Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Трудности будущего школьника

Некоторые трудности, связанные со школой, не дают покоя учителям и родителям. Первая из них - это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая - школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай - результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности.


Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейших психологических знаниях. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь парапсихологии.

Человек отчетливо понимает, что медицинских и педагогических знаний у него нет. А вот в отношении психологических знаний у него другой подход. Он не чувствует никакой необходимости в таких знаниях. В результате совершает грубейшие психологические ошибки в семейных отношениях и воспитании детей - словом, везде, где человеку приходится иметь дело с другим человеком.

Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Если не заложить этих основ заранее - придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело, и в итоге возможны любые отклонения.

В психологии существует такое понятие - сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если такой период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом.

Кто из читателей не знает киплинговского Маугли? Но далеко не все знают, что случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И случалось, что, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный и подробно описанный такой случай - это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людьми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сензитивный период был безвозвратно упущен. У Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение ходить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести продолжительный разговор, поддержать беседу, так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий человеческий интеллект киплинговского Маугли - это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко человеческими чертами. И менее всего их поведение соответствует повадкам диких зверей, которые хорошо известны натуралистам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга живет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ведет себя реальная стая волков, а в основном воспроизводят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничьих племен. Произведение Киплинга - это захватывающая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание этих периодов, психологи могут делать различные заключения. Им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то, даже при благополучном исходе заболевания, следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой упрощенности, причем почти незаметной для окружающих. Однако, специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок для формирования учебной деятельности, и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

Что же важно для подготовки к школе?

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А, между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно, как и навык более широкого плана, - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дети к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - неизбежно встречаются у каждого.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
9
Толкын Мажикова
пр
СсылкаПожаловаться
Galina Streltsova
вы правы и очень . у самой был гиперактивный ребенок и хотя я мало занималась со своим ребенком - сам был легко обучаемый ,но не согласилась из-за поведения на перевод из 2 класса в 4 класс .и только у таких родителей как вы ребенок относится к учебе ответственно . а многие думают что отдал в школу и она -должна ........... детей много и за 40 минут каждому не уделишь должного внимания . и сколько мой ребенок учился - училась и я поддерживая его и морально ( но никогда не говорила при нем плохое про учителя , хотя были случаи неправоты)и материально . немного запустила английский - дополнительно ........ плохо писала сочинение - дополнительно ........ и когда теперь говорят про него хорошее - мне приятно что не зря мои труды ............ а некоторые переоценивают возможности своих детей и даже дом. работы не проверяют . а он списал из решебника и доволен . а закрепления нет - а значит учитель впустую потратил для него время . а потом родители с претензиями : он выполнял . учил............а вы.........
СсылкаПожаловаться
Татьяна Липанова
готовить ребенка надо к школе обязательно самим родителям. В нашем дет.саду было очень мало подготовки читать и писать.В результате мне пришлось свою дочь готовить самой .Все оказалось как-никода лучше, чем я ожидала.Учила ее в игровом варианте и в результате моя дочь умела не только читать, писать , но и решала математические задачи на дроби и отрицательные числа, знала координатную прямуюдо поступления в первый класс. Таким образом мы с ней незаметили как пролетели три первых класса и только в четвертом мы немножечко напряглись, чтобы у нас были все пятерки( в частности по русскому языку), но с этим предметом у нас проблема, потому что мы логопедические и нам ставили не только правильное произношение букв , но и фонетику.Здесь пишут, что надо много сил, чтобы воплотить все рекомендации в жизнь, а как вы хотели? Наши дети нужны только нам и поэтому надо в них вкладывать как можно больше.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимМучает совесть
Завтра у сына день рождения.Снимаем кафе.Будут только близкие родственники и близкая подруга с сыном.Днём подруга позвонила и сказалачто похоже заболевает но сына если что отпустит.сейчас ей звоню говорит что сопли текут но ничего она завтра запшикает нос и придёт.Я перед ней извинилась и попросила не приходить ну блин у меня сын только с больничного болел почти месяц .каждый чих в его сторону и привет.в садик ходит два раза по часу и болеет две недели.Отказала а сейчас мучает совесть.как бы вы поступили чтобы не обидеть подругу.Как вы поступаете с больными гостями?Или проще надо идите все чихайте все и будь что будет.Сразу хочу сказать ребёнок хроник любое ОРЗ обостряет основную болячки.ошибки.телефон.
184
ВеруняПричина, по которой пропадают старики
Хочу поделиться с вами историей, которая произошла сегодня в соседнем подъезде и затронула мою семью. Я поступила так, как на тот момент считала правильным, но сейчас я не уверена в корректности своего поступка, хочется получить советы, чтобы выработать некий алгоритм действий в подобных ситуациях.
Кое-что показалось мне подозрительным ещё вчера. Вернулась с работы поздно, начинало темнеть. Когда парковалась, увидела в зеркале очень старенькую бабушку, которая брела куда-то. Какое-то время я провела дома, сумки занесла, то, сё. Выхожу, чтоб отогнать машину на стоянку, встретила соседку, выгуливающую собачку, разговаривала с ней ооочень долго. Когда же я села в машину, то снова увидела согнутый силуэт старушки. Меня напрягло, что настолько пожилая женщина так поздно одна.
Утром мы собрались с мужем на рынок, выскочила из квартиры и прямо на моей лестничной клетке  снова вижу эту старушку, она стучалась к соседям. Тут следом выходит муж, а эта старушка просит попить воды, говорит, что ей "крови не хватает", выглядит при этом измождённой. Муж вынес воды, а я, видя, что с бабушкой не всё хорошо, начинаю спрашивать, к кому она пришла, т к в нашем подъезде эта бабушка точно не живёт.
Из рассказа старушки выясняется, что живёт она в соседнем подъезде, но у неё нет ключей и она не может попасть к себе домой. К соседям она стучалась, но никто не открыл, а пить хочется. Своё имя назвать может и не выглядит странной или потерянной, вроде в адеквате.
Тогда я зашла в тот подъезд, чтобы кого-то найти, ведь бабушке надо помочь оказаться дома. Короче никто не открыл и мы с мужем решили позвонить  в МЧС, чтоб как-то решить эту проблему.
Выяснилось, что без участкового вскрыть квартиру нельзя, т к может такое быть, что бабушка не из той квартиры, которую назвала.
Редкие соседи, которые появлялись на короткое время, подтвердили, что бабушку знают, но не знают, как связаться с родственниками, а одна девушка сказала, что квартиру этой бабушки уже по просьбе соседей вскрывали, т к оттуда шёл неприятный запах и никто не открывал. Ещё один сосед сказал, что года 2 назад эта бабушка его затопила.
Но никто из соседей не мог остаться, все спешили по своим делам.
Позвонила участковому, но он сразу не мог приехать, т к был уже на вызове, обещал приехать, как освободиться.
Сама бабушка была против того, чтобы я кого-то вызывала, боялась, что её заберут. Но сказала, что прошлую ночь она "провела в лесу". Дело в том, что в 100 метрах от нашего дома действительно начинается лес, иногда забегают белочки. 
Пока ждали, я вынесла бабушке покушать, она не сидела на месте, а ходила.
Одета бабушка не по сезону, в мужских трико, мужских туфлях и женской осенней куртке, из-под которой выглядывал шейный платок. Поскольку я вызвала участкового, мне надо было как-то следить, чтоб бабушка куда-нибудь не скрылась.
Если мне надо было отлучиться, то я привлекала свою дочь, завтра мы с сыном уезжаем по месту его дальнейшей учёбы, надо было собираться, покупать кой-какие вещи, продукты в дорогу. Дочь гуляла и приглядывала, иногда я снова подходила, у нас жара такая, выносила воды, булочку. 
Получается, что 3 часа это всё продлилось, пока приехала полиция.
Бабушка негативно отнеслась к беседе, говорила, зачем её в преступницы записали, но на вопросы отвечала. 
Неприятное заключалось в том, что когда молодой парень из полиции опрашивал и заполнял протокол, к нам подошла женщна и как давай фотографировать. Свои действия она объяснила тем, что "втираются тут всякие в доверие к пожилым, а потом пропадают старушки" 
Полицейский сказал, что он из полиции, на что женщина начала возмущаться и говорить, что не может такого быт, т к нашего участкового она знает в лицо и этот парень точно не участковый.
Тогда полицейский достал удостоверение, женщины, увидев документ, быстро ушла.
Но меня до сих пор возмущает - она так прицельно фоткала меня особенно, а я не сразу её заметила, т к участвовала в беседе. Мне гадко, что я потратила кучу времени своего, причём я подряд несколько недель была совсем без выходных и эта суббота - первая, когда я планировала хоть немного передохнуть. Я жутко вымоталась, в прошлую и позапрошлую субботу по 7 часов за рулём, в воскресенья обратно по 7 часов. В понедельники снова в 5 утра подъём и понеслась. Короче, мне обидно и гадко, что так со мной поступила эта женщина, раз такая неравнодушная, сменила бы меня и побыла бы с бабушкой хоть пару часов.
Сама бабушка, уже накрученная присутствием полиции, тоже начала скандалить, говорила именно мне, что зря я её преследую, что она не совершает никакого преступления, если просто ходит по улице.
Я чувствовала себя облитой помоями.
Были и странности - бабушка, прочитав протокол, удивилась, что полицейский написал сегодняшнюю дату - 24 августа 2019. Тогда он поинтересовался - а какая дата должна быть? Бабушка считала, что сегодня 5 декабря, отсутствие снега её не смущало, так бывает, ответила она. Протокол подписала.
Но всё вроде благополучно, полиция пробила всех родственников и ещё часа 3 ушло на то, чтоб с ними связаться.
Часа черед 3 приехал один из детей, самый обычный благополучный мужчина с семьёй. Но у него не было ключей, т к опекуном являлся другой сын.
А теперь вопрос тем, кто осилил мой огромный текст - как надо было правильно поступить? Дать воды и пусть бабушка дальше живёт на улице, ожидая, когда кто-то из детей навестит её? Сама бабушка настаивала именно на таком варианте, говорила, что ничего страшного, "мы же лесные люди, можем и в лесу переночевать".
Или дождаться, пока бабушке станет совсем худо, тогда уж вызывать скорую?
Я поступила вот так, понимая, что ещё пара дней и бабушка станет совсем слаба, мне казалось, что надо заняться ей сейчас, сегодня, не доводить до истощения. 
Не причинила ли я ей добро? Может, не надо было вмешиваться, чтоб потом не обтекать, облитой помоями? Чтоб мимопроходящие тётки меня не фоткали, подозревая в бабушкоубийстве?
Теряющиеся бабушки встречались мне за последние 10 лет раза 4 точно, и я всегда пыталась что-то сделать, выносила покушать, звонила полицейским, даже 1 раз отвела в полицию, а там мне сказали адрес и  я отвела ей домой, та бабушка была известной в полиции, не первый раз терялась.
Думаю, что ещё будут мне попадаться дезориентированные люди, как поступать? И чтоб помочь, и в то же время, чтоб меня саму не заподозрили в плохом. Кстати, я теперь понимаю, почему мужчины стараются не вмешиваться - увидел, к примеру, ребёнка потерявшегося, захотел помочь, а тебя самого за жабры.
159
АнонимПоругалась с сыном
Мой сын вырос в  обыкновенной  семье со среднем достатком. Отдельная комната в квартире , современные вещи (компьютер велосипед, телефон, одежда и т.д все покупалось по первому требованию) , учился в престижном лицеи, поступил сам  в  хороший институт ( профессия летчик испытатель).
Учиться уехал в другой город, живет в общежитии. Все мы знаем что такое жизнь без родителей и когда тебе 18 лет, и когда ты живешь в общежитии, где напротив комнаты девочек)).  За  прошлый год   у сына через каждые 1,5 месяца была новая девушка ( по его рассказам).Замесяцдо приезда домой на летние каникулы он знакомится с девушкой.1,5 месяца он пробыл дома и сходил с ума от тоски по ней, тогда я предложила ему пригласить ее в гости к нам. Она ответила , что ее не отпустит бабушка, да и не хочет она делить его с мамой и сестрой и что я  буду ревновать его к ней.  Я спросила , что значит делить и ревновать. Ответ меня убил, это значит что я не должна больше ни о чем просить сына что то сделать для меня, и он должен подчиняться и выполнять только то что просит она.
Осталась неделя до отъезда, хотели отвезти его на машине сегодня , но не получилось, предложила уехать завтра вечернем поездом, сын психанул, и уехал на попутках. Причина в том что девушке захотелось сегодня с ним в кино сходить и он должен сегодня приехать. А если не приедет, то значит он не подчиняется ей, и он маменькин сынок. Просто выговорилась, как то больно и обидно. 
145
Вера РодинаСтишки про август, лето и про всякое-разное
Лето уходит, радуя нас напоследок хоть чуток, и на том спасибо. Народ упорно сочиняет стишки, делюсь с вами. 
90
PolinaSergeevnaСтрашно сказать... Не была здесь года 4
День всем добрый. Прямо так волнительно мне. Раньше была тут почти завсегдатаем, много писала и обещалась, познакомилась с интересными людьми благодаря форуму. Но вот по ряду причин отошла от этого и несколько лет ни разу не заходила, совсем, вообще... Сейчас вижу, что почти не узнаю никого, кто то может ушёл, кто то сменил аву и ник. Прямо ностальгия какая то.... Эхххх... Может кто меня вспомнит)))??? 
85
Железный ФеликсЧто делать, если тебя развели?
Вчера приезжала свекровь. Недавно она съездила на отдых и там влипла в очередную историю. Я знала, что ее развести легко, одна покупка телефона у "несчастной матери" чего стоит, но в этот раз она конкретно попала.
Съездила она на родину Николая чудотворца и там в лавке с сувенирами и украшениями ее обработали на покупку. Впарили какую-то иконку. Денег у нее с собой таких не было. Казалось бы, денег нет — ты ничего не покупаешь, отойди. Но нет. Продавец на нее капитально так присела. Что она может и из России оплатить через вестерн юнион по чеку. Свекровь утверждает, что она не хотела, но вот согласилась, как такое получилось, не знает. А без лоха и жизнь плоха. Выписали ей чек аж на 250 долларов. И что теперь делать она не знает. И иконка ей эта нафиг не нужна, и денег таких платить не хочет. Плачет, что будет с ней, если она не заплатит до 30 августа.
У меня тот же вопрос, а действительно, что будет, если не заплатить. Понятно, что сама виновата и надо оплачивать. Но денег у нее сейчас таких нет.
85
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru