Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Коммерсантъ-Огонек

Как технологический прогресс тормозит развитие современных детей

Современные дети перестают играть в обычные игрушки, отдавая предпочтение электронным. Более того, они вообще не умеют играть друг с другом, а когда собираются вместе, способны лишь на самое примитивное взаимодействие. 


Syda Productions / Фотобанк Лори

Эта примитивизация, которую несет «электронный век», отнюдь не невинная примета времени. Психологи предупреждают, что наступление эпохи «Человека неиграющего» влечет за собой неизбежное снижение интеллекта и творческих способностей, утрату навыков общения людей друг с другом, эрозию общественных связей. В новых угрозах разбирался «Огонек».

«Девчата, а куда можно сдать мягкие игрушки? У меня три мешка, дети не играют. В детский дом не берут. Думаю, сжечь их в бане, правда, боюсь угарным газом отравиться. Как думаете, есть опасность? Еще у нас есть большой белый медведь, который поет. Представляете: будет гореть и вдруг запоет еще. Жуть!..».

«Куда деть игрушки?» — насущная проблема, которую решают многие родители на детских форумах в интернете. Мало кто догадывается при этом, что попал в мировой тренд.

Во всем мире дети массово отказываются от традиционных игрушек, предпочитая им роботизированные новинки в виде говорящих собачек или озвученных кукол. И, конечно, гаджеты.

— В России эти тенденции стали очевидны в последнее десятилетие, когда на рынке появилось большое количество подобных игрушек, адресованных самым маленьким детям, — рассказывает «Огоньку» научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, профессор факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Елена Смирнова.— Сегодня уже очевидно, что наши дети тоже предпочитают гаджеты и электронные игрушки обычным. Более того, если раньше самым привлекательным и ценным времяпрепровождением для ребенка была прогулка на улице и игра с друзьями, то сейчас его трудно вывести гулять и всем другим занятиям ребенок предпочитает гаджет. Именно он олицетворяет свободу как таковую.

В нынешнем августе маркетинговая компания The NPD Group, специализирующаяся на изучении рынка игрушек, в очередной раз опубликовала доклад, в котором назвала «самой быстрорастущей суперкатегорией» игрушки, начиненные электроникой. Их продажи в первой половине 2018-го выросли на 43 процента, уверенно обогнав прежних детских фаворитов — серийных коллекционных кукол, от динозавров из «Парка юрского периода» до прекрасных единорогов из диснеевских мультиков. Эта тенденция будет лишь нарастать, считают исследователи, потому что спрос на высокие технологии для детей есть и у них, и у их родителей.

Не так давно в США опрос выявил, что две трети детей в возрасте от 7 до 13 лет предпочли бы получить в подарок не игрушку, а технологический гаджет. А ведь именно в этом возрасте дети, выражаясь языком маркетологов, являются «основными драйверами родительских покупок».

При этом считать эту эволюцию чисто коммерческой не получается, потому что игрушки напрямую влияют на развитие ребенка. По сути, проблема современных игрушек в том, что они, с одной стороны, средство детского развития, а с другой — товар. И эти два признака в корне противоречат друг другу.

— Некоторые современные игрушки не только перестали быть средством детской игры, но и препятствуют ее развитию, — поясняет Елена Смирнова.— Популярные нынче игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребенку, что и как ему делать (не говоря уже о гаджетах), разрушают у детей само умение играть. Они блокируют активность ребенка, навязывая ему свою волю. Ведь с ними не нужно играть, ребенку достаточно наблюдать, что они делают. В результате детская игра превращается в простое манипулирование. А главные способности, которые формирует игра — воображение, свобода действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность, творческая активность, изобретательность, — совершенно не развиваются.

Детские психологи в разных странах даже говорят о начале новой эпохи, которая ознаменовалась появлением нового человека, не умеющего играть в игры.

Электронная няня

Зачем же родители покупают неправильные игрушки? По наблюдениям экспертов, при выборе новинки они не так уж сильно отличаются от собственных детей. Чаще всего родители руководствуются тем, что рекламируется по телевизору, что более ярко и модно. А рынок соответственно поддерживается именно этим спонтанным родительским спросом.

Отдельная проблема в том, что сами родители зачастую уверены, что современные дети — принципиально другие и что им для развития не нужны, скажем, традиционные пирамидки и мячики. Увы, это большое заблуждение, которому больше других подвержены молодые родители. Именно они активнее других осваивают новый сегмент: электронные игрушки для младенцев, которые адресованы детям начиная с 3−4 месяцев. Электронные погремушки, пирамидки, кубики, конструкторы — все теперь доступно на экране.

— Это совсем не подходящие для малышей игрушки, потому что из-за них снижается физическая активность, а это критично для раннего возраста, — говорит профессор Елена Смирнова.— В этот период для ребенка принципиальное значение имеет физический контакт с миром. Он должен видеть результат своего действия в реальном мире. Отсутствие этого или сокращение взаимодействия серьезно сказывается на психике, в первую очередь препятствует формированию эмоций и самосознания.

По словам специалистов, чем раньше ребенок сталкивается с гаджетами или роботизированной игрушкой, тем активнее у него формируется зависимость.

Игра с обычной игрушкой, как бы странно это ни звучало, требует от ребенка значительного усилия. Нужно представить себе воображаемую ситуацию, наделить характером и чувствами игрушку, придумать сценарий, по которому будут развиваться события, увлечь, в конце концов, своим невидимым миром другого ребенка.

С электронными игрушками ничего этого не нужно: ребенок нажимает кнопку и на него обрушивается целый поток сенсорной информации. Мозг получает удовлетворение простым и быстрым способом, а именно так возникает любого рода зависимость (в том числе химическая). В итоге психологи сталкиваются с истериками и депрессиями детей в 3−4 года — обычное дело, когда тех лишают гаджетов и разговаривающих механических собачек.

Syda Productions / Фотобанк Лори

— В США, кстати, недавно впервые появились нормы, регламентирующие время, которое дошкольники могут проводить с гаджетами, и контент, который они могут просматривать. В частности, рекомендовано исключить абсолютно все электронные устройства из жизни ребенка до 4 лет, а с 3 до 6 лет ребенок может пользоваться гаджетом только вместе с взрослым и не более 15−20 минут. Но это мало выполнимо, — констатирует профессор Елена Смирнова.— Технологичные игрушки и гаджеты очень удобны самим родителями: занимаясь с ними, ребенок молчит, возникает иллюзия, что он занят и в безопасности. На самом деле это не так. У многих современных детей возникают серьезные нарушения в коммуникации: человек перестает для них быть главным партнером по общению. Этим партнером становится гаджет. Иногда в детских садах можно наблюдать картину: ребенок весь день ждет маму, смотрит в окно, а когда она приходит, то бросается к ней… чтобы достать телефон из сумки.

Куда уходит детство?

В советское время был комитет по игрушке при Министерстве образования, через него проходил путь к ребенку каждой матрешки, неваляшки или пластмассового буратино. Их оценивали эксперты, давали рекомендации, утверждали или нет. «Огонек» в 1957 году (см. архив) писал о том, что специалисты раскритиковали музыкальные органчики за то, что те напевают однотипные мелодии «Барыня», «Гопак» и «Николай, давай закурим».

Но это было возможно при плановой экономике. Сегодня нет единого органа, который бы определял, что можно, а что нельзя продавать в игрушечных магазинах, проверяются только стандарты безопасности. Все остальные экспертизы на совести производителей или проходят на добровольной основе. Тот же центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек выдает заключения ответственным производителям, но такие «сертифицированные» игрушки — капля в море розовых пупсов, машинок и плюшевого зверья.

— На самом деле вводить тотальное регламентирование на рынке традиционных игрушек все-таки нельзя, — говорит Елена Смирнова, — это в некотором смысле цензура. Единственный путь, признанный во всем мире, связан с воспитанием сознательности родителей. Нам нужны не бесконечные кулинарные шоу по телевидению, а программы, где родителям бы объясняли основы психологии ребенка.

И вот тут эксперты разводят руками: представления большинства современных родителей о том, что такое детство и что нужно ребенку для развития, находятся, как говорится, за гранью добра и зла. В этом отношении, кстати, ХХI век принес с собой много парадоксов, связанных с отношением к детству.

— Еще несколько десятилетий назад науки о детстве казались заповедником понятных, ясных и прозрачных обобщений и рекомендаций, — рассказывает «Огоньку» научный руководитель центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова.— Ребенок представлялся будущим взрослым, взрослый (родитель) — проводником ребенка в будущее. Но начиная с 1950-х ситуация начала меняться, а уже в 1970-е громко заявили о себе новые тренды. Первым, но очень заметным звонком стали студенческие волнения 1968 года в Европе, в которых отчетливо звучал мотив отрицания мира родителей. Молодежь провозглашала отказ от ценностей старших — благополучного буржуазного идеала семьи и карьеры. Дети отказывались стать взрослыми по образцу родителей.

Сегодня эксперты говорят о размывании границ самого понятия детства, предлагая растянуть его, как тонкое тесто, до 18, а то и до 25 лет.

— Детство традиционно воспринималось как период, когда человек к чему-то готовится, учится, когда он не самостоятелен и не может отвечать за себя, — говорит Катерина Поливанова.— Современный человек учится всю жизнь и зачастую не имеет представления о том, к чему он готовится и когда, наконец, будет готов. В итоге представление о детстве размылось и теперь в меньшей степени связано с возрастом.

Другое дело, что детство в последние несколько десятилетий стало ценным само по себе. Детство захлестнуло мир. Чтобы ощутить этот тренд, достаточно прийти в торговый центр и посмотреть на названия детских магазинов и центров: империя детства, детский мир, планета детства.

Современный ребенок завален детскими товарами и игрушками. Это то самое количество, которое ну никак не переходит в качество. Специалисты центра игры МГППУ провели небольшое исследование московских семей, попросив родителей посчитать, сколько игрушек в детской комнате. Среднее количество измерялось пятью сотнями игрушек!

— Родители считают, что, покупая новые игрушки, они украшают жизнь ребенка и так выражают свою любовь. Между тем детям нужно очень мало игрушек, но они должны быть хорошими, — говорит профессор Елена Смирнова.— Как показывают исследования объема памяти и внимания, ребенку для развития необходимо иметь пять-семь (!) игрушек. Ребенок должен их знать, связывать с каждой из них какую-то историю и понимать, что с ними можно делать. А когда игрушек много, они обесцениваются, теряют свою индивидуальность и становятся не предметом игры, а имуществом ребенка. Из средства развития они превращаются в предмет потребления. В итоге мы растим идеального потребителя, которому постоянно требуются новые и новые вещи.

Внутри игры

Немудрено, что посреди всего этого изобилия дети разучились играть. Причем современные игрушки — лишь одна из причин этой патологии. На научных конференциях, которые активно собираются в последние годы по всему миру, на эти темы говорят нередко. В частности, крупнейшая организация The International Play Association призывает помнить, что право детей на игру прописано в статье 31 Декларации прав ребенка, и констатирует: дети не играют так, как играли полвека назад. Их игра становится все более примитивной. Так, старшие дошкольники сегодня играют на уровне трехлеток: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их. Между тем в этом возрасте в соответствии с нормой дети должны придумывать развернутый сюжет: скажем, понимать, куда и зачем едет машина, что она везет, кто шофер и так далее.

Вячеслав Палес / Фотобанк Лори

В свое время специалисты МГППУ исследовали игру более 100 детей в российских детских садах. Психологи приходили в группу и просили детей просто поиграть, а сами наблюдали за происходящим. В результате выяснилось, что 60 процентов детей в старших группах действительно играют на примитивном уровне. Около 30 процентов предпочитают не играть друг с другом, а заниматься конструкторами и головоломками. И лишь немногие дети (5−7 процентов) играли в сложные развернутые игры. А ведь еще в 1970-е на сложную игру были способны практически 100 процентов малышей. Среди занятий современных детей растет доля разного рода активностей — гонок на скейтах, самокатах, интерес к спортивным играм, но это, по оценке экспертов, вовсе не заменяют настоящую сюжетную игру.

— Дело в том, что именно во время сюжетной игры, когда дети сами создают воображаемую ситуацию, действуют по ролям, у них формируются главные фундаментальные человеческие способности, — поясняет Елена Смирнова.— Прежде всего это интеллект, воображение, способность создавать свои образы и взаимодействовать с ними, развивается произвольность, планирование, способность к общению. То есть на самом деле мы говорим о том, что в игре у детей в дошкольном возрасте формируется внутренний мир, без которого не состоится полноценная личность.

Поиграй со мной, если сможешь

Впрочем, есть и другой подход. В том, что сложные игры у детей исчезают, некоторые ученые видят примету времени.

— Чтобы у детей сложилась настоящая сюжетно-ролевая игра, нужно время, нужны партнеры и нужны сюжеты, которые дети будут воспроизводить, — поясняет профессор Катерина Поливанова.— Но жизнь сегодня устроена так, что этого практически нет. Сегодня игрой нужно специально заниматься, ее нужно выращивать.

Проблема в том, что традиционно умение играть передавалось из поколения в поколение. Но сегодня из повседневной жизни практически ушли разновозрастные компании: многодетных семей мало, во дворы детей гулять не пускают, а в детском саду они общаются с ровесниками. Детям просто негде научиться играть! Родителям же проще сунуть ребенку гаджет, чем поиграть с ним.

Другая проблема, по словам экспертов, кроется в современной системе образования. В частности, в РФ она устроена так, что дошкольники перестимулированны и заорганизованны — они постоянно находятся под контролем. Воспитатель работает по плану, в котором расписана каждая минута.

Когда российские методички видят работники детсадов за границей, у них от изумления округляются глаза. В детсадах той же Швеции, ФРГ, Великобритании, Норвегии каждый воспитатель сам решает, чем ему заниматься с детьми. Главное условие, чтобы у детей было время свободной игры — не менее 3−5 часов в день. У нас на это отводится полчаса. Но, что интересно, родители считают, что и этого много. «В расписании написано “подвижные игры”, а дети в это время носились по площадке и кидали друг в друга грязью. Куда смотрят воспитатели! Они должны организовать игру. Хотя бы “Гуси-лебеди” или “Море волнуется раз”!» — написано в жалобе заведующему одним московским детским садом.

Похоже, еще советский перекос в сознании родителей о том, что дети обязательно должны «ходить строем», наслоился на современную моду на суперраннее развитие.

— В сознании родителей есть несколько весьма спорных представлений о развивающих игрушках, — говорит научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова.— Наиболее распространенное заключается в том, что развивающие игрушки призваны обучать чтению, счету, сообщать полезные знания и так далее. То есть развитие ребенка понимается исключительно как обучение знаниям и умениям. На самом деле развитие — это не усвоение готовых знаний, а появление чего-то качественно нового — нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Когда ребенок играет во врача или милиционера, он вовсе не осваивает будущую профессию, он развивает более глубокие качества — умение создавать правила и действовать по ним, умение общаться…

К сожалению, это то, что нельзя оценить через 2−3 недели занятий, и не то, чем можно похвастаться перед другими родителями. Именно сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок перевоплощается в другого персонажа, по словам эксперта, имеют самый мощный эффект для психического развития. И именно они больше всего страдают у современных детей.

— Представьте себе, раньше дети чаще всего воспроизводили работу своих родителей, а сегодня этого нет, — рассказали «Огоньку» в одном из московских садиков.— Думается, это связано с тем, что дети не представляют, с чем связана работа родителей. Ну как можно играть в программиста или менеджера? Конечно, они отдают предпочтение Бэтмену, который умеет летать и вечерами спасает мир… Правда, после Нового года все эти бэтмены и человеки-пауки сидят за столом в садике и чокаются компотом. Так что все-таки что-то от семьи перенимают.

Terra incognita

Надо признать, что пространство города уже давно подстроилось под подросшего неиграющего ребенка.

— Мы провели масштабное исследование «Повседневность детства», в котором приняли участие около 7 тысяч детей по всей стране. Часть исследования затронула уличный досуг, и мы зафиксировали почти полное его исчезновение, — говорит научный руководитель центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова.— Раньше после уроков дети шли на улицу, где у них была своя секретная детская жизнь, наполненная очень плотным общением и играми. Сегодня ее нет, и после выполненных уроков они ныряют в гаджет — больше реально некуда.

По словам экспертов, современный город, ни большой, ни маленький, больше не является средой жизни подростков.

В нем они выделяют некоторые привлекательные точки, наподобие торговых центров, куда группки детей затягиваются, как песчинки в горло песочных часов, потому что там есть бесплатный доступ в интернет. Чтобы уберечь детей от торгово-развлекательного досуга, современные родители должны прикладывать массу усилий.

— Надо понимать, что детство сегодня очень разное, — поясняет работу профессор Катерина Поливанова.— В маленьком городке и в мегаполисе дети живут совсем разной жизнью, но степень вовлеченности ребенка в культурное пространство, развитие его личности зависят от того, прикладывает ли семья к этому усилия или нет. Именно она, а не школа, сегодня стала главным институтом формирования ребенка. И, как показывает практика, инициативные родители очень успешно с этим справляются.

Для детей, которые не умеют играть друг с другом, сегодня создаются бесконечные квесты, познавательные экскурсии, мастер-классы и дополнительные занятия, которые подростки меняют так же часто, как раньше их родители меняли дворовые игры. Кто в итоге вырастет из неиграющего ребенка? Эксперты пока не знают. Но то, что жизнь проще не станет, уверены.

Воодушевленная разговором с детскими экспертами, автор текста решила поговорить после садика со своей младшей дочкой, которая уж точно воспитывается в соответствии с канонами психологии. На вопрос, во что они сегодня играли, Маруся радостно отвечает: «В зомби-апокалипсис! Было очень интересно. Миша был зомби-папа. Я зомби-мама. У нас была простая жизнь: папа уходил на работу, мама уходила на работу, потом прилетали птицы-убийцы и мы должны были их убивать, чтобы они не съели наших детей».

Видя изумление взрослых, Маруся поправляется: «Ну, не всех, конечно, только злобных».

Не грех, кажется, облегченно вздохнуть: сюжетно-ролевая игра на месте, можно спать спокойно.

Елена Кудрявцева.

Читайте также: Как гаджеты влияют на подростков.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
6
345!@$%#%%^*
ого
СсылкаПожаловаться
Ладо Принт
*Портить здоровье ))*
СсылкаПожаловаться
Ладо Принт
В ответ на комментарий от Иван Иванов История переписки3
Иван Иванов
Погулять выходят дети и пропадают. У нас в регионе за лето уже три ребенка пропали. Сейчас на улицу выходить страшно, пьяные водители сшибают промо на тротуаре, наркоманы и педофилы всякие. Дети пропадают и гибнут не из-за гаджетов.
СсылкаПожаловаться
Я не знакома с криминальной обстановкой в вашем регионе, да и в нашем не совсем в курсе. Но стараюсь своего сына не удерживать дома, ... страшно конечно. Однако в какой-то момент ему придется выйти и не с мамой и папой за ручку. А новости я не смотрю, берегу свои нервы. Новости, они происходят без моего участия, так чего из-за них свое здоровье.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
НаталияКак научить защищаться от сверстников-нелюдей или как не воспитать "зверя"??
Всем доброго дня!
Сейчас прочитала в местных новостях: две девочки (12 и 16 лет) избили до потери сознания подружку 13 лет, всё это снимали мальчишки от 12 до 16 лет).  Избили за то, что девочка заступилась в соц.сети за маму ( маму "жертвы" позорили за ее работу продавщицей кваса). Подкараулили и били (ногами ) по лицу. Девочка хрупкая, тоненькая отключилась быстро. Её приволокли во двор, к бабушке и сказали, что нашли в таком виде. 
Полиция до сих пор не найдет двух девиц, хотя все контакты есть
Так страшно((( И не знаешь , что страшнее, что вырастет убл..ком или , что станет вот так вот жертвой отморозков, за слово ВКонтакте(((
Семьи у девочек (избивавших) неблагополучные, дети там предоставлены сами себе , никто даже не позвонил маме девочки и не извинился. Только написали в страничке "Инвалидом не стала?"
Страшно жить, где видео избиения считается геройством и служит повышению рейтинга в такой же стае(((
393
АнонимМучает совесть
Завтра у сына день рождения.Снимаем кафе.Будут только близкие родственники и близкая подруга с сыном.Днём подруга позвонила и сказалачто похоже заболевает но сына если что отпустит.сейчас ей звоню говорит что сопли текут но ничего она завтра запшикает нос и придёт.Я перед ней извинилась и попросила не приходить ну блин у меня сын только с больничного болел почти месяц .каждый чих в его сторону и привет.в садик ходит два раза по часу и болеет две недели.Отказала а сейчас мучает совесть.как бы вы поступили чтобы не обидеть подругу.Как вы поступаете с больными гостями?Или проще надо идите все чихайте все и будь что будет.Сразу хочу сказать ребёнок хроник любое ОРЗ обостряет основную болячки.ошибки.телефон.
157
ВеруняПричина, по которой пропадают старики
Хочу поделиться с вами историей, которая произошла сегодня в соседнем подъезде и затронула мою семью. Я поступила так, как на тот момент считала правильным, но сейчас я не уверена в корректности своего поступка, хочется получить советы, чтобы выработать некий алгоритм действий в подобных ситуациях.
Кое-что показалось мне подозрительным ещё вчера. Вернулась с работы поздно, начинало темнеть. Когда парковалась, увидела в зеркале очень старенькую бабушку, которая брела куда-то. Какое-то время я провела дома, сумки занесла, то, сё. Выхожу, чтоб отогнать машину на стоянку, встретила соседку, выгуливающую собачку, разговаривала с ней ооочень долго. Когда же я села в машину, то снова увидела согнутый силуэт старушки. Меня напрягло, что настолько пожилая женщина так поздно одна.
Утром мы собрались с мужем на рынок, выскочила из квартиры и прямо на моей лестничной клетке  снова вижу эту старушку, она стучалась к соседям. Тут следом выходит муж, а эта старушка просит попить воды, говорит, что ей "крови не хватает", выглядит при этом измождённой. Муж вынес воды, а я, видя, что с бабушкой не всё хорошо, начинаю спрашивать, к кому она пришла, т к в нашем подъезде эта бабушка точно не живёт.
Из рассказа старушки выясняется, что живёт она в соседнем подъезде, но у неё нет ключей и она не может попасть к себе домой. К соседям она стучалась, но никто не открыл, а пить хочется. Своё имя назвать может и не выглядит странной или потерянной, вроде в адеквате.
Тогда я зашла в тот подъезд, чтобы кого-то найти, ведь бабушке надо помочь оказаться дома. Короче никто не открыл и мы с мужем решили позвонить  в МЧС, чтоб как-то решить эту проблему.
Выяснилось, что без участкового вскрыть квартиру нельзя, т к может такое быть, что бабушка не из той квартиры, которую назвала.
Редкие соседи, которые появлялись на короткое время, подтвердили, что бабушку знают, но не знают, как связаться с родственниками, а одна девушка сказала, что квартиру этой бабушки уже по просьбе соседей вскрывали, т к оттуда шёл неприятный запах и никто не открывал. Ещё один сосед сказал, что года 2 назад эта бабушка его затопила.
Но никто из соседей не мог остаться, все спешили по своим делам.
Позвонила участковому, но он сразу не мог приехать, т к был уже на вызове, обещал приехать, как освободиться.
Сама бабушка была против того, чтобы я кого-то вызывала, боялась, что её заберут. Но сказала, что прошлую ночь она "провела в лесу". Дело в том, что в 100 метрах от нашего дома действительно начинается лес, иногда забегают белочки. 
Пока ждали, я вынесла бабушке покушать, она не сидела на месте, а ходила.
Одета бабушка не по сезону, в мужских трико, мужских туфлях и женской осенней куртке, из-под которой выглядывал шейный платок. Поскольку я вызвала участкового, мне надо было как-то следить, чтоб бабушка куда-нибудь не скрылась.
Если мне надо было отлучиться, то я привлекала свою дочь, завтра мы с сыном уезжаем по месту его дальнейшей учёбы, надо было собираться, покупать кой-какие вещи, продукты в дорогу. Дочь гуляла и приглядывала, иногда я снова подходила, у нас жара такая, выносила воды, булочку. 
Получается, что 3 часа это всё продлилось, пока приехала полиция.
Бабушка негативно отнеслась к беседе, говорила, зачем её в преступницы записали, но на вопросы отвечала. 
Неприятное заключалось в том, что когда молодой парень из полиции опрашивал и заполнял протокол, к нам подошла женщна и как давай фотографировать. Свои действия она объяснила тем, что "втираются тут всякие в доверие к пожилым, а потом пропадают старушки" 
Полицейский сказал, что он из полиции, на что женщина начала возмущаться и говорить, что не может такого быт, т к нашего участкового она знает в лицо и этот парень точно не участковый.
Тогда полицейский достал удостоверение, женщины, увидев документ, быстро ушла.
Но меня до сих пор возмущает - она так прицельно фоткала меня особенно, а я не сразу её заметила, т к участвовала в беседе. Мне гадко, что я потратила кучу времени своего, причём я подряд несколько недель была совсем без выходных и эта суббота - первая, когда я планировала хоть немного передохнуть. Я жутко вымоталась, в прошлую и позапрошлую субботу по 7 часов за рулём, в воскресенья обратно по 7 часов. В понедельники снова в 5 утра подъём и понеслась. Короче, мне обидно и гадко, что так со мной поступила эта женщина, раз такая неравнодушная, сменила бы меня и побыла бы с бабушкой хоть пару часов.
Сама бабушка, уже накрученная присутствием полиции, тоже начала скандалить, говорила именно мне, что зря я её преследую, что она не совершает никакого преступления, если просто ходит по улице.
Я чувствовала себя облитой помоями.
Были и странности - бабушка, прочитав протокол, удивилась, что полицейский написал сегодняшнюю дату - 24 августа 2019. Тогда он поинтересовался - а какая дата должна быть? Бабушка считала, что сегодня 5 декабря, отсутствие снега её не смущало, так бывает, ответила она. Протокол подписала.
Но всё вроде благополучно, полиция пробила всех родственников и ещё часа 3 ушло на то, чтоб с ними связаться.
Часа черед 3 приехал один из детей, самый обычный благополучный мужчина с семьёй. Но у него не было ключей, т к опекуном являлся другой сын.
А теперь вопрос тем, кто осилил мой огромный текст - как надо было правильно поступить? Дать воды и пусть бабушка дальше живёт на улице, ожидая, когда кто-то из детей навестит её? Сама бабушка настаивала именно на таком варианте, говорила, что ничего страшного, "мы же лесные люди, можем и в лесу переночевать".
Или дождаться, пока бабушке станет совсем худо, тогда уж вызывать скорую?
Я поступила вот так, понимая, что ещё пара дней и бабушка станет совсем слаба, мне казалось, что надо заняться ей сейчас, сегодня, не доводить до истощения. 
Не причинила ли я ей добро? Может, не надо было вмешиваться, чтоб потом не обтекать, облитой помоями? Чтоб мимопроходящие тётки меня не фоткали, подозревая в бабушкоубийстве?
Теряющиеся бабушки встречались мне за последние 10 лет раза 4 точно, и я всегда пыталась что-то сделать, выносила покушать, звонила полицейским, даже 1 раз отвела в полицию, а там мне сказали адрес и  я отвела ей домой, та бабушка была известной в полиции, не первый раз терялась.
Думаю, что ещё будут мне попадаться дезориентированные люди, как поступать? И чтоб помочь, и в то же время, чтоб меня саму не заподозрили в плохом. Кстати, я теперь понимаю, почему мужчины стараются не вмешиваться - увидел, к примеру, ребёнка потерявшегося, захотел помочь, а тебя самого за жабры.
153
Мадам Н.Д."Мой муж- писатель". Ч. 3.
Продолжаю рассказ о женщинах, сопровождавших жизнь и творчество великих русских писателей. Ссылки на предыдущие темы: 
 Часть 1. https://deti.mail.ru/forum/dosug/kultura...
Часть 2. https://deti.mail.ru/forum/dosug/kultura...
123
дуня семафороваНикита Михалков
Вот честно в шоке! Если Михалкову занесли инфекцию, при (делаю акцент!) Плановой операции по замене сустава и получился сепсис, спасали 40 часов, 7 операций, то чтож вообще у нас делается в медицине!!! 
Он же не в подвале оперировался, наверняка в  лучшей больнице Москвы. А что заносят нам, в простых больницах, что вообще делается, друзья! Значит, на что мы можем рассчитывать? Мне стало просто страшно. Не так давно Табакову занесли инфекцию от последствий сепсиса скончался. И ведь все это при их деньгах и возможностях. Что происходит.....
119
АлександраПоездка на море на 14 неделе при тонусе
Девочки, милые, здравствуйте! Сейчас нахожусь в таком состоянии... Даже не знаю как мне быть. Может вы поможите, кто-то из опыта аналогичного, хоть как, буду благодарна.
В общем история такая: у меня вторая беременность, от первой родилась прекрасная дочка, 5 лет, в первую Бер. Был тонус, постоянно, но в силу малых знаний я не обращала никакого внимания, ничего не пила, только витаминки и родила здоровую девочку. На сохранении не лежала, в общем не беременность, а мечта!
Вторая беременность желанная, но в начале срока, на 6 неделе чувствовала небольшие тянущие боли, крови не было, узи показало отслойку и попала в больницу с отслойкой плаценты. Выписалась в идеальном состоянии. Далее всё отлично. Узи в 12 недель показало, что всё супер. Вот мы и решили, пока срок небольшой и первый триместр прошёл, поехать всей семьёй на море, билеты купили, я в свою очередь прошла всех врачей и анализы, всё в порядке. Сейчас до поездки 4 дня, а меня начало беспокоить вздутие живота, и небольшая боль слева внизу. Бывает немножко потянет, но сразу проходит. Я пошла к гинекологу, меня осмотрели и сказали, всё гуд, тонуса нет, это болит кишечник.
Но к вечеру мне показалось, или нет, что у меня какая то тяжесть внизу живота. Я поехала в больницу, вдруг если что, 4 дня ещё есть. В больнице сказали, что у меня тонус, но не положили, выписали свечи папаверин, магний. На море ехать не советовали. Но билеты куплены, вещи почти собраны, мы ждали этого три года... И теперь вот так.. Я в замешательстве, ведь один доктор разрешил, а второй нет.
Теперь главный вопрос: подскажите, может у кого так было? Кто-нибудь ездил? Как себя чувствовали во время поездки? И не страшно ли это?
П. С. Едем на автобусе, остановки будут каждые 2 часа. Ехать 9 часов.
61
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru