396 баллов за ЕГЭ. Как готовилась самая умная школьница страны

И чего это стоило?

Ульяна Куклова — лучшая выпускница 2022 года. По итогам четырех экзаменов она набрала 396 баллов, сдав на 100 русский язык, литературу и обществознание. Ульяна окончила школу № 1391 в Новой Москве, а до 9 класса жила и училась в Набережных Челнах. В интервью «Правмиру» она рассказала, куда поступила и чего ей стоил такой результат.

«Могла, как и все, не сделать домашку, списать» 

— Тебя называют самой умной школьницей страны. Как так получилось? 

— На самом деле я окончила школу с двумя четверками, у меня нет золотой медали. Вернее, есть, но это московская медаль, которую получают стобалльники, она не за отличную учебу. У меня не очень складывались отношения с математикой и химией, по ним как раз и вышли четверки.  

— А тройки были?

— Когда-то мелькали по этим предметам, но не в четверти и не в году.

Я не страдаю синдромом отличника. Конечно, я старалась получать хорошие оценки, но такого, чтобы учиться по ночам ради успеваемости, не было.

Относилась к учебе просто, иногда могла, как и все, не сделать домашку, списать, доделать на переменке.

В девятом классе у меня был красный аттестат, но в одиннадцатом я понимала, что если погонюсь за двумя зайцами, то, возможно, не поймаю ни одного. Тогда я решила сосредоточиться на ЕГЭ, в этом было больше смысла.

— Как ты планировала свою подготовку, на что ориентировалась?

— В конце десятого класса я стала искать онлайн-курсы. Где-то в августе написала стобалльникам и ребятам, которые набрали за 90 баллов, и спросила, что бы они посоветовали выбрать. Многие отвечали. 

И теперь, когда школьники пишут уже мне, я тоже стараюсь помочь. Я была на их месте и представляю, каково это.

Я взяла курсы по всем предметам, которые собиралась сдавать, кроме базовой математики: у меня по ней четыре, но я понимала, что набрать на оценку для аттестата смогу сама, к тому же нас довольно хорошо готовили в школе. 

— Что надо делать, чтобы сдать ЕГЭ на 396 баллов? Как выглядел твой день? 

— 100 баллов — это, наверное, немножко везение, потому что могут попасться более «удобные» задания, а могут более заковыристые. Но в целом ЕГЭ — это работа.

Заниматься последние два месяца и набрать высокие баллы — не мой вариант. Есть такие ребята, у которых это получается, но лично мне нужно было готовиться систематически. 

Я вставала около семи, шла в школу. Домой возвращалась часа в четыре и начинала готовиться по каждому предмету.

Иногда я пропускала школу, и день был посвободнее. Я могла выспаться и пораньше сесть за ЕГЭ.

Со второго полугодия нас перевели на очно-заочное обучение, посещать можно было довольно свободно, и я ходила только на те уроки, которые мне необходимы.  

Примерно на саму подготовку я тратила часов шесть-восемь в день, больше физически не могла. Надо же было еще поесть и поспать! В неделю у меня был один выходной — обычно воскресенье или суббота. Вернее, это наименее загруженный день. Там могли быть какие-то занятия, домашние работы, но хотя бы полдня я точно занималась тем, чем хочу.

«Почему у них получается, а у меня нет?» 

— Литература, общество, история, плюс обязательные русский и математика… Зачем столько предметов? Не было ощущения, что ты распыляешься?

— Конечно, было. Иногда думала: «Как я вообще все это сдам?» Изначально я хотела поступить в МГУ на филфак, там требуются русский, история и литература. А в остальные вузы — русский, литература и обществознание. И я понимала, что если выбираю историю и литературу, то поступать придется, скорее всего, только в МГУ. Мне были нужны запасные варианты.

Я старалась сосредоточиться на каждом предмете понемногу. Мне кажется, они в целом дополняют друг друга. Я очень субъективно отношусь к обществу, это мой не самый любимый предмет. Складывается впечатление, что это, если так можно выразиться, мусорное ведро, куда сложили все, что не поместилось в другие сферы: экономика, политика, право, социология, человек и общество… А историю и литературу очень классно можно комбинировать. Когда ты знаешь историю, легче в литературе, а литература помогает в истории.

— Расскажи про свои лайфхаки для запоминания. 

— Вообще это все очень индивидуально, нужно искать то, что комфортно именно тебе. Я писала конспекты, рисовала от руки схемы, по обществознанию использовала майнд-карты, они сейчас очень популярны. Чтобы запомнить памятники архитектуры, культуры по истории, печатала карточки — хорошо, что нам это все предоставляли на курсах. 

Я вообще думаю, что лучше не зубрить, а понимать. 

Когда ты понимаешь, даже запоминать особо не надо. Например, даты по истории я почти не учила.

Они запоминаются очень легко, когда у тебя есть контекст, выстроен сюжет. Поэтому прямо зубрить мне не приходилось.

— Что не давалось или давалось тяжело?

— По каждому предмету были задания, которые не то что трудные, но для меня наименее интересные. По русскому, например, чаще всего были ошибки из-за невнимательности. Скажем, просят найти неверное, а я ищу верное.

По литературе сложнее всего было с заданием по сравнению лирики, там нужно приводить цитаты. И если с прозой можно использовать оценочный пересказ, то с лирикой — нет, приходилось учить наизусть либо полностью, либо самые яркие фрагменты.

Иногда я просто не понимала, как вообще сопоставить отрывки, что у них общего, какое стихотворение подобрать лучше. Но я знала, что это задание дает много баллов и, если его не делаю, я точно пролетаю. 

— Ты тренируешься, что-то не получается в пятый-десятый раз. Как на это реагируешь?

— Свои ошибки я воспринимала как точки, по которым должна заполнить пробелы. Вообще нас учили на курсах, что ошибки — это твои друзья, они помогают готовиться. Поэтому я не злилась и говорила себе: «Так, вот тут плохо, надо доработать».

Были моменты, когда казалось, что ничего не получается совсем. Мы занимались на курсах, я смотрела на других ребят и не скажу, что завидовала, но думала: «Почему у них получается, а у меня нет? Может, я мало работаю? Может быть, со мной что-то не так?» Потом я поняла, что это неправильный путь.

Не стоит недооценивать ЕГЭ: чтобы набрать высокий проходной балл, школьникам необходимо тщательно готовиться. Выпускники, показавшие отличные результаты, делятся советами. В галерее узнайте лайфхаки от школьницы, написавшей ЕГЭ на 299 из 300:

15фотографий

Это только с виду кажется, что у других все хорошо, а на самом деле у них свои проблемы и тоже бывает выгорание. Когда совсем падала духом, я старалась отдыхать. Просто брала и ничего не делала, лежала, читала, смотрела фильмы, гуляла — день, два, три.

— Сколько денег уходило на курсы?

— Это было недешевое удовольствие, примерно тысяч 10–15 в месяц за все, не считая марафонов и каких-то учебников, сборников. 

Но обычно марафоны и книги я покупала из своих сбережений, а курсы оплачивали родители. Они понимали, что школа не подготовит меня на высокие баллы. 

Но курсы — это все равно дешевле, чем репетиторы. Наверное, я бы подготовилась и сама, но я не знала, откуда брать информацию. В интернете очень много ресурсов и книг, но нужно мне это или нет? Может, я учу лишнее или вообще не то? А на курсах все системно, есть конкретный план, тебе говорят: «Это надо, это нет, это дополнительно».

— Кстати, насколько родители включались в твою подготовку? 

— Родители не мешали и почти меня не трогали. Я сидела в комнате, занималась, спускалась поесть, отдохнуть. Иногда у меня были занятия по утрам или в выходные — и родители приносили завтрак в комнату, потому что я очень люблю поспать. Но насчет учебы они не давили. Не было такого, что «нам надо 90 баллов и выше» или «только красный аттестат». Пятерки и высокие баллы — это мой выбор, и родители всегда поддерживали любой выбор, который я делала.  

«Неуверенность, пройду ли я на бюджет»

— День перед первым экзаменом. Твои мысли.

— Очень хорошо это помню! Утром я сдавала ГТО, гуляла, а потом дома пила чай, рисовала картины по номерам. Уже ничего не учила, не повторяла — в этом не было никакого смысла: твой мозг перегружается и уже вообще ничего не соображает. Нужно было просто прийти на экзамен в хорошем настроении, а у меня с этим все в порядке.

Приближалось лето, была хорошая погода, я понимала, что скоро гонка с ЕГЭ закончится. Не помню у себя выгорания или апатии. Скорее, я чувствовала, что достигла пика. За год я прошла все темы, все повторила по несколько раз. Была уверенность, что я все знаю. Но, наверное, это больше был даже эмоциональный пик — я хотела сдавать и чувствовала, что готова. 

Перед сном я написала себе записку: «У тебя все получится, все будет хорошо». С утра, когда уходила на экзамен, я эту записку прочитала, и сил появилось еще больше. Хотя, конечно, первый экзамен был самый волнительный. Я не понимала, что будет не в плане заданий, а в плане организации — все эти камеры, металлоискатели. Обычно же об этом страшно рассказывают. 

— Как все прошло? 

— Я посмотрела вариант, поняла, что сложного ничего нет, нужно только не распыляться. У меня бывает такое, что я начинаю писать сочинение вроде бы про одно, а потом плавно перехожу к другому: «Ой, я знаю такой интересный факт, сейчас вам расскажу!» И еще нужно было следить за временем, потому что не успеть — самое обидное. Многие спрашивают: «Ну как это можно не успеть?» Очень легко, потому что на пять сочинений у тебя есть всего четыре часа, одно из сочинений — объемное.

Поэтому, если на русском, математике у тебя есть время выйти в туалет, попить воды, посидеть, подумать, посмотреть в окно, то на литературе такого нет.

Я даже ни разу не вышла из аудитории, потому что не было этих пяти минут. Все сочинения сразу писала на чистовик, но у меня были планы в черновике. Я боялась, что не успею переписать с черновика, потому что черновик никто не проверит. 

— У тебя в сумме 396. Где потеряла 4 балла?

— В истории. У меня была первая «сотка» по литературе, я очень радовалась, но был легкий ступор. Я не ожидала такого результата. Затем было 100 баллов по русскому — здесь я уже догадывалась. Потом пришли результаты по математике, 21 балл из 21. Уже три экзамена на максимум! И, когда я получила 96 по истории, было грех жаловаться, хотя многие спрашивали, почему не 100 (смеется).

Не хватило всего одного первичного балла, его сняли за задание по всеобщей истории, которое ввели только в этом году. Но я в принципе готовилась на 85–90, поэтому у меня не было такого, что я начала плакать и жалеть о том, что не все идеально. А потом пришли 100 баллов по обществознанию, и это было самое неожиданное. Мы довольно часто на курсах писали по нему пробники, но не припомню, чтобы я набирала максимум. Чаще всего — 85–90.

— Главная интрига: куда все-таки поступила?

— Я прошла на филфак МГУ, куда и собиралась, почти сразу подала согласие: я была десятая в списке. Бюджетных мест 69, желающих было 158 человек, не считая олимпиадников. Это не очень большой конкурс. На журфаке МГУ около тысячи заявлений!

— Ты пробовала и туда? 

— Да, а еще на политологию, на философию и на религиоведение, все в МГУ. Изначально хотела только на филфак, но родители сказали: «Почему бы не попробовать и на другие факультеты?» Я знала, что даже если пройду, то все равно не буду там учиться. Зачем получать специальность, которая мне не нравится, пусть и в МГУ?

Все родители уверены, что их дети – самые лучшие и талантливые. Как узнать, что вы воспитываете будущего гения? В галерее собрали 15 признаков одаренного ребенка:

15фотографий

Но я написала вступительные и везде прошла на бюджет. На журналистике у меня получился не очень высокий балл, на других факультетах я была в первой десятке. Но на журналистику я в принципе не собиралась, поэтому не особо расстроилась.

— Как готовилась к вступительным? Некоторые абитуриенты на них тоже тратят целый год, ходят на курсы.

— Я просто использовала те материалы, которые оставались с курсов к ЕГЭ. Но вступительные в МГУ больше творческие, там нет шаблонов. Надо показать себя, свой образ мыслей, поэтому я как-то не готовилась специально. Больше всего, конечно, занималась литературой, потому что филфак был в приоритете. Там я набрала 75 баллов из 100 — для бюджета мне было достаточно.

— Сейчас в вузах много мест занимают олимпиадники, иногда до 90%. Бюджета просто не хватает даже для тех, кто сдал на высокие баллы. Почему ты решила пойти путем ЕГЭ, а не олимпиад?

— Скажу честно, в самом начале у меня все-таки была маленькая неуверенность в том, пройду ли я на бюджет. Да, 300 баллов, но нет красного аттестата, я не первая в списке. Думаю, для трехсотбалльников тоже было бы неплохо ввести квоту (смеется).

С олимпиадами у меня не очень складывалось, дальше муниципального этапа не шло. К ним нужно готовиться отдельно, но почему-то задумалась я об этом только после десятого класса. 

И тут был выбор — либо ЕГЭ, либо олимпиады. Путь ЕГЭ казался более понятным и очевидным: я готовлюсь, получаю результат, поступаю. 

А с олимпиадами ты вообще не знаешь, получится или нет, плюс все равно придется сдавать ЕГЭ, чтобы подтвердить свой статус. Я восхищаюсь ребятами, которые их выигрывают, они большие молодцы и имеют право поступить в вуз без конкурса.

— Какие варианты вы рассматривали на случай, если не поступишь? 

— Мы обсуждали все варианты: взять gap year (годовой перерыв между окончанием школы и поступлением в вуз. — Примеч. ред.), чтобы пересдать ЕГЭ, поступить в менее престижный вуз. 

Родители были не против, чтобы я училась платно, но я сама не хотела. Мне казалось, что у нас в стране очень много возможностей получить образование бесплатно. Скорее всего, если бы не прошла в МГУ, я пошла бы в менее престижный вуз, но на бюджет. Я даже не подавала на контракт, не рассматривала его в принципе. 

«У меня никогда не было “Тик-Тока”»

— И все-таки почему МГУ и филфак?

— В МГУ академическое образование, это один из самых престижных вузов России, там учились многие известные люди. Что буду поступать именно туда, я решила классе в девятом. Помню, тогда мы переезжали в Москву из Набережных Челнов, я ходила на день открытых дверей, где-то осталась фотография на фоне главного здания. Мне понравилась атмосфера: я представила, что каждый день буду сюда ездить… Но поступала я, конечно, не из-за красоты вуза, а из-за того, что внутри. 

А насчет филологии — все к этому шло. Мне не нравились математика, география, биология, химия, физика. У меня вроде бы все получалось, но заниматься этим я не хотела.

Потом в шестом классе я была на семейном обучении, а в седьмом пошла в новую школу. Там у нас была очень хорошая учительница по русскому и литературе, она интересно вела уроки. И постепенно мне это начало нравиться. А уже когда мы переехали сюда, я знала, что буду выбирать область, связанную либо с педагогикой, либо с филологией, либо с тем и другим.

— Ты говоришь, что была год на домашнем обучении. Почему?

— Из-за отношений с классом. Не знаю, почему так вышло. Я перевелась в ту школу вместе с девочкой, с которой училась до этого, мы вдвоем дружили, дружили с мальчиками, а с другими девочками не очень складывалось.

Я бы не назвала это буллингом, но было некомфортно. Мама предложила пойти на семейное обучение, я согласилась.

Год я занималась дома, а потом в первый класс пошли братишки, мама предложила присматривать за ними в новой школе.

— Расскажи о своей семье. 

— Мама с папой тоже филологи, но мама еще и учитель начальных классов. Они какое-то время преподавали, а сейчас занимаются домом, семьей, папа — воспитатель в детском саду.  

У меня есть сестра Вера — у нас небольшая разница, она в этом году идет в одиннадцатый класс. Трое братьев, пятый-шестой классы. Две маленькие сестренки, три и четыре года. И двойняшки, мальчик и девочка, им по полгода.

— Как ты училась, когда дома столько детей?

— Меня это не отвлекало. У нас с сестрой своя комната. Мальчики довольно взрослые, у них комната рядом. Они не шумят — если только не играют на гитаре или не бросают мяч. 

Я могла пойти поиграть, особенно с маленькими — мне нравится со всеми возиться, одевать их, заплетать косички. Наоборот, как-то спокойнее, когда знаешь, что ты им нужна.

Поэтому ЕГЭ не был смыслом моей жизни. Самое важное — семья.

— А обязанности по дому? 

— В этом году их почти не было, потому что я в основном готовилась. Плюс первые полгода у нас была обычная учеба в школе, а это иногда шесть-восемь уроков в день. Но да, конечно, я старалась помочь, когда появлялось свободное время: дома прибраться, с маленькими посидеть, погулять, в огороде что-то сделать. У нас нет такого, что каждый должен выполнять какие-то определенные обязанности — проще, когда работают все вместе.

— Что было в этом году в твоей жизни, кроме учебы и семьи? Я видела, ты играешь на гитаре. 

— Да, но немного. В начальной школе я занималась виолончелью, потом бросила.

Мне не нравилась система обучения в музыкальной школе. Я думала, что музыка должна быть по любви. 

Особенно больно было смотреть, когда родители в коридорах говорили ребенку: «Иди и играй». Меня не заставляли ходить, да и учеба в обычной школе была важнее. А где-то в конце 10-го класса я начала ходить на гитару вместе с братьями в культурный центр, до сих пор занимаюсь.

— Друзья?

— Я сменила много школ, мне было некомфортно сходиться с людьми, но со временем я научилась общаться. В последней школе у нас был очень дружный класс — четырнадцать человек, у всех друг с другом хорошие отношения. Когда получалось, мы старались пойти погулять. Так что я не забывала про друзей. 

— Я зашла на твою страницу во «ВКонтакте»: мало фотографий, в подписках — только паблики про ЕГЭ, практически ничего там не пишешь. Почему?

— Мне больше нравится общаться здесь и сейчас, а не вести странички в сетях. Знаю, что есть ребята, которые этим увлекаются. Почему нет? Но конкретно я предпочитаю тратить время на что-то другое. У меня никогда не было «Тик-Тока». Это всех шокирует, но это правда. Я не люблю просто сидеть и листать ленту.

— Получается идеализированный образ: экзамены ты сдала лучше всех, в МГУ поступила, в соцсетях не сидишь. А недостатки у тебя есть? Над чем в себе хочется поработать? 

— У всех есть недостатки. Из моих слабых сторон — я стеснительная и не особо пробивная. Иногда это очень мешает. Вроде бы нужно взять и сделать, а я стесняюсь. Отчасти поэтому мне трудно вести странички в соцсетях или канал на YouTube.

У меня мама, наоборот, очень бойкая в этом плане: всегда сделает что-то, напишет, узнает. А я — нет, меня лучше просто не трогать. Вот над этим хотелось бы поработать. Мне кажется, умение пробиваться — полезное качество для жизни. 

— А какие черты в себе больше всего ценишь?

— Я терпеливая, усидчивая, упрямая и целеустремленная. Поэтому мне просто соблюдать режим, делать одну и ту же работу — например, готовиться целый год. Нужно это сделать — я делаю. Я не вспыльчивая, с друзьями — дипломат, не люблю ссориться и решать проблемы кулаками, всегда стараюсь всех помирить. А еще ненавижу опаздывать.

— Чего бы ты хотела в ближайшие несколько лет?

— Путешествовать, поездить по России. Мы часто куда-то выбираемся, но мне хочется выделять на это больше времени. Я уже много где была, но, например, до Сибири пока не добралась. 

Хотелось бы получить диплом, найти работу, которая мне будет прежде всего приносить удовольствие, и быть полезной обществу, стране.

Пока не знаю, чем именно хочу заниматься. Было бы интересно пойти в магистратуру, аспирантуру, а потом преподавать в вузе или школе. Ну а там посмотрим, пока хочу просто учиться.

Из мелких целей — взять мастер-классы по вокалу, научиться петь, лучше играть на гитаре. Но главное — просто быть здоровой и счастливой. У каждого счастье свое, для меня это семья, друзья, любимая работа, увлечения — то, что наполняет и приносит радость. 

Вероника Словохотова

Чтобы вырастить ребенка счастливым, самостоятельным и уверенным в себе, важно выбирать определенный подход к его воспитанию. В галерее узнайте, какие фразы нельзя говорить детям:

8фотографий

Пройдите наш опрос:

Не пропустите ролик:

Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей