимодействие с членами жюри.

Надо уметь противостоять, доказывать свою правоту. Это опыт вряд ли приятный, но, наверное, небесполезный.

Есть ли враждебность между людьми, из-за того, что они соперники? На искусстве у нас такого не было, мы все друг друга поддерживали, потому что там одни из самых абсурдных критериев оценивания.

Плюс у нас были очень хорошие преподаватели, которые были нацелены даже не на то, чтобы человек попал в критерии, а чтобы он научился видеть и анализировать искусство. А вот на немецком было больше конкуренции и ощущения, что мы все друг другу враги. Люди меньше делились знаниями и опытом — вдруг я ему что-то расскажу, а он обойдет меня на полбалла?

Плохого отношения со стороны абитуриентов я к себе не чувствовала, хотя на тех, кто проходит без вступительных испытаний, подчас смотрят косо. Но в целом все понимают, что выиграть олимпиаду — это огромный труд. Не меньше, чем сдать ЕГЭ, а может быть, и больше.

Честно говоря, я бы сегодня никому не советовала идти на олимпиаду по МХК. Написать ЕГЭ спокойнее, проще и меньше рисков.

Я поступила в МГУ на историю искусства, но мне там стало скучно, и я ушла. Сейчас думаю поступать снова, хотя еще не определилась с направлением.

«Большая часть олимпиад для меня — просто рутина»

Церен Французов, Санкт-Петербург, 16 лет. Математика, победитель ВОШ-2021, призер ВОШ-2022

— Мой главный мотив — математика. Она мне очень интересна. Одна из моих целей — попасть на международную математическую олимпиаду. Чтобы пригласили на сборы, нужно занять на Всеросе хорошее место. Межнарнику проще поступить куда угодно.

Мои родители считают, что зарубежное математическое образование сильнее. Мы рассматривали Массачусетский технологический институт и еще два места в США. Тем более, что у меня нет языкового барьера.

Английский я специально не учил, но говорю на нем свободно, потому что многие собеседники, с которыми я общаюсь в интернете, не знают русского. Правда, в свете текущих событий поступить за границей стало не очень реалистично. Остаются два традиционных направления: мехмат и Вышка. Я продираюсь через очередную случайную олимпиаду, чтобы продолжить учебу. Большая часть олимпиад для меня просто рутина.

А олимпиадный человек — это тот, кому нравится за 4-5 часов технически проломать как можно больше странного вида задач. Но задачи, которые дают на олимпиадах в старших классах, сильно отличаются от вещей, которые математически интересны.

У многих звезд существует своя методика воспитания. И они охотно делятся лайфхаками. В галерее мы собрали главные секреты воспитания от знаменитых родителей:

Их легко решить, если знать какой-то совершенно случайный теоретический факт — например, что такое производящая функция. В поздних классах есть огромное количество разнообразной теории. Чем больше ее знаешь, тем больше шансов, что что-то из нее встретится на межнаре или в промежуточных олимпиадах. Поэтому есть технически сильные люди, которые взламывают задачи, а есть математики в собственном смысле слова, которые ищут красивые решения. К ним отношусь я.

Варианты Всеросов этого и прошлого годов значительно отличались.

В прошлом году было много так называемых «идейных» задач, в которых нет техники, но важно придумать что-то интересное. Я это умею.

В этом году идейных задач было мало, зато много технической возни. Есть люди, которые технически сильнее, чем я. Чувства обиды не было. Я редко что-нибудь такое чувствую.

У моих родителей нет математического образования. Мама переводчик, папа — сисадмин. В начальной школе я много ходил по математическим кружкам и быстро понял, что мне интересны вещи, в которых надо думать, исследовать систему — будь то математика или программирование.

Кстати, я и сейчас занимаюсь промышленным программированием, но только не на олимпиадах. Олимпиадная сторона этого дела мне не нравится. Вы, наверное, знаете, что многие айтишники — это те, у кого что-то не сложилось в математической карьере? В 5-м классе я поступил в «Математический центр» No 239 и занимаюсь там до сих пор.

Некоторое время назад я серьезно увлекался шахматами. По опыту могу сказать: среди математиков нет шахматистов, среди шахматистов нет математиков. Они занимают в уме одни и те же вычислительные мощности, поэтому делать то и другое очень затратно. Я выбрал математику, потому что от шахмат в реальной жизни пользы никакой.

Наверное, математический народ плохо взаимодействует с бюрократическим аппаратом. Из-за этого не хватает мест, и денежные премии за олимпиады получает неизвестно кто. «ВКонтакте» есть целая группа людей, которые ненавидят тех, кто победил в олимпиаде и прошел без вступительных испытаний.

Считают, что они отбирают места у «честных работяг». Я ни у кого ничего не отбираю. Но, думаю, мест должно быть больше, раз на всех не хватает.

«Думаешь: “Нет, все-таки смогу”. Потом опять падаешь духом»

Арсений Смаков, Уфа. 16 лет. География, призер ВОШ-2022 и Европейской географической олимпиады-2022

— С 7-го класса я всерьез увлекся олимпиадным движением, подавался на многие дисциплины, тем более что это дает право прогулять несколько уроков в школе. В итоге писал олимпиады по 9 предметам, но некоторые отсеялись уже в школе, как физика, а какие-то на последующих этапах. В конечном счете осталась география, которую я любил с раннего детства, плюс я ездил на обществознание.

В этом году я стал призером на Всероссийской олимпиаде по географии среди школьников, меня заметили тренеры, пригласили в сборную России, я прошел отбор и поехал на Международную олимпиаду. Она проходила в Белграде, но мы собирались в Тверской области, в лагере «Компьютерия», и писали онлайн.

Бывает, что приезжаешь на олимпиаду, встречаешь сверстников, а они знают чего-нибудь такое, чего ты не знаешь. «Ну всё, — думаешь, — зря приехал, нечего мне здесь делать, тут все умные». А потом пишешь — и как-то более или менее. Они знают то, чего не знаешь ты, а ты знаешь то, чего не знают они.

Олимпиада вырабатывает стрессоустойчивость, особенно если рано начал.

Я первую олимпиаду написал еще в начальной школе и с тех пор столько раз участвовал, что научился держать себя в руках и относиться ко всему с холодной головой. Некоторый мандраж, конечно, присутствует, потому что чувствуешь ответственность, хочешь себя показать с лучшей стороны. И каждый раз все равно думаешь: «Я ничего не смогу». Потом думаешь: «Нет, все-таки смогу». Потом опять падаешь духом... Но в целом, когда пишешь олимпиаду, ты сконцентрирован на задании, а не на результатах.

Что хорошо в олимпиадном движении? Прежде всего, это интересно, на заключительных этапах встречаешь ребят, которые увлекаются теми же темами, что и ты. Ну и привилегии при поступлении — ты можешь в любом вузе страны уже застолбить себе место по своему профилю. Плюс денежные премии. Короче, это вклад в будущее.

Иногда говорят, что олимпиаду можно просто «хакнуть». Но алгоритма, с помощью которого ты мог бы выиграть, точно нет. В каждой олимпиаде своя специфика, каждый год меняется формат, тематика заданий. Другое дело, что с опытом ты начинаешь лучше понимать, чего от тебя хотят, но и это не дает гарантий.

Даже если какой-то тип заданий отработаешь до автоматизма, не факт, что именно его ты получишь. Это же не набор тестов, как на ЕГЭ, а творчество. Нужен кругозор, знания из смежных наук, а просто переиграть систему не получится. Надо заниматься побольше.

Во многом это спорт: есть соревновательный элемент, да и темп подготовки заставляет, так сказать, «сжигать умственные калории».

Но я не думаю, что какие-то люди больше предрасположены к этому спорту, а какие-то менее. Да, кто-то быстрый и сильный от природы, а кто-то потренируется и его обойдет. Опять же, ты можешь в школе быть круглым отличником, а на олимпиаде провалиться. То, что нам дают в 10-м классе, на всероссийской или международной олимпиаде точно не прокатит. Но ты запросто можешь быть призером олимпиады, а в школе троечником, потому что много готовился по своему предмету, а на другие забил.

На следующий год я буду писать олимпиаду по обществознанию, меня сейчас интересуют экономика и социальные науки даже больше, чем география.

Мария Божович

Не стоит недооценивать ЕГЭ: чтобы набрать высокий проходной балл, школьникам необходимо тщательно готовиться. Выпускники, показавшие отличные результаты, уже делятся советами. В галерее узнайте лайфхаки от школьницы, написавшей ЕГЭ на 299 из 300:

Контент недоступен