Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Трудности будущего школьника

Некоторые трудности, связанные со школой, не дают покоя учителям и родителям. Первая из них - это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая - школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай - результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности.


Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейших психологических знаниях. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь парапсихологии.

Человек отчетливо понимает, что медицинских и педагогических знаний у него нет. А вот в отношении психологических знаний у него другой подход. Он не чувствует никакой необходимости в таких знаниях. В результате совершает грубейшие психологические ошибки в семейных отношениях и воспитании детей - словом, везде, где человеку приходится иметь дело с другим человеком.

Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Если не заложить этих основ заранее - придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело, и в итоге возможны любые отклонения.

В психологии существует такое понятие - сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если такой период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом.

Кто из читателей не знает киплинговского Маугли? Но далеко не все знают, что случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И случалось, что, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный и подробно описанный такой случай - это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людьми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сензитивный период был безвозвратно упущен. У Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение ходить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести продолжительный разговор, поддержать беседу, так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий человеческий интеллект киплинговского Маугли - это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко человеческими чертами. И менее всего их поведение соответствует повадкам диких зверей, которые хорошо известны натуралистам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга живет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ведет себя реальная стая волков, а в основном воспроизводят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничьих племен. Произведение Киплинга - это захватывающая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание этих периодов, психологи могут делать различные заключения. Им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то, даже при благополучном исходе заболевания, следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой упрощенности, причем почти незаметной для окружающих. Однако, специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок для формирования учебной деятельности, и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

Что же важно для подготовки к школе?

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А, между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно, как и навык более широкого плана, - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дети к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - неизбежно встречаются у каждого.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
9
Толкын Мажикова
пр
СсылкаПожаловаться
Galina Streltsova
вы правы и очень . у самой был гиперактивный ребенок и хотя я мало занималась со своим ребенком - сам был легко обучаемый ,но не согласилась из-за поведения на перевод из 2 класса в 4 класс .и только у таких родителей как вы ребенок относится к учебе ответственно . а многие думают что отдал в школу и она -должна ........... детей много и за 40 минут каждому не уделишь должного внимания . и сколько мой ребенок учился - училась и я поддерживая его и морально ( но никогда не говорила при нем плохое про учителя , хотя были случаи неправоты)и материально . немного запустила английский - дополнительно ........ плохо писала сочинение - дополнительно ........ и когда теперь говорят про него хорошее - мне приятно что не зря мои труды ............ а некоторые переоценивают возможности своих детей и даже дом. работы не проверяют . а он списал из решебника и доволен . а закрепления нет - а значит учитель впустую потратил для него время . а потом родители с претензиями : он выполнял . учил............а вы.........
СсылкаПожаловаться
Татьяна Липанова
готовить ребенка надо к школе обязательно самим родителям. В нашем дет.саду было очень мало подготовки читать и писать.В результате мне пришлось свою дочь готовить самой .Все оказалось как-никода лучше, чем я ожидала.Учила ее в игровом варианте и в результате моя дочь умела не только читать, писать , но и решала математические задачи на дроби и отрицательные числа, знала координатную прямуюдо поступления в первый класс. Таким образом мы с ней незаметили как пролетели три первых класса и только в четвертом мы немножечко напряглись, чтобы у нас были все пятерки( в частности по русскому языку), но с этим предметом у нас проблема, потому что мы логопедические и нам ставили не только правильное произношение букв , но и фонетику.Здесь пишут, что надо много сил, чтобы воплотить все рекомендации в жизнь, а как вы хотели? Наши дети нужны только нам и поэтому надо в них вкладывать как можно больше.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Kuznetsova MariaРезультаты конкурса рассказов. Информационная бомба))

Доброго дня, всем интересующимся нашим конкурсом  рассказов. Сегодня понедельник, время начинать новую жизнь, но сначала узнаем результаты конкурса, прошедшего на прошлой неделе.
Из 15 конкурсных рассказов вы выбирали лучших  и вот они, победители. Их сегодня много.
Бронзу получает рассказ "Всегда быть рядом не могут люди…", ее написала Некоторые люди такие дуры, а проголосовало за нее 32 человека
На втором месте с результатом 38 голосов у нас сегодня Юка и ее рассказ "Тем кто помнит". Также 38 голосов завоевала Ящер, ее рассказ "Почти Робинзон", и она тоже на втором месте.
А победила сегодня Арсалана. 56 голосов отданных за ее рассказ "Один день из жизни Марса" говорят сами за себя.
Ура Арсалане, ура всем победителям, писателям и читателям.
Сейчас всех выложу и рассекречу.

400
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Правители Шотландии

Королевство Шотландия— независимое государство северной Европы, существовавшее с 854 по 1707 год. Его границы изменялись на протяжении истории, но в конечном счёте оно стало занимать северную часть острова Великобритания и имело общую границу с Королевством Англия.

 

Про Марию Стюарт и  Храброе сердце сделаю отдельные темы.

387
Екатерина ЛесниковаСвекровь, квартира, несправедливость.

Просто выговорюсь. Спасибо, если прочитаете и совет дадите.
Мы живем отдельно от свекрови (1000 км). У нее есть квартира, которую она планирует оставить  нашей старшей дочке (всегда так говорила, её идея). 
Но пока ни завещания, ни дарственной , бла бла..Не особо то и напрягала нас с мужем эта ситуация, нет, так нет.. её собственность, пусть делает, что хочет.
У нее кроме моего мужа есть еще сын-младший, ему в свое время досталось все, квартира от их бабушки (мамы свекрови), дача-коттедж, машина, гараж (бабушка была состоятельной по местным меркам). 
Так вот в чем ситуация, высказалась свекровь моя недавно, приеду к вам помирать, если заболею, сыну я младшему Васеньке не нужна, не очень то он со мной общается, а у вас семья, дети-не скучно будет (прям дословно). 
Муж ей и говорит "продавай квартиру, здесь тебе однушку купим" А она "Так кто бы за меня начал это делать, это ж тяжело-переезд, купля-продажа"..Муж "Просто обратись в агентство проверенное и транспортная тебе в помощь,я приеду помогу , если Вася не удосужится помочь матери в одном городе"
На что она и говорит, квартиру, если не оформлю дарственную,потом на Оленьку (дочь наша ) сами оформите. Ага, как же-будет то 2 наследника муж и естественно, опять же  Васенька(
Свекровь не старая еще, активная, работает-63 года. У брата мужи семьи нет-холостой. Живет в свое удовольствие.

226
Прасковья ДутковаВоздастся по заслугам

Насколько сейчас актуальна эта мысль?Верите ли вы, что труд и добродетель приведет в итоге к долгой и счастливой жизни ?Или необязательно что-то делать, чтобы получить всё и сразу?Тема просто поболтать

161
Мария СуховаЕвротрёшка с маленькими комнатами и теплосчётчик. Нужны мнения и советы

Доброго времени суток! Нужен совет. Сейчас семья (мама с ребенком и бабушка) живёт в трёшке 65кв.м, из них кухня 9 и 3 комнаты (10, 12 и 21кв.м). При этом нет нормальных стен для размещения шкафов и нет тёмной. При раздельном санузле, стир.машинка туда не вместилась(её тоже пришлось на кухне установить)! Короче, всё очень неудобно для жизни. На кухне все попами стукаются, доступ к холодильнику неудобный, кухня имеет форму 6-угольника и по другому организовать пространство не получилось. А уж если 1-2 чел в гости зайдут,  то на кухне караул. В тоже время, в гостиной полно места(она далеко от кухни), которое не используется вообще. И ещё, бабушка дома живёт только полгода(остальное - на даче). Район нравится, путёвых трёшек нет, вернее денег не хватает. Сейчас бабушка живёт в комнате 10 кв.м, мама с малышом в 13 кв.м. Ребенок подрастёт и станет совсем неудобно...
Есть альтернатива - евротрёшка. Кухня-гостиная 17кв., 2 спальни (10 и 12кв.м), хороший коридор(можно разместить огромный шкаф во всю стену). Ну и раздельный санузел более адекватный(стирал.маш точно можно разместить и ещё сделать доп.шкаф во всю стену за унитазом). Площадь всего будет 55 кв.м. На 10 кв.м меньше, но евротрёшка какая-то более рациональная для жизни. В спальне 10 кв.м разместить бабушку, в 12 кв.м разместить маму с годовасиком(там ещё примыкает лоджия 3,5 кв.м вся в стекле). Ну и место сбора для всех - большая кухня.
Первый вопрос, какие минусы, на ваш взгляд, есть у такой евротрёшки? Именно для этой семьи.
И второй вопрос, выгодно ли платить по теплосчётчикам? В Евротрёшке есть теплосчётчик, но истёк срок поверки. Стоит ли делать поверку (6 тыс.руб) или выгоднее платить по среднему нормативу? Как у вас с теплосчётчиками?

148
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети