«Дети перегружены, поэтому общаются только в соцсетях». Если запретить Instagram и TikTok, это не поможет

Лучше научить их пользоваться цифровыми технологиями разумно.
stem-t4l-q6uQFIJ1CqY-unsplash
Источник: unsplash.com

«Нет ни одного исследования, которое подтвердило бы негативное влияние интернета на детей». Эксперт по поведенческим технологиям и писатель Нир Эяль поговорил с журналом Fatherly о том, как избавиться от экранной зависимости, не отвлекаться от дел и научить ребенка разумно пользоваться цифровыми устройствами.

Нир Эяль написал бестселлер «На крючке» — о том, как создавать цифровые технологии, которые изменят мир. Но спустя несколько лет он учит своих читателей, как меньше пользоваться смартфонами и планшетами.

Когда Эяль работал над первой книгой, мир технологий бы немного другим. Тогда мало говорили о зависимости от экранов. Всех больше занимало, почему гаджетами так сложно пользоваться. И можно ли создать продукты, которые полностью захватят наше внимание. Нир написал психологический учебник о том, какими должны быть современные цифровые устройства.

Времена изменились. Сегодня Нир Эяль обнаружил, что ему трудно отложить смартфон, чтобы уделить внимание жене и детям или полностью сосредоточиться на важном проекте. Он понял, что и сам отчасти виноват в том, что технологии имеют над всеми нами власть.

Момент истины настал в день, который эксперт по поведенческим технологиям провел со своей дочерью. Она спросила: «Какую суперсилу ты бы хотел иметь, папа?» Эяль помнит ее вопрос, но забыл, какой дал ответ. В тот момент он смотрел на экран своего телефона.

С этого дня Эяль пытался понять, как вернуть себе свободное время, избавившись от экранной зависимости. Его новая книга «Неотвлекаемый: как контролировать свое внимание и свою жизнь» рассказывает о том, почему мы отвлекаемся в цифровую эпоху. Эти знания помогают сформировать здоровое отношение к устройствам и пользоваться ими разумно и осознанно.

По мнению Нира Эяля, технологии избавляют нас от дискомфорта, скуки или тревоги, мы обращаемся к ним неосознанно. Другими словами, мы отвлекаемся по своей вине. Дело вовсе не в наших смартфонов. Понимание этого имеет решающее значение.

Проверяйте соцсети по расписанию

— Вы решили написать книгу о влиянии смартфонов на нашу жизнь, потому сами все больше и больше отвлекаетесь на них. В том числе, когда общаетесь с детьми...

— Да. В один из таких моментов мне стало ясно: как представитель индустрии я знаю, как работают технологии, но не могу избавиться от их влияния на мою жизнь.

В каждой книге на тему воздействия смартфонов, планшетов и ноутбуков на нашу жизнь говорится одно и тоже: избавьтесь от них. Цифровые устройства — зло.

Я пробовал. Заменил свой ноутбук на компьютер из 1990-х без подключения к интернету. У меня был телефон без приложений, и я все еще отвлекался. Теперь я говорил: «наведу порядок на столе», «вынесу мусор», «постираю белье». То есть делал все возможное, чтобы избежать работы.

Мы прокрастинируем уже очень давно. Раньше мы говорили — «посмотрю телевизор» или «почитаю газету», а теперь хватаемся за смартфон.

Но не делаем то, что действительно хотим.

Технологии — это симптом, а не болезнь. Она же в том, что мы не понимаем, как бороться с причиной нашей прокрастинации, которая вызывает у нас неприятные эмоции.

— Что вы имеете в виду?

— Дело не только в технологиях. Все гораздо глубже. Мы вооружили себя и своих детей тем, что я называю «мастерством века»: умением не отвлекаться. Вы думаете, что мир слишком отвлекает нас от дел сейчас? Просто подождите несколько лет.

Если мы не научим наших детей сосредоточенности, не сделав их при этом технофобами, они будут бояться цифровых устройств. Но им нужно получить лучшее от них.

stem-t4l-J1nc-LH0iBE-unsplash
Источник: unsplash.com

Стать сосредоточенным — значит, жить честно и делать то, что вы и собираетесь. Если вы говорите, что начнете тренироваться — приступайте. Если планируете правильно питаться — начинайте прямо сейчас. Если вы обещаете близким, что проведете с ними весь день, или выполните работу, которую нужно сдать в срок — сделайте это. У вас должна быть цель.

Избавьтесь от лишних уведомлений

— Мы приближаемся к эпохе, когда нам придется развивать мозг для того, чтобы не отвлекаться от важных дел.

— Давайте определимся, что мы имеем в виду под словом «отвлекаться»? Противоположностями отвлечения является сосредоточенность, а также целенаправленность действия. Целенаправленно вы приступаете к делам, которые запланировали. Если вы собирались смотреть телевизор и включаете его — отлично. Но если вы хотели почитать газету и берете в руки пульт, то вы отклонились от вашей цели.

Вы отвлекаетесь, когда отказываетесь делать то, что планировали. Нельзя упрекнуть смартфон в том, что он отвлекает вас, если вы не знаете, от чего. Технология — не зло. Здесь нами управляет наш мозг.

Любые дела нужно планировать. Не проверяйте социальные сети и почту в любую свободную минуту. Выделите на это время в своем расписании. В моем графике есть время для общения в соцсетях — мне нравится общаться с друзьями, быть в курсе событий в сфере технологий и знакомиться с моими читателями. Я это ценю. Но уделяю этому время осознанно. А не следую за моими триггерами, которые заставляют отвлекаться.

— Что это за триггеры?

— Внешние триггеры — это звонки и уведомления. Именно они заставляют нас отвлекаться. Но это не всегда плохо. Например, вам пришло уведомление, что пора приступить к тренировке. Это замечательно.

Но если уведомление отвлекает вас, пока вы проводите время со своим ребенком — это плохо. Поэтому нужно задать вопрос — уведомления служат мне или же это я их обслуживаю?

— Это разумный подход. Как у Мари Кондо.

— Если внешний триггер действительно нужен вам, то сохраните его. Если мешает — отключите. В ваших силах избавиться от лишних уведомлений, которые отвлекают вам и не несут никакой пользы.

Поймите, почему вы постоянно отвлекаетесь

— Иногда вы берем в руки смартфон, потому что нам скучно...

— Причина большинства отвлекающих факторов — внутри нас. Мы испытываем неприятные чувства. Мы проверяем почту, цены на акции, заходим в соцсети, когда нам скучно. Если одиноко — отправляемся на Facebook. Не знаем, что с нами происходит — обращаемся к Google.

Важно понять, что мы чувствуем дискомфорт. Если не разобраться, от чего мы бежим, то нас постоянно что-то будет отвлекать.

У нашего поколения есть смартфоны, у наших родителей был телевизор.

Итак, я предлагаю четыре шага. Первый — поймите, почему вы отвлекаетесь. Второй — выделите время для социальных сетей и почты. Третий — убедитесь, что технологии служат вам, откажитесь от тех, что только мешают. Четвертый — договаривайтесь с людьми, чтобы меньше отвлекаться. Если брать на себя обязательства, вы будете увереннее чувствовать себя на пути к вашей цели.

Не демонизируйте интернет

— Эти четыре шага могут освоить и дети?

— Да. Мы должны убедиться, что их день распланирован разумно. Большую его часть они проводят в школе. Когда приходят домой, у них есть время сделать все, что нужно? Могут ли они заняться тем, чем им хочется?

Ни одно исследование не доказало, что час или два экранного времени оказывает негативное влияние на детей.

Родители должны договориться с детьми, сколько времени они смогут проводить в интернете. Пока контент соответствует возрасту, это нормально. 

Когда моей дочери было всего пять лет, мы спросили у нее, сколько она хочет проводить времени перед экраном. При условии, что в это время она не будет делать ничего другого — проводить время с друзьями во дворе или играть с мамой и папой.

sergio-martinez-NFhHzPcewa8-unsplash
Источник: unsplash.com

Она сказала: «Два эпизода». Это были две серии мультсериала на Netflix по 45 минут. В то время у нас была микроволновка с таймером. Дочь набирала на ней 45 минут, включала мультфильм и смотрела, пока не раздавался сигнал.

Сегодня она использует аналогичные инструменты на устройствах, позволяющие контролировать экранное время. И прелесть в том, что не я здесь «плохой парень». Это ее IPhone говорит, что время истекло. Второе преимущество в том, что она освоила навык, который пригодится ей до конца жизни.

— Почему это важно?

— Мы воспитываем не детей, будущих взрослых. Поэтому должны помочь детям освоить эти навыки. Если они этого не сделают, то всю жизнь будут делать только то, что захотят — спонтанно, неосознанно. Нормально, что у ребенка есть время на мультфильмы на Netflix или видеоигры. Это нормально! Пока это запланированно.

Теперь о внешних триггерах: дети нуждаются в полноценном сне. Хватает того, что уроки начинаются рано, и домашние задания нередко заставляют школьников ложиться поздно. Поэтому у меня нет веской причины для того, чтобы поставить телевизор в спальню ребенка. Не понимаю, зачем в его комнате нужен компьютер. И уж тем более, нельзя оставлять у постели смартфон. Пусть он дожидается владельца в гостиной или на кухне.

Теперь поговорим о сосредоточенности. Есть отличное приложение Forest. Вы указываете, сколько времени будете работать над задачей, нажимаете кнопку «Начать» и на экране появляется виртуальное дерево. Если вы возьмете смартфон и запустите любое другое приложение, оно погибнет. Чем дольше вы не пользуетесь устройством, чем красивее будет ваш лес. Это отличное приложение, оно бесплатное, и помогает моей дочери, когда она делает уроки. С помощью этой технологии можно избавиться от многих отвлекающих факторов.

Почему дети злоупотребляют технологиями? Поймите, что они не живут в вакууме. Вы же не думаете, что если мы волшебным образом избавимся от Fortnite, Instagram и TikTok, наши дети начнут читать Шекспира в свободное время?

Да ни за что.

— Конечно, нет. В свое время дети отдавали множеству вещей, которые не одобряли их родители. Они всегда будут тратить время на то, что нам не нравится. Речь идет о том, чтобы минимизировать вред. Поэтому спросите себя — что они будут делать, если мы отнимем у них соцсети?

Дайте детям время для общения друг с другом. Исследования показали, что дети стали меньше играть друг с другом. Поэтому они так беззащитны сегодня. Одно дело, когда тебя просят что-то сделать родитель или тренер. Другое, когда твой ровесник говорит: «Если ты не изменишься, то я не буду играть с тобой».

Самое важное, что мы можем сделать для своего ребенка — дать ему возможность общаться с другими детьми. Пусть они играют. Но наши дети так перегружены учебой и тренировками, что у них нет времени на детство.

Куда же они идут, чтобы общаться? В социальные сети. Мы раньше перезванивались по телефону, а они друг другу пишут. Я не говорю, что эти инструменты всегда хороши. Злоупотреблять ими плохо. Но если мы хотим избежать его, нам нужно понять, почему дети уходят в социальные сети от внешнего мира. Пока мы в этом не разберемся, не сможем им помочь.