Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Новости, , Аргументы и факты

20 минут на «домашку». 9 отличий образования в России и Финляндии

АиФ.ru публикует постулаты финского образовательного стандарта и находит много сходства с российской системой.


Monkey Business Images / Фотобанк Лори

Учёные из Московского городского педагогического университета перевели на русский финский стандарт образования, чтобы выяснить, на каких «китах» держится финское образование.

Существует расхожее утверждение, что финские школьники — одни из самых умных в мире. Но почему это так и правда ли это?

«Например, утверждали, что в Финляндии полностью отказались от учебных предметов, — говорит ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Уверяли, что финны полностью отказались от того, чтобы учить детей писать ручкой — надо обучать только печатать на клавиатуре. На самом деле это не так — учат и тому, и другому. Говорили о том, что в Финляндии отсутствуют всяческие проверки. Якобы учителя делают, что хотят. Что тоже не совсем так. В начале прошлого учебного года, когда в Финляндии начал реализовываться новый образовательный стандарт (а принят он был в 2014 г.), мы раздобыли английскую версию документа и перевели на русский».

Итак, каковы же постулаты рекламируемой финской модели образования?

Все дети должны учиться, иметь равные возможности для получения качественного образования. Ничего не напоминает? Правильно, советскую систему образования, когда и в сельской, и в городской школе учили одинаково и по одним учебникам. О равном доступе у нас много говорится и сегодня. Но на деле школа в районном городке и посёлке реально отличается от столичной гимназии или лицея, где детям преподают даже профессора.

Школьное такси. Ребёнка могут возить в школу, даже если он живёт за 100 км. Бесплатно.

Внимание — каждому ребёнку. Финны очень подробно пишут, как должна действовать школа, если ребёнку нужна особенная помощь. Мы привыкли, что это дети-инвалиды. В Финляндии это понятие шире. Ведь помощь бывает нужна и ребёнку с хронической неуспеваемостью (либо долго не изучавшему какой-то предмет), и не знающему финский язык — сюжетов множество. Для каждого из них финская школа должна разработать свою образовательную программу. Предусмотрены отдельные программы даже для цыган, если они появятся в финской школе. В российских школах такой подход оказывается трудным и нереалистичным. Попробуй изобрети свою программу или методику — сразу нагрянут контролирующие и проверяющие. И будут придираться, пока им не дадут взятку.

Интегрировать приезжих в страну через образование. Чтобы сделать их финскими гражданами. Этой установки финны придерживаются твёрдо.

Monkey Business Images / Фотобанк Лори

Дисциплинарные меры похожи на те, что практикуются в российских школах. В качестве основной меры при неподобающем поведении ученика рассматриваются воспитательные беседы. В более «тяжёлой» ситуации хулигана могут оставить после уроков, выдать письменное предупреждение, в крайнем случае — отстранить от учёбы на некоторое время. Ученик, мешающий другим, может быть удалён из класса или даже из помещения школы. Правда, все эти дисциплинарные меры применяются, только если какой-то ребёнок своим поведением угрожает безопасности других детей. А вовсе не за то, что не выучил урок.

Не что изучать, а чему научиться. В России в методичках для учителей описывается перечень тем, которые дети должны пройти. Если математика, то синусы, дроби, числа и т. д. Если литература, то как тут без «золотого канона» — Тургенева, Достоевского, Толстого. В Финляндии подход иной, учителя свободны в выборе тем и произведений. Например, в разделе, описывающем предмет «Финский язык и литература», вы не увидите ни одного литературного произведения. Зато там будет перечислено, что дети должны делать и чему научиться: понимать и интерпретировать тексты разных стилей, различать жанры, описывать позиции главных героев, сравнивать их, аргументировать и т. д. Кстати, говорится там и о том, что учитель должен направлять учеников к творчеству и самовыражению, в том числе с помощью театральных постановок. Поощрять выражать собственное мнение, переживания, мысли. Помогать развивать навыки правописания, набора текста на компьютере и создания собственных текстов. В естественных науках главное — умение формулировать вопрос и строить самому план исследований.

Практические и творческие предметы обязательны для всех и преподаются до 9 класса. Музыка, ИЗО, физкультура, технология (обучение дерево- и металлообработке, прочим «мужским» ремёслам), домоводство (труды для девочек) проводятся по 5 уроков в неделю в 1−6 классе и по 6 уроков в неделю в 7−9 классах.

Домашнее задание на 20 минут. У финских учителей жёсткая установка: давать ребёнку такое домашнее задание, которое он может сделать за 20 минут. Если ученик за это время не справляется — следует разбор полётов на педсовете. Ведь очевидно: всё, что учитель не успел сделать на уроке, он задаёт детям на дом. У нас ученики пыхтят над докладами, презентациями, задачами и конспектами в лучшем случае до полуночи.

Если наш школьник признается, что делает уроки за 20 минут, разбираться на педсовете будут, скорее, с ним и его родителями. Да ещё пригрозят ювенальной полицией за «систематическое невыполнение» домашних заданий.

Наконец, финские стандарты написаны простым и понятным языком. Причём пишут их не чиновники, а сами учителя. В России основополагающие документы такие мудрёные, а вместе с тем пустые по содержанию, что многие учителя до сих пор не понимают, что такое ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) и как по ним учить.

По большому счёту, если внимательно изучить финские стандарты, то можно найти много общих посылов с российскими. Много похожих предметов (к слову, у финнов, например, тоже есть такой предмет, как «Основы религиозных культур», есть «Окружающий мир»). Вот только результат почему-то выходит разный. Одни — в пятёрке лучших, а другие — в третьей сотне худших.

Читайте также: Финское воспитание: ставим цели и достигаем их

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
27
Тесса
Я двумя руками "за " домашку на 20 мин .
Ребенок учится в школе , приходит домой -начинается домашняя работа на часы . А гулять ? А музыкальная школа ? А погулять ?
Я читала , что дети на домашнем образовании проходят программу целого учебного года (речь о началке ) за три (!) месяца без напряга .
СсылкаПожаловаться
Юрий Бушланов
В ответ на комментарий от Тесса
Тесса
Я двумя руками "за " домашку на 20 мин .
Ребенок учится в школе , приходит домой -начинается домашняя работа на часы . А гулять ? А музыкальная школа ? А погулять ?
Я читала , что дети на домашнем образовании проходят программу целого учебного года (речь о началке ) за три (!) месяца без напряга .
СсылкаПожаловаться
так переводитесь на домашнее образование...кто мешает?
СсылкаПожаловаться
Тесса
Ничего не мешает .
Пугает отсутствие детского коллектива и навыков социализации . Во всем остальном - только плюсы .
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимГлупая ссора
Ситуация из расчета, что я могла бы избежать ссоры,  но не стала.  
Пошли в кафе с подругой с детьми.  Моей дочке 3, ее - 4. 
Каждый выбрал что он хочет.  Я своей взяла суп с фрикадельками, себе - не сладкую вафлю.  Они себе заказали другое.  Дочь подруги сначала начала кричать,  что хочет мою вафлю, я молчала.  Но уже понимала по интонации подруги,  что она ждет что я поделюсь.  "ну,  Машенька,  это тетина вафля,  нельзя". Ну ок,  думаю, переживу.  Дальше она несколько раз попыталась засунуть руку в суп моей дочки,  хотела фрикадельки.  Я ее одернула оба раза,  сказала нельзя.  На что подруга сказала,  чтобы я выложила и дала ей эти блин фрикадельки.  С чего?))  я ответила, что не могу,  тк моя дочь их любит и она может заказать доп порцию,  если хочет.  Ну и начались обиды.  "Маша,  мы не будет их просить, им жалко поделиться.  Досидели,поели, она попросила отдельный счет и ушла.  
И вот же дебильная ситуация,  но что за ерунда?)))  Причем изначально предлагала взять вместе что -то,  типо пиццы или наггетсов.  Отказались же.  И не жалко было,  но почему я должна?)) 
306
Ольга НемковичКвартирная
Добрый вечер, дорогие форумчанки! Вот, хочу поделиться историей, которая разворачивается в семье наших родственников. Жили-были Мама и две дочери, Старшая и Младшая. Девочки от разных отцов. Жили дружно, втроём в отличной трехкомнатной квартире. Младшей отец и бабушка оставили в наследство аж две однушки. Курсе на втором-третьем она в одну из них переехала, а вторую стала сдавать. Старшая жила с Мамой. Мама решила приватизировать свою квартиру, где все трое были прописаны, и стала убеждать Младшую, чтобы она отдала Старшей одну из квартир, а та взамен выпишется из трешки и не будет участвовать в приватизации. Младшая не хотела, но поддалась на уговоры. Старшая выписалась, квартиру приватизировали на Маму и Младшую, а одну из однушек оформили на Старшую. Через некоторое время однушки у Старшей не стало, и она вернулась к Маме. А ещё через некоторое время Мама подарила свою долю Старшей. Что происходит дальше? Да-да, Старшая предлагает Младшей поменять половину трешки на оставшуюся однушку, намекая, что если не состоится сделка с Младшей, то может продать свою долю и посторонним. Муж Младшей (это как раз наш родственник))) встал на дыбы против этой идеи. Трешка, конечно, дорогая и хорошая, но там живет и будет жить Мама, и туда всегда может опять вернуться Старшая. И, в итоге, вместо половины трешки и однушки, которая сейчас сдаётся и приносит доход (Младшая живет с мужем в общей квартире и находится в отпуске по уходу за ребёнком) она получит целую трёшку, которой не сможет воспользоваться. Мама активно поддерживает идею Старшей. Младшая мямлит. Муж бычит, но понимает, что последнее слово не за ним. Как тут поступить, чтоб не пересгаться (я думаю, что никак) и все были счастливы. Советы и идеи приветствуются.
268
Анонимипотека на всю жизнь
доброго времени суток.
уже прошел ровно год как взяли ипотеку.
и сводим концы с концами(
раньше жили с родителями. И наконец то теперь живем отдельно.
есть ребенок 4 года.
Моя зп полностью уходит на обзательные платежи (ипотека .коммуналка). на зп мужа,все остальное в том числе оплата сада, бензин. еда ит.д.
 одежду когда себе покупали в последний раз забыла.( зп 35000)
вот как еще 19 лет протянуть(
я изначально была против такого срока, и квартиры дорогой в хорошем районе. присматривала что поскромней.
она настоял сказал ,что все норм будет.
он прав- голодом не сидим.
Ну а жить когда? ипотек в 50 лет закроем((((
197
Просто Марина 69Закон о животных
Настал праздник и у животных. Вышел закон, точное название не спрашивайте, уже забыла. Убивать бродячих нельзя, за жестокое обращение тюрьма, за выгул без поводка штраф. Надеюсь закон будет рабочим и догхантерам реальные сроки будут давать, а нерадивых владельцев собак штрафовать реально. Написала для недавней форумчанке с фобией. Правда, если детей мучают, то условку дают(это про бабушку с 3 внучками). Будем ждать ещё законов нормальных.
151
Аноним Пару рюмок коньяка раз в неделю.
Алкоголизм? Как считаете?  Для женщины)
140
EspañolaКак помочь ребенку с английский языком? И нужно ли?
Всем доброго вечер, хочу услышать дельных советов. Младшая дочь ходит в школу, которая относится к нашему дому. Школа с углубленным изучением английского языка. В 1 классе он был в спокойном режиме. Со второго класса начался просто кошмар-3 раза в неделю. После каждого урока много домашнего задания-прочитать, прослушать, выучить, записать в словарный словарь, сделать задание а рабочей тетради. Дочь с этими заданиями не справляется, слова никак не может запомнить, тексты тоже не может выучить, очень расстраивается.
Я подозреваю, что она не языковой человек. По остальным предметам оценки хорошие. Что делать-нанимать репетитора на 10 лет вперед? Переводить в другую школу, не языковую? Я ей сейчас помогаю, но вижу что язык не идет.
97
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru