Советские пенсионеры не зря выходили на пенсию пораньше. В Стране Советов они выполняли особую функцию — присматривали за внуками. А если родители были заняты важной работой, то воспитание детей полностью ложилось на плечи бабушек и дедушек. И, надо сказать, с этим они прекрасно справлялись. С одной стороны, им помогали мудрость и нажитый опыт, а с другой — дети и подростки часто доверяли им больше родителей.
Творческие кружки
В 1960-х −1970-х годах СССР охватила настоящая мания: общество искало, как из детей воспитать гениев. И немалую роль в таком развитии играли прародители.
Мамы и папы днем были на работе, поэтому дедушки и бабушки часто брали на себя функцию сопровождения маленьких детей в балетные кружки, художественные и музыкальные школы.
В этом они были даже более строги, чем родители, потому что считали: лучше пусть ребенок усваивает новые знания, чем без дела болтается по улице после школы.
В балетные кружки начинали водить еще в садике, а школьникам приходилось учиться игре на баяне и изучать изобразительное искусство.
Вкус к литературе
Городские бабушки и дедушки старались прививать внукам вкус и развить их эстетически, благо билеты в театры и на выставки стоили в СССР копейки. Поэтому внуков водили на новые постановки, в музеи, рассказывали об архитектуре и зодчих родного города и обязательно посещали краеведческие музеи, где прародители могли сами оживить экспонаты своими рассказами.
Параллельно с этим внуков знакомили с изобразительным искусством мира и родной литературой. Если воспитанием ребенка занимались систематически, то обычно он осваивал школьную программу классической литературы раньше сверстников, что накладывало отпечаток на усвоение, — ребенок мог по-своему воспринимать материал, переосмысливать его и обсуждать с родными людьми, которым доверял больше, чем учителям. «Линия партии» усваивалась позже в школе.
Таким образом, внуку старались привить творческое мышление и избавить его от зубрежки. Ведь если внук начинал читать «Мцыри» или «Евгения Онегина», то понравившиеся места он часто заучивал сам.
Воспитание чувств
Одновременно внукам старались привить нравственность и то, что сейчас называют эмпатией, а раньше называли состраданием. Считалось, что развитию нравственных чувств способствует содержание небольших домашних животных: кошек, собак, морских свинок.
Кроме того, детям обязательно читали «жалостливые» рассказы вроде «Детей подземелья» Владимира Короленко, «Девочки со спичками» Андерсена, военные рассказы вроде «Девочка ищет отца» Евгения Самойловича Рысса и водили на такие фильмы «на разрыв сердца», как «Белый Бим Черное Ухо».
Без давления
Положительный момент влияния прародителей на воспитание внуков заключался в том, что они не старались их сделать подобием себя (в эту ошибку часто впадали родители, реализующие в детях свои стремления и увлечения), а старались не ограничивать их в творчестве.
Если ребенок наотрез отказывался посещать художественную школу, его не неволили, но предлагали выбрать другой кружок, терпеливо объясняя, что школьнику следует попробовать как можно больше занятий, чтобы определиться с тем, что именно ему нравится больше всего — радиотехника или макраме. Это должно было облегчить выбор профессии.
Походы в лес и на лыжах
При этом дедушки и даже особо продвинутые бабушки в СССР знали, что развитие мозга — это еще не все, развитию тела тоже следует уделять внимание. Поэтому для будущих гениев часто были обязательными уроки физкультуры, походы выходного дня, на лыжах и в бассейн.
В здоровом теле — здоровый дух!
Была популярна в СССР система Никитиных, при которой в воспитании будущих гениев уделялось много внимания домашней гимнастике, закаливанию и пище ребёнка — она должна была быть простой. Детей никогда не заставляли есть, если они не хотели.
Проводили особые уроки развития
Особо продвинутые дедушки и бабушки уделяли внимание приёмам развития ребенка. Книг «Как воспитать гения» тогда не издавали, но выпускали книги различных советских педагогов и психологов. Прародители старались сделать уроки математики занимательными с помощью книг, учили детей получать новый опыт из привычных вещей: писать и рисовать левой рукой, развивали смекалку, покупая интересные наборы.
Например, набор линз и трубок, из которых ребенок мог собрать подзорную трубу, а мог — микроскоп. Или набор из триодов, диодов и сопротивлений с реостатом — из него можно было собрать рацию или радио. Вместе с детьми пенсионеры с увлечением проводили небольшие физические опыты: устраивали электрическую дугу из батареек или делали модель торнадо в стакане с водой с помощью копеечного электромоторчика.
Была популярна в СССР и такая странная книга, как «Дети и графы», где с помощью довольно спорной методики предлагалось с раннего детства развивать математическое мышление.
Все это объяснялось тем, что в годы СССР была очень популярна наука: все верили, что человечество вот-вот полетит в космос, смотрели передачу «Очевидное — невероятное», которую вел физик Сергей Капица, и с увлечением читали серию книг «Жизнь замечательных людей» с биографией математика Льва Ландау и других ученых.
Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: