Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Аргументы и факты

20 минут на «домашку». 9 отличий образования в России и Финляндии

АиФ.ru публикует постулаты финского образовательного стандарта и находит много сходства с российской системой.


Monkey Business Images / Фотобанк Лори

Учёные из Московского городского педагогического университета перевели на русский финский стандарт образования, чтобы выяснить, на каких «китах» держится финское образование.

Существует расхожее утверждение, что финские школьники — одни из самых умных в мире. Но почему это так и правда ли это?

«Например, утверждали, что в Финляндии полностью отказались от учебных предметов, — говорит ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Уверяли, что финны полностью отказались от того, чтобы учить детей писать ручкой — надо обучать только печатать на клавиатуре. На самом деле это не так — учат и тому, и другому. Говорили о том, что в Финляндии отсутствуют всяческие проверки. Якобы учителя делают, что хотят. Что тоже не совсем так. В начале прошлого учебного года, когда в Финляндии начал реализовываться новый образовательный стандарт (а принят он был в 2014 г.), мы раздобыли английскую версию документа и перевели на русский».

Итак, каковы же постулаты рекламируемой финской модели образования?

Все дети должны учиться, иметь равные возможности для получения качественного образования. Ничего не напоминает? Правильно, советскую систему образования, когда и в сельской, и в городской школе учили одинаково и по одним учебникам. О равном доступе у нас много говорится и сегодня. Но на деле школа в районном городке и посёлке реально отличается от столичной гимназии или лицея, где детям преподают даже профессора.

Школьное такси. Ребёнка могут возить в школу, даже если он живёт за 100 км. Бесплатно.

Внимание — каждому ребёнку. Финны очень подробно пишут, как должна действовать школа, если ребёнку нужна особенная помощь. Мы привыкли, что это дети-инвалиды. В Финляндии это понятие шире. Ведь помощь бывает нужна и ребёнку с хронической неуспеваемостью (либо долго не изучавшему какой-то предмет), и не знающему финский язык — сюжетов множество. Для каждого из них финская школа должна разработать свою образовательную программу. Предусмотрены отдельные программы даже для цыган, если они появятся в финской школе. В российских школах такой подход оказывается трудным и нереалистичным. Попробуй изобрети свою программу или методику — сразу нагрянут контролирующие и проверяющие. И будут придираться, пока им не дадут взятку.

Интегрировать приезжих в страну через образование. Чтобы сделать их финскими гражданами. Этой установки финны придерживаются твёрдо.

Monkey Business Images / Фотобанк Лори

Дисциплинарные меры похожи на те, что практикуются в российских школах. В качестве основной меры при неподобающем поведении ученика рассматриваются воспитательные беседы. В более «тяжёлой» ситуации хулигана могут оставить после уроков, выдать письменное предупреждение, в крайнем случае — отстранить от учёбы на некоторое время. Ученик, мешающий другим, может быть удалён из класса или даже из помещения школы. Правда, все эти дисциплинарные меры применяются, только если какой-то ребёнок своим поведением угрожает безопасности других детей. А вовсе не за то, что не выучил урок.

Не что изучать, а чему научиться. В России в методичках для учителей описывается перечень тем, которые дети должны пройти. Если математика, то синусы, дроби, числа и т. д. Если литература, то как тут без «золотого канона» — Тургенева, Достоевского, Толстого. В Финляндии подход иной, учителя свободны в выборе тем и произведений. Например, в разделе, описывающем предмет «Финский язык и литература», вы не увидите ни одного литературного произведения. Зато там будет перечислено, что дети должны делать и чему научиться: понимать и интерпретировать тексты разных стилей, различать жанры, описывать позиции главных героев, сравнивать их, аргументировать и т. д. Кстати, говорится там и о том, что учитель должен направлять учеников к творчеству и самовыражению, в том числе с помощью театральных постановок. Поощрять выражать собственное мнение, переживания, мысли. Помогать развивать навыки правописания, набора текста на компьютере и создания собственных текстов. В естественных науках главное — умение формулировать вопрос и строить самому план исследований.

Практические и творческие предметы обязательны для всех и преподаются до 9 класса. Музыка, ИЗО, физкультура, технология (обучение дерево- и металлообработке, прочим «мужским» ремёслам), домоводство (труды для девочек) проводятся по 5 уроков в неделю в 1−6 классе и по 6 уроков в неделю в 7−9 классах.

Домашнее задание на 20 минут. У финских учителей жёсткая установка: давать ребёнку такое домашнее задание, которое он может сделать за 20 минут. Если ученик за это время не справляется — следует разбор полётов на педсовете. Ведь очевидно: всё, что учитель не успел сделать на уроке, он задаёт детям на дом. У нас ученики пыхтят над докладами, презентациями, задачами и конспектами в лучшем случае до полуночи.

Если наш школьник признается, что делает уроки за 20 минут, разбираться на педсовете будут, скорее, с ним и его родителями. Да ещё пригрозят ювенальной полицией за «систематическое невыполнение» домашних заданий.

Наконец, финские стандарты написаны простым и понятным языком. Причём пишут их не чиновники, а сами учителя. В России основополагающие документы такие мудрёные, а вместе с тем пустые по содержанию, что многие учителя до сих пор не понимают, что такое ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) и как по ним учить.

По большому счёту, если внимательно изучить финские стандарты, то можно найти много общих посылов с российскими. Много похожих предметов (к слову, у финнов, например, тоже есть такой предмет, как «Основы религиозных культур», есть «Окружающий мир»). Вот только результат почему-то выходит разный. Одни — в пятёрке лучших, а другие — в третьей сотне худших.

Читайте также: Финское воспитание: ставим цели и достигаем их

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
27
Марина Лучко
Среди самых умных школьников ( в области математики и других естественных наук) - российские, китайские и финские. Это тройка лидеров, которые меняются местами. Неправда, что наши на каком-то предпоследнем месте. Наши выигрывают часто международные олимпиады и конкурсы.
СсылкаПожаловаться
Кукарина
В ответ на комментарий от Тесса
Тесса
Я двумя руками "за " домашку на 20 мин .
Ребенок учится в школе , приходит домой -начинается домашняя работа на часы . А гулять ? А музыкальная школа ? А погулять ?
Я читала , что дети на домашнем образовании проходят программу целого учебного года (речь о началке ) за три (!) месяца без напряга .
СсылкаПожаловаться
Конечно!А за год для подготовки к ЕГЭ или ГИА всю школьную программу с репетитором!Как-то так...Вопрос-а зачем школа?
СсылкаПожаловаться
Nastasya Mikulishna
нет в России "ювенальной полиции"
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Капитан Землипро квартиры и ... моральное право

А как вы считаете: квартиры, полученные в советское время, которые давали из расчета на всех членов семьи, включая детей, это исключительно собственность родителей? Дети не имеют морального права (речь не о законных правах) претендовать на свою долю? Конечно, хорошо, когда ребенок успешный и самостоятельно обеспечил себя во взрослой жизни жильем, но вероятность такого сюжета не тотальна. Возьмем, к примеру, моногорода. Один завод на весь город. закрыт или на грани закрытия -  работы нет, зарплаты нет. Есть родительская квартира - единственное наследие СССР. В этом случае квартира только родительская или...?

958
FishKaСадик и болезни

Всем привет. Пишу просто так. Советов не прошу. Достали болезни детские. Все вот говорят: Вашему ребёнку необходим садик? А на кой вот этот садик, если ребёнок без конца болеет?  Кашляет и кашляет. И снова кашляет. Пока мы не ходили в сад, я хотя бы водила мелкого в бассейн. На улицу мы выходили. А теперь всё. Кроме дома и поликлиники ничего у нас больше нет. Вот сегодня проснулась, собралась, всех собрала, накормила - иди в бассейн на плавай. Нет, этот ... начинает кашлять. И без остановки. И он кашляет-кашляет-кашляет... Я ненавижу его, я ненавижу этот кашель. Сутками дома с гипером! Как же меня он достал со своими болезнями. Есть вообще в этом мире хорошие новости? Или сплошные бронхиты, ларингиты и прочие отиты? И зима. Вечная зима. Дети это тюрьма.

576
Ваше ВеличествоСветская жизнь - 22

Добрый вечер! Сегодня в теме - премьера спектакля, закрытие фестиваля, праздничная коллекция Estee Lauder (это, конечно, совсем не о светской жизни, но там такие забавные вещицы), немного о "Мисс Мира-2018", шоу Dolce & Gabbana, елка журнала Tatler, а также  церемония The Fashion Awards.

482
Alyx Vanceпро деньги и семейный бюджет

Мама когда-то учила меня: "не вываливай всю зарплату в семейный бюджет, держи заначку на личные непредвиденные расходы". Но после рождения детей долго сидела на шее у мужа, благо что его доходы вроде позволяли и на мои хотелки всегда хватало из суммы на текущие расходы. Потом наступили другие времена, и моя зарплата тоже пошла в семейный расход. Подчистую. Теперь вспоминаю маму. Вопрос к аудитории: как вы поступаете со своей зарплатой? 1. полностью идет в общий котел, как и доход мужа и совместно откладываете и тратите. 2. семью содержит муж, а женская зарплата "на шпильки" 3. делите ее на части в общий котел и на себя, потратить сразу или копить. У меня подруга и ее муж делят зарплату каждый свою часть в общий котел на текущие расходы, а накопления личные у каждого свои. Когда-то мне казалось дикостью. А может и нет?

178
дуня семафороваБуллинг, моббинг (или как это называется) в школе

Доброе утро, девочки! За советом к вам. Как мне поступить. У  дочки в классе учится мальчик, хороший мальчик, мне он нравится, милый симпатичный малыш. Тихий и спокойный. Он живет в очень  бедной семье. Хоть мы все и не олигархи, но там похоже вообще беда.  Похоже что мама их воспитывает одна. Мальчик ужасно плохо одет. Он выглядит так как будто его одежду вытащили из помойки. На голове у него стрижка, как будто маникюрными ножницами мама сама стригла. От него пахнет.  Мама не пьет (как мне кажется))) и, есть еще ребенок. Водит его на кружки, платит за еду в школе.  НО! Самое ужасное дети от него бегают, не играют с ним, игнорируют, не хотят идти рядом или сидеть в столовой. Потому что он в грязных вещах. Он на перемене просто тихо сидит в классе. Мне его ужасно жаль. Хотя детей понимаю. Но это и в них же взращивает жестокость. С дочкой своей беседы веду. Вопрос в чем - как помочь ребенку. Деликатно. Как? Учительница наша очень молодая, без педагогического и жизненного опыта да и как человек довольно безразличная. Хотя ответственная и умная. К психологу школьному? Но она как-то не производит впечатления доброжелательного человека. Боюсь как бы хуже не было. Вдруг в опеку обратится. С мамой поговорить - не удобно. С чего это я буду ей  что-то говорить. В опеку обратиться - не предлагайте даже! Думаю что ребенку дома ничего не угрожает и однозначно мальчику дома с мамой лучше несравнимо. Очень переживаю , не знаю как помочь - чтоб не навредить.

132
Юля АбрамоваДлинные волосы у ребенка

Мамы, как вы относитесь к тому, чтобы у ребенка были длинные волосы? Я про мальчиков сейчас говорю, с девочками все понятно. Очень нравится, когда у мальчишек кудряшики, или даже ровные, но длинненькие волосы.

117
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru