Утренний туалет грудного ребенка

Утренний туалет детей первых месяцев жизни – не просто символическое действие, но мощный заслон на пути инфекции, способной проникнуть в детский организм извне. Кожа малыша гораздо более проницаема для микробов, чем у взрослых, потому так важно поддерживать ее в чистоте.

lori-0002102088-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Утро малыша, как и взрослого, должно начаться с умывания.

Чисто вымытыми руками ватным тампоном, смоченным кипяченой водой, нужно промокательными движениями осторожно обработать личико ребенка.

Другим ватным тампоном протереть глазки от их наружного угла к внутреннему. При этом для каждого глаза использовать отдельный ватный диск. Потом протирают глазки сухими тампонами – также отдельными для каждого глаза.

Далее нужно скатать из ваты жгутики, смочить их в стерильном растительном масле или кипяченой воде и осторожными вращательными движениями прочистить носовые ходы малыша. Для каждой ноздри используют отдельный жгутик. Иногда при образовании корочек, затрудняющих дыхание малыша, допустимо использование специальных устройств – отсосов для очистки носовых пазух (они продаются в аптеке). Нельзя использовать спички с намотанной на них ватой. Даже косметические палочки применять для очистки носовых ходов не рекомендуют.

Ротовую полость здорового ребенка ничем обрабатывать не надо. Слуховые проходы малыша прочищают не чаще одного раза в неделю сухими ватными жгутиками по той же методике, что и нос.

Далее малыша нужно подмыть, независимо от того, был ли у него стул.

Для подмывания следует использовать только проточную воду температуры 37-38 градусов. Открыв кран, нужно отрегулировать температуру воды, взять ребенка на левую руку и подставить нижнюю часть его туловища под струю теплой воды. Девочек при подмывании следует держать только животиком вверх, чтобы вода стекала от лобка к заднему проходу, а не наоборот. При игнорировании этого правила велик риск развития инфекции мочевыводящей системы.

Перенеся ребенка на пеленальный стол или доску, надо осушить кожу ребенка мягкой пеленкой или салфеткой и перейти к обработке естественных складок.

Естественные складки тела у малыша смазывают ватным диском, смоченным стерильным растительным маслом, детским кремом. Можно также использовать детскую присыпку. Применяют только один из приведенных вариантов – одновременное использование масла и присыпок недопустимо.

Складки смазывают, продвигаясь сверху вниз, в следующей последовательности:

• за ушами;
• на шее;
• подмышечные складки;
• локтевые складки;
• лучезапястные (возле кисти руки) складки;
• подколенные складки;
• голеностопные (возле стопы) складки;
• паховые складки;
• ягодичные складки.

Как правило, ребенка выписывают домой уже после отпадения пуповинного остатка, поэтому мамам приходится обрабатывать только ранку, оставшуюся на его месте. До 10-14 дня жизни у вполне здоровых детей она может мокнуть. Пупочная ранка может послужить «воротами» для проникновения инфекции, потому вплоть до ее полного заживления она требует особого внимания.

Для обработки пупочной ранки потребуются:

• 3% раствор перекиси водорода;
• стерильные ватные палочки;
• 70% раствор этилового спирта;
• 1% спиртовой раствор хлорофиллипта (или 1% спиртовой раствор бриллиантового зеленого).

Большим и указательным пальцами левой руки нужно развести края пупочной ранки и капнуть в нее несколько капель 3% раствора перекиси водорода. Образовавшуюся «пену» тщательно «вымести» из ранки одной стерильной ватной палочкой и после просушить ранку второй.

Третью стерильную ватную палочку смочить 70%-ным этиловым спиртом и, вновь растянув края ранки, обработать их и кожу вокруг пупка. Четвертой ватной палочкой, смоченной 1% спиртовым раствором хлорофиллипта, обработать саму пупочную ранку, не касаясь кожи вокруг нее. Заменить раствор можно «зеленкой», но использование хлорофиллипта предпочтительнее, потому что он не окрашивает кожу и позволяет вовремя заметить любые ее изменения.

После этого ребенка можно одевать – утренний туалет завершен.

Каждое действие утреннего туалета должно сопровождаться улыбкой и ласковым голосом мамы. Тогда ребенок будет воспринимать его как игру и желанный момент общения с самым главным для себя человеком.

Ирина Руженкова
Врач-педиатр