Фото предоставлены пресс-службой Госкорпорации Ростех
Отличия начинаются сразу — уже с внешнего облика. Корпуса образовательного комплекса, всего их шесть, расположены в форме круга диаметром 200 м. В них размещены детский сад, младшая и старшая школы, спортивно-медицинский, административный и хозяйственный блоки. Все объединяется одной крышей и внутренним двором. Во многих помещениях панорамные окна, а некоторые внутренние перегородки сделаны из прозрачного стекла. Такие архитектурные решения использованы, чтобы показать единство людей, дать ощущение участия каждого в том, что происходит в «Точке будущего».
Дом, сад, школа
У Олеси и Сергея Соловьевых 11 детей в возрасте от четырех до 30 лет. В коттедже на территории «Точки будущего» вместе с родителями проживают девять из них, в том числе приемные ребята. Олеся долго не верила, что такой проект, как «Точка будущего», вообще возможен. Но так как терять было нечего, семья подала заявку, прошла отбор и в августе прошлого года переехала из своей иркутской квартиры в коттеджный поселок.
«Точка будущего» — проект благотворительного фонда «Новый дом» предпринимателя Альберта Авдоляна. Реализовать его в Иркутске он решил потому, что сам жил какое-то время в столице Приангарья. Сейчас в регионе 15,3 тыс. детей-сирот, из них 13,7 тыс. детей — под опекой. Строительство образовательного комплекса шло два года, для этого на берегу Иркутского водохранилища выделили 20 га земли. Обошлось все в 6 млрд рублей.
Как рассказала ТАСС вице-президент фонда Наталия Свердлова, приемные семьи были найдены через органы опеки Иркутской области, им предложили пройти отбор на зачисление в «Точку будущего». По результатам четырех этапов конкурса, среди которых были творческие задания для всей семьи и встречи с психологами, определили 19 семей из более чем 150 подававших заявки.
Все семьи многодетные — трое детей и больше. Они приехали в Иркутск из разных районов области, оставив там работу и свои дома.
Приехали не только мамы, папы, родные и приемные дети, но и в некоторых случаях бабушки, дедушки и уже совершеннолетние дети, которые пока еще не покинули родительский дом. Малыши ходят в детский сад в составе «Точки будущего», старшие — в школу.
Живут все они в коттеджном поселке на территории образовательного комплекса. Он состоит из десяти домов. При этом девять домов рассчитаны на проживание двух семей каждый, у квартир отдельные входы и два этажа с комнатами, санузлами, гостиной и кухней. Один коттедж полностью заняла семья, в которой 11 детей.
Семьи оплачивают только коммунальные услуги. Одни приемные родители трудоустроились в Иркутске, другие прямо в «Точке будущего», в зависимости от профессии. При этом у родителей из приемных семей, которые живут в коттеджном поселке «Точки будущего», приоритетное право трудоустройства в образовательный комплекс.
В административном корпусе встречаемся с директором образовательного комплекса Натальей Воробьевой. Она рассказывает, что «Точка будущего» рассчитана на 1022 учащихся, включая детсадовцев, но на первый учебный год набрали 646 детей, в том числе 170 дошкольников.
«Было важно отработать систему на небольшом числе детей и дальше уже расширяться и масштабироваться», — объясняет директор.
Приемные дети — около 15% воспитанников, остальные — ребята, которые живут с родными мамами и папами. Считается, что такая пропорция наиболее удачна для социализации приемных детей. Для семей, которые не являются приемными, конкурсного отбора не было. Отдать своего ребенка в «Точку будущего» мог любой желающий, надо было лишь успеть в отведенное время подать электронную заявку.
У каждого своя программа
Систему обучения, которую используют в «Точке будущего», специально для фонда подготовил центр разработки образовательных систем «Умная школа». Она полностью соответствует образовательным госстандартам, но все же принципиально отличается от того, как учат детей в обычной школе.
Через каждые пять-шесть недель ученики неделю отдыхают, на летние каникулы дети уходят в те же сроки, что и в других школах. Учебный день начинается в 08:30 и заканчивается почти в 18:00. Он состоит из уроков (в среднем по пять в день), внеурочных занятий, выполнения домашних заданий, которые в «Точке будущего» называют самоподготовкой.
Это, говорит директор, сделано специально: дома много отвлекающих факторов, которые мешают детям учиться самостоятельно организовывать свое время, а в школе для самоподготовки есть много зон, где можно уединиться или собраться небольшой группой, чтобы вместе сделать уроки.
Фото предоставлены пресс-службой Госкорпорации Ростех
Еще один нестандартный воспитательный элемент — в старшей школе нет звонка на урок. Это учит детей самостоятельно планировать свои действия. Они должны понимать, когда наступило время урока, и прийти в класс в нужное время.
Образовательная программа разработана индивидуально под каждого ребенка. Конечно, ученики все вместе, как в обычной школе, ходят на уроки, где получают базовые знания, но внеурочные занятия, дополнительная нагрузка подбираются под каждого в зависимости от его способностей, интересов и целей.
«В основе образовательной системы лежит несколько содержательных линий. Прежде всего это психолого-педагогическое сопровождение. Второе — индивидуализация, взращивание в ребенке образовательных потребностей, поддержка его способностей, интересов, устремлений. Мы исходим из того, что у каждого ребенка в процессе жизни возникают задачи развития, и с помощью психологов мы эти задачи определяем для каждого ребенка. То есть сначала задача, а потом под нее составляется образовательная программа», — объясняет Наталья Воробьева.
К примеру, в «Точке будущего» есть несколько ребят, которые решили изучать испанский язык дополнительно к базовому, предусмотренному школьной программой. Тогда собрали группу и организовали занятия. Таким же образом работают и с физическими особенностями детей, или, например, если у ребенка проблемы с речью, с ним занимаются специалисты по подобранной для него программе. С приемными семьями работают психологи.
Мотивация и оценки
Десятиклассник Алексей Линенко рассказывает, что ему нравится подход, когда не ученик подстраивается под школу, а школа под него. «В обычной школе нас всегда вгоняли в рамки, а здесь наоборот: если ты хочешь так, ладно, давай так. И я понял, что здесь образование и подготовка к ЕГЭ будут лучше», — делится впечатлениями школьник.
Он поясняет: высокому уровню подготовки способствует то, что каждому ученику в «Точке будущего» уделяют больше внимания, чем в обычной школе. С детьми работают индивидуально, поддерживают их и мотивируют.
Алексей хочет стать журналистом, поэтому в «Точке будущего» его внеурочная деятельность состоит, в частности, из занятий в школьном медиацентре, где дети учатся работать с камерой и микрофоном, писать и редактировать новостные тексты.
Еще в «Точке будущего» есть гончарная и швейная мастерские, кухня для занятий кулинарией, бассейн, музыкальный класс, оснащенный современными инструментами и аппаратурой. Дети занимаются хореографией, изобразительным искусством, осваивают актерское мастерство в школьном театре.
Есть туристическое направление, где школьников учат навыкам, необходимым путешественникам. В этой школе дают даже знания, нужные в быту, например, как управляться с домашними электроприборами. При этом нет разделения занятий на мужские и женские, так что мальчики наравне с девочками могут учиться кулинарии или, например, шитью. Не делят детей и по физическим возможностям — занимаются все вместе.
Для отдыха есть специальные тихие зоны, а для учеников младших классов — спальня. В холлах установлены качели и большие столы с играми. На улице — развивающие игровые площадки, где дети могут провести время с пользой, например познать устройство Солнечной системы на площадке «Орбита». На ней установлены цветные полусферы, имитирующие планеты, которые движутся вокруг Солнца, а навес играет роль звездного неба. Некоторые площадки предназначены для активных игр.
Фото предоставлены пресс-службой Госкорпорации Ростех
В корпусе младшей школы встречаю троих четвероклассниц, после уроков выполняющих задания, полученные для самостоятельной работы. На вопрос об отличиях новой школы от той, где они учились раньше, девчонки отвечают: «У нас в той школе были двойки, это очень сильно обижало, и нельзя было исправить. А тут ты можешь исправить ноль на хорошую оценку».
Одна из учениц рассказывает, что сегодня получила десять баллов по литературе. Педагоги поясняют: в «Точке будущего» система оценивания тоже нестандартная, но в аттестатах детей будут стоять традиционные оценки.
Критерии для оценивания заданий разработали сами учителя, когда педагогический коллектив полностью сформировался. Система сложная, но, по мнению педагогов, позволяет детям понимать справедливость оценки и поэтому мотивирует их.
Преподаватель истории и обществознания Ася Еронько объясняет: за учебный модуль, то есть пять-шесть недель, ученик должен набрать баллы по каждому предмету. По одним дисциплинам установлен максимум в 100 баллов, по другим, на которые учебных часов отведено меньше, этот максимум ниже. Для каждого ребенка составляется маршрутный лист, с помощью которого он понимает, как ему накопить баллы.
«В маршрутном листе мы прописываем, на какой неделе, на каком уроке какая будет пройдена тема, какое задание ученик должен выполнить, какая форма оценивания будет, — рассказывает Ася. — Ребенок сразу понимает: я выполнил пять заданий, получу пять баллов, а если выполнил два — будет всего два балла. Часть заданий оценивается не в баллах, а просто комментарием педагога, который поясняет, что ученик выполнил хорошо, а что нужно доработать».
Например, дети изучают валентность. Задания могут быть такими: дать понятие определению, назвать существенные свойства, используя схему из учебника, определить расположение элементов, имеющих постоянную и переменную валентность, привести примеры понятия «валентность», составить формулу, объяснить, что объединяет валентность и степень окисления. Чем больше задачек из этого списка ребенок выполнил, тем больше баллов набрал.
Свобода действий
До «Точки будущего» Ася Еронько четыре года работала в иркутском лицее No 1, была классным руководителем. Было сложно: сама понимала, что слишком молода, опыта маловато. В «Точке будущего» стало еще сложнее: необходимо найти новые подходы к обучению и воспитанию детей, совместно с другими педагогами адаптировать и дополнять готовую образовательную программу по ходу работы. «Урочная нагрузка здесь меньше, зато методической работы на данном этапе больше, так как проект новый. Но администрация школы заботится о том, чтобы мы могли отдыхать, чтобы у нас не было эмоционального выгорания, поэтому урочная нагрузка и не такая большая», — говорит Ася.
Учитель русского языка и литературы Александра Калошина рассказывает, что дети, которые пришли учиться в «Точку будущего», ничем не отличаются от учеников обычных школ. Только здесь ей до сих пор удивительно слышать от детей, что они хотят учиться. Возможно, потому, что у них, как и у педагогов, в «Точке будущего» больше свободы действий.
«Ты можешь придумать любую идею, любую форму занятия и с детьми это воплотить. У меня всегда была мечта выйти из коридоров, из кабинетов и организовать уроки литературы как-то по-иному. Вот весна будет, мы с детьми куда-нибудь уйдем и под цветущей вишней будем стихи читать», — улыбается учительница.
Как рассказала директор Наталья Воробьева, сейчас в «Точке будущего» работают 152 педагога и воспитателя, все прошли конкурсный отбор. Учитель английского языка Егор Денисов даже уехал с Сейшельских островов ради работы в «Точке будущего». Егор — москвич, уезжал на Сейшелы обучать английскому персонал отеля, проработал там год. О том, что где-то далеко в Сибири набирают коллектив для уникальной школы, узнал из соцсетей.
«Я принял участие в конкурсе, и, как оказалось, успешно, — рассказывает педагог. — Мне нравится преподавать и работать с детьми. До своих путешествий четыре года работал в Москве в школе. Но я безумно "зимний" человек, обожаю зимы, снег, метели. Когда позвали в "Точку будущего" в Иркутск, я моментально собрался».
«Открытое, живое общение»
Надежда Вахрушева, которая вместе с супругом воспитывает двоих родных и пятерых приемных детей, рассказывает, что зачисление в «Точку будущего» стало важным событием для ее семьи. У приемных ребятишек, взятых из детдома три года назад, были огромные провалы в знаниях, которые, как считает Надежда, в обычной школе не смогли бы устранить.
«Ни о каком частном образовании или репетиторах не было речи — мы финансово не могли себе этого позволить. Поэтому наша задача была найти школу, где бы детей просто не обижали и они бы адаптировались в классе. Поступили в обычную среднюю школу. Ничего мы от нее не ждали. Слава богу, ничего плохого нам там не сделали, но и хорошего ничего не дали. Я понимала прекрасно, что мы и дальше будем идти с теми же провалами в знаниях», — рассказывает Надежда Вахрушева.
Родители не питают иллюзий и не рассчитывают, что в «Точке будущего» дети начнут делать фантастические успехи, однако здесь ребята вдохновлены учебой, а старшие уже задумались о своем будущем.
А еще Надежда с удивлением замечает в них не просто толерантное отношение к особенным детям, но и проявление заботы о них. «Для нас этот проект был очень интересен в связи с тем, что у нас есть дети с ограниченными возможностями здоровья», — говорит Олеся Соловьева. Она объясняет: раньше во внеурочное время нужно было возить детей к логопеду, дефектологу, психологу, а теперь эти специалисты занимаются с ними прямо в школе и детском саду.
Но самое главное, что в «Точке будущего» детей не делят на здоровых и больных, талантливых и не очень. «Здесь они не обособлены, у них есть открытое, живое общение. Это не коррекционная школа, которую до этого посещали мои дети», — подчеркивает Олеся.
Светлана Латынина
Читайте также: Тихое убежище: как работает одна из самых безопасных школ мира. Смотрите видео: