Эксперт Ященко рассказал, почему на ОГЭ по математике разрешили калькулятор

Девятиклассникам, сдающим Основной государственный экзамен по математике, теперь официально разрешено использовать калькулятор.

«При выполнении работы Вы можете воспользоваться справочными материалами, выданными вместе с вариантом КИМ, линейкой и непрограммируемым калькулятором», — говорится в инструкции по выполнению работ в демонстрационном варианте КИМ ОГЭ по математике 2024 года. Демоверсия размещена на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.

Источник: Freepik

Решение об использовании калькулятора принято на заседании научно-методического совета по математике ФИПИ. Почему? «Российская газета» поговорила с членом совета, руководителем комиссии по разработке КИМ по математике Основного и Единого госэкзаменов Иваном Ященко.

Иван Валерьевич, ОГЭ по математике станет легче?

Иван Ященко: Во-первых, сразу скажу, что это не спонтанное решение. О том, что на ОГЭ по математике могут разрешить калькулятор, стало известно не вчера, а еще в августе, когда были опубликованы проекты всех документов по экзаменам. Кроме того, этот вопрос обсуждался уже много лет. Сегодня роль арифметической техники счета снижается. Мало кто в реальной жизни и в профессии считает «в столбик». Да, это очень важно для развития мышления, но этим занимаются в начальной школе и в 5−6 классе. Все проверяется тогда же на соответствующих контрольных работах.

А дальше уже не нужно?

Иван Ященко: Сегодняшний ОГЭ включает много практикоориентированных задач, задачи на анализ условия, доказательства, текстовые задачи, геометрические. А некоторые учителя, видя, что ребенок медленно считает, зачастую начинают в девятом классе буквально «натаскивать» его на технику счета. Отодвигая на второй план саму суть предмета, которая, конечно, далеко не только в умении считать. Учить детей, считать столбиком просто. Гораздо сложнее учить думать и рассуждать. Но в этом главная цель математики.

Очень многие учителя ждали этого изменения. Мы, математики, должны показывать красоту этой науки, рассказывать, зачем она нужна в реальном мире. И кстати, совсем не случайно введение калькулятора поддержали участники съезда учителей физики. Потому что они считают, и правильно считают, что математика должна создавать базу и для физики, и для IT. Математика должна развивать мышление, а не концентрироваться на техническом счете, который вызывает уже нервный тик и у родителей, и у детей, особенно в девятом классе.

Мало кто сегодня в жизни считает «в столбик». Этим занимаются в начальной школе и в 5−6-м классе.

Это нововведение улучшит результаты экзаменов?

Иван Ященко: Мы ожидаем, в первую очередь, что дети начнут лучше понимать предмет, а значит, будет и рост баллов, например, по заданиям по геометрии.

Потому что мы прекрасно понимаем: в геометрии главное не то, как ты столбиком или еще как-то высчитываешь синусы. А то, как ты чувствуешь сам предмет, как можешь думать и доказывать.

Говорят, что дети разучатся считать, что все упрощается, и это не на пользу.

Иван Ященко: Еще раз подчеркну, что это не упрощение. У нас в экзамене была всего одна задача на прямой счет. А все остальные задачи требовали и требуют нахождения алгоритма решения, рассуждения. То есть того, что, собственно, и нужно сейчас, в век искусственного интеллекта.

Возможно, в будущем и на ЕГЭ разрешат калькулятор?

Иван Ященко: В ФИПИ поступает множество таких предложений. Но это вопрос на будущее. В ЕГЭ- 2024 точно ничего не поменяется.

Пока не предполагается разрешать калькулятор на экзамене для одиннадцатиклассников.

Между тем.

В этом году школьникам разрешали брать на ОГЭ по математике только линейку, не содержащую справочной информации. Пользоваться можно было справочными материалами с основными формулами, которые выдавали уже в аудиториях, вместе с экзаменационными материалами.

ОГЭ по математике в 2024 году будет состоять из двух частей. Первая часть — 19 заданий, вторая — 6 задач с развернутым ответом. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: