Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Трудности будущего школьника

Некоторые трудности, связанные со школой, не дают покоя учителям и родителям. Первая из них - это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая - школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай - результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности.


Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейших психологических знаниях. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь парапсихологии.

Человек отчетливо понимает, что медицинских и педагогических знаний у него нет. А вот в отношении психологических знаний у него другой подход. Он не чувствует никакой необходимости в таких знаниях. В результате совершает грубейшие психологические ошибки в семейных отношениях и воспитании детей - словом, везде, где человеку приходится иметь дело с другим человеком.

Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Если не заложить этих основ заранее - придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело, и в итоге возможны любые отклонения.

В психологии существует такое понятие - сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если такой период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом.

Кто из читателей не знает киплинговского Маугли? Но далеко не все знают, что случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И случалось, что, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный и подробно описанный такой случай - это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людьми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сензитивный период был безвозвратно упущен. У Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение ходить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести продолжительный разговор, поддержать беседу, так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий человеческий интеллект киплинговского Маугли - это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко человеческими чертами. И менее всего их поведение соответствует повадкам диких зверей, которые хорошо известны натуралистам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга живет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ведет себя реальная стая волков, а в основном воспроизводят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничьих племен. Произведение Киплинга - это захватывающая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание этих периодов, психологи могут делать различные заключения. Им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то, даже при благополучном исходе заболевания, следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой упрощенности, причем почти незаметной для окружающих. Однако, специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок для формирования учебной деятельности, и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

Что же важно для подготовки к школе?

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А, между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно, как и навык более широкого плана, - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дети к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - неизбежно встречаются у каждого.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
9
Толкын Мажикова
пр
СсылкаПожаловаться
Galina Streltsova
вы правы и очень . у самой был гиперактивный ребенок и хотя я мало занималась со своим ребенком - сам был легко обучаемый ,но не согласилась из-за поведения на перевод из 2 класса в 4 класс .и только у таких родителей как вы ребенок относится к учебе ответственно . а многие думают что отдал в школу и она -должна ........... детей много и за 40 минут каждому не уделишь должного внимания . и сколько мой ребенок учился - училась и я поддерживая его и морально ( но никогда не говорила при нем плохое про учителя , хотя были случаи неправоты)и материально . немного запустила английский - дополнительно ........ плохо писала сочинение - дополнительно ........ и когда теперь говорят про него хорошее - мне приятно что не зря мои труды ............ а некоторые переоценивают возможности своих детей и даже дом. работы не проверяют . а он списал из решебника и доволен . а закрепления нет - а значит учитель впустую потратил для него время . а потом родители с претензиями : он выполнял . учил............а вы.........
СсылкаПожаловаться
Татьяна Липанова
готовить ребенка надо к школе обязательно самим родителям. В нашем дет.саду было очень мало подготовки читать и писать.В результате мне пришлось свою дочь готовить самой .Все оказалось как-никода лучше, чем я ожидала.Учила ее в игровом варианте и в результате моя дочь умела не только читать, писать , но и решала математические задачи на дроби и отрицательные числа, знала координатную прямуюдо поступления в первый класс. Таким образом мы с ней незаметили как пролетели три первых класса и только в четвертом мы немножечко напряглись, чтобы у нас были все пятерки( в частности по русскому языку), но с этим предметом у нас проблема, потому что мы логопедические и нам ставили не только правильное произношение букв , но и фонетику.Здесь пишут, что надо много сил, чтобы воплотить все рекомендации в жизнь, а как вы хотели? Наши дети нужны только нам и поэтому надо в них вкладывать как можно больше.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
magic5 лет, засыпаем с мамой

Друзья, дайте советы, может кто сталкивался.
Ребенку скоро 5 лет. У нас с мужем своя спальня, у ребенка комната-гостиная, там диван, его кровать односпальная, игрушки, по сути его комната. он там живет с 3х мес. Я все это время его укладываю спать, потом перебираюсь в спальню родительскую. Среди ночи, если ребенок просыпается попить и пописать, я обычно перебираюсь к нему в комнату, сплю на диване, если не просыпается, сплю до утра с мужем.Ребенок думает, что я с ним сплю всю ночь. Сейчас муж решил, что пора ребенку укладываться самому, без мамы. И начался у нас в доме ад. Ребенок начинает плакать, зовет меня. Папа с ремнем. Засыпает с истерикой. Причем днем, до сна мы с ним обговариваем, что он большой, должен сам спать, все детки уже без мамы спят, он соглашается, а как спать - в рев. 
Вот в чем вопрос, нужно ли нам дальше ломать ребенка, чтобы спал один, или как раньше, надеясь, что перерастет. Или есть какой способ безболезненно перейти к отдельному сну. Просто я боюсь, что мы сломаем ему психику, еще эти угрозы ремнями постоянные. 

307
Евдокия«К барьеру!» О дуэлях и дуэлянтах

<....>  Пистолетов пара
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
 
Что такое дуэль? Предрассудок и убийство или порыв свободы и смелости? Почему возникли дуэли? Кто в них участвовал? Как происходил поединок? Что толкало противников к этому порой смертельному исходу?
 
Стоит ли сегодня поднимать тему дуэли, ведь она давно ушла в прошлое, как дворянский предрассудок?
Мы читаем русскую классическую литературу или биографии знаменитых людей, и, вроде бы, нам всё понятно: чувства героев, их переживания, несмотря на то, что прошло 100, 200, 300 лет. Но есть моменты, которые скрыты от нас временем. Некоторые поступки героев кажутся нам нелогичными, неправильными. И дуэль относится к таким явлениям. «Они могли бы поступить иначе», - думаем мы сегодня. Но разве правильно судить героев прошлых столетий «сегодняшним» мерилом? Ведь они жили в прошлом, и чтобы понять логику их поступков, необходимо знать их культуру, нравственные представления, обычную жизнь, привычки и т.п. Понять, а не осуждать…
 
Эта тема появилась благодаря замечательной теме " https://deti.mail.ru/forum/dosug/kultura... "Семья Гончаровых"


265
Don’t worry Be happy ☘️Платье на новогодние праздники.

Девочки, сегодня ходила по магазинам и купила вот это платье. Правда не знаю, оставлять его или вернуть обратно в магазин.  Слишком оно уж яркое. Мужу нравится, сказал яркая как рождественская елка.  А вы что себе на праздники купили?

188
Марина Луневапредпочтения, которые закладываются внутриутробно)

тема поболтать)))
многие знают теорию, про то, что если ходить во время беременности по выставкам, театрам и прочее, то ребенок будет красив и внешне и внутренне
до вчерашнего дня для меня это были общие слова))
вчера у меня сложился пазл)
нам с дочерью нравится один и тот же актер (разница в 33 года у меня с ней)-Джони Деп. Правда я его "разлюбила" из=за Ванессы, но не суть
Суть в том, что когда я была беременна он мне нравился до такой степени, что приснился в эротическом сне, где предлагал мне секс, я правда отказала, т.к. беременна была, но хотелось во сне-жуть. Еще пошла на Пиратов Карибского моря, хотя страшно было(((
возможно ли, что моя любовь как-то передалась дочери???

153
Мумики я голову ломаю с отпуском

Всем ДД! Может и мне подскажите, что нибудь дельное?)))
Дочь в следующем году идет в 1 класс-вариант ли срывать ее в середине сентября на 2 недели в отпуск?... я в сомнениях...
есть еще варианты ехать в теплые страны в апреле-мае, но тут лететь далеко неохота))) в июне  в Турции и  на Кипре холодное море, в августе слишком жарко))) в страны ЕС мне нельзя...
кто какие варианты бы выбрал?
всем спасибо!))) 

130
SchwimmmeisterХочу задать вопрос: информация чисто для себя

Есть ли в вашем окружении люди, кто сбрасывал вес более 15 кг...? Как они этого добивались( если в курсе) и как долго они смогли этот вес держать, или может быть им это удается до сих пор? Сколько времени прошло после потери веса? Появлялись ли какие то проблемы со здоровьем после потери веса или же наоборот?
Говорят, что с лишним весом уходят и проблемы со здоровьем, но на одном форуме задала примерно тот же вопрос и многие ответили, что те,кого они знали, кто смог сильно похудеть, в скором заболели чем то серъезным( онкология)....может ли это быть связанно или просто чистое совпадение? Таких ответов было около 27-30.

116
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети