
Еще в 1989 году американские ученые провели исследование, касающееся того, в какой последовательности ребенок осваивает родной язык (Language Development Survey) и составили список из 310 самых важных слов, которые ребенок от 1-ого до 3-х лет узнает первыми. Это исследование остается основой для изучения детской речи и в наши дни, давая толчок для новых работ психологов и лингвистов.
По наблюдениям современных специалистов, среднестатистический ребенок к 3-м годам знает 150 слов из этого списка (то есть понимает их смысл и может воспроизвести их хотя бы на своем «птичьем» языке). Нормальным считается и промежуток от 75 от 225 слов.
Насторожиться стоит, если к 3-летнему возрасту ребенок использует 50 и менее слов.
Американские ученые составили список-минимум из 25 слов, которые ребенок должен активно использовать к 2-м, максимум к 2,5 годам. Профессор Лесли Рескорла считает, что если 2-летний ребенок не использует большинство этих слов, его речевое развитие можно считать замедленным.
Мы составили аналогичный список из слов русского языка, которые обычно появляются в детской речи первыми. Большинство из них состоят из удвоений одинаковых слогов — такие конструкции ребенку освоить проще всего. Для большинства родителей в переводе они не нуждаются.
1. Мама; 2. папа; 3. баба; 4. дядя; 5. деда; 6. тетя; 7. пока; 8. да; | 9. нет; 10. дай; 11. мое; 12. какать (вариант: ка-ка); 13. писать (пи-пи); 14. спать (бай-бай); 15. есть (ням-ням); 16. машина (би-би); | 17. малыш (ляля); 18. вода (кап-кап); 19. ай; 20. больно (бо-бо); 21. собака (аф-аф); 22. кошка (мяу); 23. гулять; 24. включить; 25. где. |
Перечисленные слова охватывают основные понятия и команды, которые ребенок использует в повседневной жизни. Многие из них представляют собой звукоподражания: хотя детей и рекомендуется учить сразу «полноценным» словам, большинству малышей легче освоить, к примеру, «аф-аф» в качестве названия животного, чем «собака».
Как временный этап использование звукоподражаний в речи ребенка вполне допустимо.
Конечно, у каждого малыша «стартовый» список может различаться; отдельные слова кроха может произносить по-своему (например, для кого-то «кап-кап» означает «вода», а для кого-то «купаться», а вместо «включить» ребенок может произносить «кучи»). Но базовый набор смыслов для большинства детей остается неизменным. На основе этого лексикона малыш может формировать и предложения.
Считается, что составлять фразы из 3-4 слов ребенок должен уметь к 2,5 годам.
Если вы обнаружили, что словарный запас вашего 2-летки меньше указанного, это вовсе не означает, что малыш не освоит речь. Но этот факт должен стать сигналом того, что этой сфере нужно уделять особое внимание и обязательно обсудить ситуацию с врачом. Трудности в освоении речи могут быть связаны с проблемами на других «территориях», например с нарушениями слуха.
Анна Борисова
Фото на обложке: Freepik