Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Ювенальная юстиция в России: будут ли забирать наших детей

Один из главных защитников детей в России, председатель правления общества «Право ребенка» и член Общественной палаты Борис Альтшулер рассказал в интервью для Дети@Mail.Ru про скандальный законопроект о социальном патронате.


Фотобанк Лори

«Родителям треплют нервы во всем мире, но массовым сиротством это заканчивается только в России».

Что вообще такое социальный патронат и зачем он нужен?
Борис Альтшулер: Социальный патронат – это когда в семье неблагополучие и когда по всем правилам надо было бы детей отбирать. Но вместо этого, если нет угрозы жизни детей, их не отбирают, а просто начинают плотно работать с семьей.

В Финляндии это называется амбулаторные меры поддержки. Там 60 000 тяжелых семей, которым оказывают материальную, правовую, психологическую и социальную помощь. Мало кто знает, но, кстати, в Московской области социальный патронат введен еще в 2003 году: спасают самые тяжелые семьи со спившимися родителями - и на работу устраивают, и лечат от алкоголизма. И во многих случаях удается помочь. То есть, социальный патронат своего рода замена разрушению семьи.

Почему же тогда так много критиков у готовящегося законопроекта?
Б. А.: Я эту критику поддерживаю. Во-первых, в проекте закона написано, что всю работу ведут органы опеки и попечительства. Они, правда, могут привлекать разные другие службы, но главная ответственность на органах опеки, которые у народа совершенно справедливо вызывают ужас, и это не случайно.

Потому что, если вы откроете Семейный кодекс, то девять его статей регламентируют, как органам опеки и попечительства разделять детей и еще 42 статьи регламентируют во всех подробностях, как этим органам устраивать детей, которые уже остались без попечения родителей. Всего 51 статья! И ни одного слова о том, как органы опеки и попечительства должны помогать семье.

Очевидно, что если такой закон принимается, нужно сначала реформировать всю систему, перестроить отношения соцслужб с неблагополучными семьями в принципе.

А какими должны быть эти изменения?
Б. А.: Они простые. Надо убрать из Семейного кодекса то, что в него внесла в 2008 году депутат Екатерина Лахова вместе с Павлом Крашенинниковым и экспертом Лидией Михиевой. Они ввели очень неопределенные критерии вмешательства в семью органов опеки.

Там написано, что органы опеки защищают права ребенка, если родители не могут обеспечить ему нормальные условия для развития. Законодателей, которые вставили в закон слово «нормальные», надо сразу лишать мандата.

Слово нормальные – ни о чем не говорит, а они его вставили в главный Семейный закон. Этот же порок повторяет и закон об опеке и попечительстве, поскольку повторяет Семейный кодекс.

И второе, еще более важное: нужно добавить в кодекс, что любое решение, связанное с судьбой семьи, – отбирание ребенка или подача в суд – должно сопровождаться плановой индивидуально-профилактической работой социальных служб, которые привлекаются для восстановления семьи. Так, как это происходит во всем мире.

Так происходит и в Финляндии. Там, если ребенка отбирают, то на месяц – и, заметьте, всегда дается время на исправление ситуации. По закону эти родители месяц находятся на бюллетене, могут не ходить на работу, но обязаны посещать соответствующие психологические курсы.

А как же многочисленные истории о несправедливо отобранных детях у русских мам в Финляндии?
Б. А.: Все очень просто. В Финляндии есть жесткое правило - социальные службы никогда не дают никакой информации. Все информация, которая есть у СМИ, - от этих мам.

Я им сочувствую, но по поводу семьи Завгородних, у которой отобрали четырех детей… Давайте будем взрослыми людьми: не отбирают детей за то, что дочка в школе сказала, что папа ее шлепнул, как раструбили все наши СМИ.

Этот суданец, ее муж, избивал многократно ее и детей. Она пряталась от него, ей много раз предлагали от него уйти, она не уходила. В конце концов, дошло до края. Эта история имеет предысторию, и очень тяжелую. Это почти всегда так. Я не говорю, что там нет перегибов – в США, Финляндии, Франции, Израиле.

Везде есть перегибы с вмешательством в семью. Дети часто сами этим пользуются и жалуются на родителей. Но в отличие от нас, это практически никогда не кончается сиротством. В Финляндии вообще нет лишения родительских прав. А у нас таких решений выносится 50-60 тысяч в год!

В каких случаях родителей могут лишить прав на детей?
Б. А.: Это все написано опять же в Семейном кодексе. Органы опеки подают в суд, и суд штампует такие дела, никогда их не разбирая.

А вообще, органы опеки могут прийти в любой дом?
Б. А.: Если поступает сигнал от соседей, что за стеной бьют ребенка, если он кричит, к примеру, тогда придут. Но вторжение в семью - вещь непростая. Как это, например, в благополучной в смысле соцслужб, Перми происходит?

После сигнала первыми в семью идут не органы опеки и не милиция, а социальные работники. Там даже в социальных центрах есть специальность – куратор семьи. Они приходят в квартиру просто поговорить с родителями, они не подчинены органам опеки, их никто не может направить.

И благодаря этим работникам резко пошло вниз число новых сирот, группы для в детских домах малышей опустели. Важно, чтобы этой первичной профилактикой занимались не командиры, не люди из органов опеки, а привлеченные специалисты из другого ведомства, которые умеют разговаривать с людьми.

Пока такой задачи – разговаривать с людьми, помогать – не поставлено. Поставлена задача – приходить, отбирать и через семь дней подавать в суд на лишение родительских прав. Это абсолютно террористическое отношение к семье.

А в каких случаях вызов принимает опека? Вдруг, это просто одни соседи нажаловались на других, а ничего плохого и в помине нет?
Б. А.: Предполагается, что должны быть доказательства. Но у нас же никто этим не занимается. Полиции не до того, а сама опека собирать доказательства не умеет и не может. Поэтому у нас, наоборот, огромное количество случаев, когда есть многочисленные жалобы в опеку, они приходят, смотрят и ничего не делают. А потом ребенок гибнет.

Насколько социальный патронат пересекается с ювенальной юстицией?
Б. А.: Смотря что вы имеете в виду под ювенальной юстицией. Ювенальная юстиция в классическом понимании этого слова – это то, что, наверное, впервые в мире сделали именно в России в 1910 году. То есть - ввели специальный суд для несовершеннолетних преступников.

Посчитали, что если совершил ребенок преступление, то с ним надо разбираться отдельно. Как в медицине – есть врачи для взрослых и есть педиатры. Часто ребенок не осознает, что совершает. Это ювенальная юстиция в классическом смысле. Та ювенальная юстиция, против которой идут протесты - это совсем другое. Под ним имеется в виду вторжение в семью под предлогом защиты прав ребенка.

Когда Михаил Булгаков пишет в своих дневниках: «Сегодня ночью я хорошо спал, потому что за стеной было тихо. Наверно, дворничиха умерла, и поэтому не раздавались из-за стены истошные вопли истязаемого ею ее десятилетнего сына».

Вот мать истязает сына, он вопит, никто не мог вмешаться в 30-е годы. Сейчас это не так и могут помочь. Вопрос о перегибах – они есть во всем мире.

Повторюсь: во всем мире родителям треплют нервы, но массовым сиротством это заканчивается только в России. Ребенка отобрали, а о родителях не думает вообще никто.

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
42
Ольга Дербышова
В ответ на комментарий от Александра Пьянкина История переписки3
Александра Пьянкина
В день введения ЮЮ пойду получать разрешение на огнестрел (мама ЧУДОВИЩА)
СсылкаПожаловаться
поддержу
СсылкаПожаловаться
Антихомяк Сталинский
В ответ на комментарий от Елена Жильник История переписки4
Елена Жильник
Вы знаете, пробовала и не раз, бесполезно, мне мамаша заявила, что их дочери позволено ВСЁ.
СсылкаПожаловаться
Елене Жильник: Таких Ювеналка не тронет. Они деградируют ,согласно их планам ,самостоятельно и помощь ЮЮ не требуется..
СсылкаПожаловаться
Антихомяк Сталинский
В ответ на комментарий от Алина Агеева История переписки2
Алина Агеева
нашим СМИ вообще веры нет
СсылкаПожаловаться
Алла ,а СМИ и не наши вовсе.Они через рейтинги западу принадлежат
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
485
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
289
злая тёткаканикулы))
Добрый день,всем)))
План на каникулы такой:
1.Сделать по окр.миру заранее трудоемкие доклады
2.Подтянуть математику
3.Поработать над почерком
4.Подучить английский
5.Занятия по логопеду
Итог,каникул у ребенка не будет(((
А у вас какие планы))
150
ГОСТЬРевность
Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?
140
Пока Буду Без НикаВо сколько Вы вышли на работу?
Добрый день всем! Вот созрел вопросик, пока дочка решила поспать на мне)))  
Дано: до декрета 6 лет работаю в организации. Работа нервная, но интересная и для нашего городка - высокооплачиваемая довольно таки. Располагается в поселке 15-20 мин.от города на машине ( я за рулем). С полу года начала выходить на пару часов два-три раза в неделю. Т.к. работник замещающий меня уволился. Т.к. нового человека могу обучить пока только я, а у меня такой возможности нет ( не готова так на долго уезжать от дочки, ей 9 мес. И у нас гв). Начальство тонко намекает на выход с сентября. Эо 1.2-1.3 дочке будет. Острой фин.необходимости нет. Но и выйти после декрета на это место я очень планирую. В поселке есть дет.сад в 5 минутах от работы. Хороший, группы маленькие. Свекровь готова уйти на пенсию ( при нашей фин. поддержке), и сидеть первые год-два. 
Вот и думу думаю: выходить?а сад в этом году отдавать?(там ясли после года, очень их хвалят). Или пусть с бабушками оод сидит? Муж- сам на себя работает, бывает и без выходных и до поздна(((. Вот и хочется и колется. При выходе- есть перспектива на расширение жилплощади (это очень кстати). Но как представлю, как я свое сокровище в садик отдам??? С бабушками на целый день оставлю?? Аж слезы наворачиваются... 
Какой вариант вы бы выбрали?
Сидеть до последнего?
Выйти и в сад?
Выйти и с бабушкой оставить ( вторая не на пенсии, но много выходных, поэтому тоже на подхвате).
Сама думаю- выйти, в сад- пару раз в неделю на пару часиков ( сама буду отвозить домой к бабушке). Вроде все складывается, но совесть мучает(((и на деле не представляю этого...
80
Мамина дочка и точкаРазбила машину
Устала жуть...устала от ребенка. Вечные капризы, всем недовольна. Оркт и орет. Устала слушать жалобы в детском саду, от бабушки. С утра встали, хотела на танцы сегодня отвести....опять скандал. В машине уронила браслет, начала орать. Я от трясучки вшаталась в ограждение. Влетела на 40 к. 6 лет уже справиться не могу. Стараюсь, стараюсь ...все в трубу. Целый день лежу, встать даже не могу...ну за что мне это. Я конечно никуда не денусь с подводной лодки...но сил больше нет. (Советы из.прежних тем применяла, хватает на.пару часов). Так больше поныть. 
70
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru