Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

когда нужно обращаться к логопеду

Логопед Ирина Петровна
« К логопеду нужно обращаться после 5-ти лет?».
Кто это придумал первый? Точнее не так: кому-то логопед сказал «у ребенка простая возрастная дислалия, до пяти лет можете не беспокоиться», и этот кто-то начал всем родителям объяснять, что «логопеды говорят…».
На самом деле всё как раз наоборот. Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Почти все речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг развивается отнюдь не всю жизнь. Так, например, фонематический слух можно исправить фактически только до 5-6-ти лет, пока формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи (утверждают нейрофизиологи). Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки – в нашей жизни исправимо всё – просто это займет больше времени.
Кстати, профосмотр у логопеда необходимо проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.
Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться.
<ol><li>Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в год. Кстати, возможно не только к логопеду, но и неврологу, неонатологу, сурдологу. Диагнозами пугаться не будем. </li>
<li>если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – бегом к логопеду: возможно это сенсорное нарушение. </li>
<li>если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - бегом к логопеду, возможно, это моторное нарушение (точнее, экспрессивное). </li>
<li>если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - бегом к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка дизартрия, в другом случае, м. б, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе наше внимание. </li>
<li>если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию) – бегом к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда. </li>
<li>если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти бегом к логопеду: возможно, у ребенка Дисграфия. Или же к психологу, т.к. проблемы с усвоением школьной программы могут быть из-за дефицита внимания. </li>
<li>если у ребенка после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом - пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… - бегом не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия…</li>
</ol>
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
22
Армина
бррр... как раз больная тема для меня... сыну почти 6, а буква Р отсутствует, заменяет её на букву Л... логопед посмотрела и сказала нужно подрезать... но как подрезать если ему уже подрезали в возросте до 1 года, зачем? язычек у него нормально двигается и может вытянуть его нормально, уздечка не короткая... не знаю что и делать ((((((
ИринаВ ответ на Армина
Армина
бррр... как раз больная тема для меня... сыну почти 6, а буква Р отсутствует, заменяет её на букву Л... логопед посмотрела и сказала нужно подрезать... но как подрезать если ему уже подрезали в возросте до 1 года, зачем? язычек у него нормально двигается и может вытянуть его нормально, уздечка не короткая... не знаю что и делать ((((((
У моего брата была такая же ситуация (в школу не взяли). Ходил в логопедический сад. Там занимались, сказали подрезать - подрезали, а толку 0. Мой папа взял ложечку (деревянную для мороженного) и под язык, поднимая язык вверх и при этом произносить надо букву Р. В общем так папа моего брата научил говорить букву Р.
АрминаВ ответ на Ирина
Ирина
У моего брата была такая же ситуация (в школу не взяли). Ходил в логопедический сад. Там занимались, сказали подрезать - подрезали, а толку 0. Мой папа взял ложечку (деревянную для мороженного) и под язык, поднимая язык вверх и при этом произносить надо букву Р. В общем так папа моего брата научил говорить букву Р.
История переписки2
так не хочется подрезать, вчера даже ревела из-за этого...
ИринаВ ответ на Армина
Армина
так не хочется подрезать, вчера даже ревела из-за этого...
История переписки3
Я таким же методом (только пальцем) старшую научила Р говорить, ей 5 лет. А так вам тоже надо найти способ научить, и если ребенок языком достает спокойно до верхнего неба при открытом рте, может и надо будет подрезать.
ИринаВ ответ на Ирина
Ирина
Я таким же методом (только пальцем) старшую научила Р говорить, ей 5 лет. А так вам тоже надо найти способ научить, и если ребенок языком достает спокойно до верхнего неба при открытом рте, может и надо будет подрезать.
История переписки4
т.е. не надо подрезать
АрминаВ ответ на Ирина
Ирина
Я таким же методом (только пальцем) старшую научила Р говорить, ей 5 лет. А так вам тоже надо найти способ научить, и если ребенок языком достает спокойно до верхнего неба при открытом рте, может и надо будет подрезать.
История переписки4
достаёт легко! дело в том что я до 7 лет Р не говорила и обошлись без подрезаний... спасибо Вам огромное за слветы, будем вечером заниматься ним... спасибо!
ИринаВ ответ на Армина
Армина
достаёт легко! дело в том что я до 7 лет Р не говорила и обошлись без подрезаний... спасибо Вам огромное за слветы, будем вечером заниматься ним... спасибо!
История переписки5
Надеюсь, что у вас все получится и не придется подрезать.
Логопед Ирина ПетровнаВ ответ на Армина
Армина
бррр... как раз больная тема для меня... сыну почти 6, а буква Р отсутствует, заменяет её на букву Л... логопед посмотрела и сказала нужно подрезать... но как подрезать если ему уже подрезали в возросте до 1 года, зачем? язычек у него нормально двигается и может вытянуть его нормально, уздечка не короткая... не знаю что и делать ((((((
Ищите другого логопеда.
Потому что банальное подрезание уздечки не решает проблему.
А этому логопеду просто лень заниматься.
Через 3 дня я выложу на моём мире видеоролики с основными способами постановки звуков.
А если у Вас есть веб камера - то смогу поставить Р через скайп (мой логин denisova.ip)
КрутовАннаВ ответ на Логопед Ирина Петровна
Логопед Ирина Петровна
Ищите другого логопеда.
Потому что банальное подрезание уздечки не решает проблему.
А этому логопеду просто лень заниматься.
Через 3 дня я выложу на моём мире видеоролики с основными способами постановки звуков.
А если у Вас есть веб камера - то смогу поставить Р через скайп (мой логин denisova.ip)
История переписки2
Простите, что влезла, просто эта проблема меня очень беспокоит (логопед). В нашем городке вообще нет подобного специалиста. Летом были в отпуске, проходили там специалистов - логопеда и невролога. Диагноз неврлога ЗРР но без органических изменений (может не совсем точно, карточки на руках нет). Ребенку 2,9, почти не говорит, уже весь форум я "достала". Можно зайти к Вам в скайп, если что?
Наталья из СнежинскаВ ответ на Логопед Ирина Петровна
Логопед Ирина Петровна
Ищите другого логопеда.
Потому что банальное подрезание уздечки не решает проблему.
А этому логопеду просто лень заниматься.
Через 3 дня я выложу на моём мире видеоролики с основными способами постановки звуков.
А если у Вас есть веб камера - то смогу поставить Р через скайп (мой логин denisova.ip)
История переписки2
что нам делать, нашей дамочке скоро будет 1,4 - мама, папа, ччччш(часы), кккиии(киса), ав-ав (собака), цокот языком (лошадка) ВСЕ!
когда психует, то может орать "Дааай!Наааа!"
ходит в ясли с 10 месяцев, разговариваем всегда четко...понимает просьбы на 99%. но молчит, иногда, правда, пытается шевелить губками - как бы повторяя за нами слова
стоит гиперактивность, когда спокойна может собрать пирамидку,укачать куклу, в садике по поведению идеальна
что делать?
МариШутка
А моему сыну год. недавно были у логопеда. Врач "убила" своими советами наповал.
Ирина
К логопеду надо в 3 года, если считаете что ребенок плохо говорит. А в 5 лет это уже поздно. Мне так сказала логопед. Нам в саду говорят его проходить в 4 года (у старшей, второй еще не сказали).
Асюшка
у нас в городе логопед смотрит первый раз при оформлении в сад.т.е. в 1 год 8 месяцев.
Асюшка
уже в саду если появляются проблемы ребенка определяют в специальную логопедическую группу.
ДЛ, 1 ребенок
У меня сыну в 4 года сказали, что нет проблем, а в 5 поставили мой "любимый диагноз" - запущеный ребенок. Я думаю, надо заниматься с 4-х лет. У сына все мышцы слабые, в т.ч. лицевые, соответственно мы ходили в логопеду, который нам определял и лечение, массаж и физиопроцедуры. Мы занимались у кучи логопедов. Впечатление неоднозначное. Нам помог логопед, которого нашли через знакомых.
Логопед Ирина Петровна
2 года

Понимает действия и предметы на картинках.
Выполняет просьбы, состоящие из двух действий.
Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?».
В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении.
Фразы из 2-4 слов.
Появляется местоимение «я».
Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.
Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года

Произносит твердые звуки С, 3, Ц
Адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов.
Вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги.
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) .
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи.
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.
Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова.
Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословном запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.
Начинает подбирать рифмы к словам.
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Называет свое имя, пол, возраст.
Понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).
К трем годам словарь ребенка составляет 1200—1300 слов
В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

4 года

Словарный запас достигает 2000 слов.
В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет
Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
6-7 лет (перед поступлением в школу).
Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений
Произношение всех звуков правильное.
Умеет изменять громкость голоса, интонации.
Словарный запас увеличивается до 3500 слов.
Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)
Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Оля-мама пацановВ ответ на Логопед Ирина Петровна
Логопед Ирина Петровна
2 года

Понимает действия и предметы на картинках.
Выполняет просьбы, состоящие из двух действий.
Понимает значения предлогов на, под. Задает вопросы «что это?», «где?».
В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении.
Фразы из 2-4 слов.
Появляется местоимение «я».
Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.
Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года

Произносит твердые звуки С, 3, Ц
Адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов.
Вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги.
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) .
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи.
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.
Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова.
Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословном запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.
Начинает подбирать рифмы к словам.
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Называет свое имя, пол, возраст.
Понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).
К трем годам словарь ребенка составляет 1200—1300 слов
В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

4 года

Словарный запас достигает 2000 слов.
В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет
Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
6-7 лет (перед поступлением в школу).
Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений
Произношение всех звуков правильное.
Умеет изменять громкость голоса, интонации.
Словарный запас увеличивается до 3500 слов.
Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)
Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Ой, Ирина, а можно вопросик?
Прочитала ваш пост, мой сын умеет все, что вы написали для 3-летнего ребенка, даже кое-что из 4-летнего возраста....все это хорошо. Но меня беспокоит другое: В семье мужа картавят 2 его брата и сестра. У мужа все нормально с произношением, но я все же беспокоюсь, стоит ли уже вести сына к логопеду, если он неправильно произносит "Р"(вместо "р" говорит "Л";) Очень боюсь наследственности...
Сыну через 3 дня будет 3 года.
Логопед Ирина ПетровнаВ ответ на Оля-мама пацанов
Оля-мама пацанов
Ой, Ирина, а можно вопросик?
Прочитала ваш пост, мой сын умеет все, что вы написали для 3-летнего ребенка, даже кое-что из 4-летнего возраста....все это хорошо. Но меня беспокоит другое: В семье мужа картавят 2 его брата и сестра. У мужа все нормально с произношением, но я все же беспокоюсь, стоит ли уже вести сына к логопеду, если он неправильно произносит "Р"(вместо "р" говорит "Л";) Очень боюсь наследственности...
Сыну через 3 дня будет 3 года.
История переписки2
Ваш сын совершенно правильно сейчас в 3 года заменяет Р на Л. В звукопроизношении не существует наследственности - есть подражание, рк слыша вокруг себя какой-либо звук начинает его использовать так как слышит. Поэтому есть два варианта - можно ограничить общение с людьми, неправильно произносящими звуки - но это нереально, не запирать же ребенка в 4х стенах, второй вариант - объяснять ребенку, что "рычать нужно, как папа, мама...,так красивее, ты же хчешь говорить красиво, как мама?" - т.е. самим назначить образец для подражания, не дожидаясь выбора ребенка.
Оля-мама пацановВ ответ на Логопед Ирина Петровна
Логопед Ирина Петровна
Ваш сын совершенно правильно сейчас в 3 года заменяет Р на Л. В звукопроизношении не существует наследственности - есть подражание, рк слыша вокруг себя какой-либо звук начинает его использовать так как слышит. Поэтому есть два варианта - можно ограничить общение с людьми, неправильно произносящими звуки - но это нереально, не запирать же ребенка в 4х стенах, второй вариант - объяснять ребенку, что "рычать нужно, как папа, мама...,так красивее, ты же хчешь говорить красиво, как мама?" - т.е. самим назначить образец для подражания, не дожидаясь выбора ребенка.
История переписки3
Все ясно. Спасибо за ответ. Вы меня успокоили....
мОндачка
моя мама-логопед. группу набирают из 5-летних детей, но прежде они все проходят обследование на ПМПК.частно один мальчик ходит-ему почти 3. есть те,которые готовятся к школе,уже с исправленной речью.
я счита, что логопед нужен ребёнку всегда, начиная от развития внимания, моторки рук.. и заканчивая подготовкой к средней школе. логопед - это еще не значит правильная речь!
leka
Логопеды до 3 лет не принимают, в 3 года проходишь обследование и они определяют в садик логопедический если всё так плохо если нет то просто ходишь 3 раза на занятие, а есть такие садики где свой логопед....
Ирина Петерюхина (Прозорова)
Спасибо, Ирина Петровна. Вы много полезной информации дали. Дочушке 01.01. будет 3 годика, а в садике про логопеда ни слова. Судя по тому, что ребенок должен уметь в 3 года, у нас все в норме, но к логопеду свожу ее для профилактики сама-не буду ждать когда начнутся проблемы.