Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Трудности будущего школьника

Некоторые трудности, связанные со школой, не дают покоя учителям и родителям. Первая из них - это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая - школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай - результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями. Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности.


Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейших психологических знаниях. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн. Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь парапсихологии.

Человек отчетливо понимает, что медицинских и педагогических знаний у него нет. А вот в отношении психологических знаний у него другой подход. Он не чувствует никакой необходимости в таких знаниях. В результате совершает грубейшие психологические ошибки в семейных отношениях и воспитании детей - словом, везде, где человеку приходится иметь дело с другим человеком.

Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Если не заложить этих основ заранее - придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело, и в итоге возможны любые отклонения.

В психологии существует такое понятие - сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если такой период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом.

Кто из читателей не знает киплинговского Маугли? Но далеко не все знают, что случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И случалось, что, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный и подробно описанный такой случай - это девочки Амала и Камала в Индии. Но, увы, нормальными людьми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сензитивный период был безвозвратно упущен. У Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение ходить по-человечески, на двух ногах. Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести продолжительный разговор, поддержать беседу, так и осталась для них за гранью возможного. Так что высокий человеческий интеллект киплинговского Маугли - это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко человеческими чертами. И менее всего их поведение соответствует повадкам диких зверей, которые хорошо известны натуралистам. Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга живет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ведет себя реальная стая волков, а в основном воспроизводят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничьих племен. Произведение Киплинга - это захватывающая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. С другой стороны, опираясь на знание этих периодов, психологи могут делать различные заключения. Им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет. Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то, даже при благополучном исходе заболевания, следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой упрощенности, причем почти незаметной для окружающих. Однако, специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок для формирования учебной деятельности, и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.

Что же важно для подготовки к школе?

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А, между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно, как и навык более широкого плана, - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дети к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - неизбежно встречаются у каждого.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
9
Толкын Мажикова
пр
СсылкаПожаловаться
Galina Streltsova
вы правы и очень . у самой был гиперактивный ребенок и хотя я мало занималась со своим ребенком - сам был легко обучаемый ,но не согласилась из-за поведения на перевод из 2 класса в 4 класс .и только у таких родителей как вы ребенок относится к учебе ответственно . а многие думают что отдал в школу и она -должна ........... детей много и за 40 минут каждому не уделишь должного внимания . и сколько мой ребенок учился - училась и я поддерживая его и морально ( но никогда не говорила при нем плохое про учителя , хотя были случаи неправоты)и материально . немного запустила английский - дополнительно ........ плохо писала сочинение - дополнительно ........ и когда теперь говорят про него хорошее - мне приятно что не зря мои труды ............ а некоторые переоценивают возможности своих детей и даже дом. работы не проверяют . а он списал из решебника и доволен . а закрепления нет - а значит учитель впустую потратил для него время . а потом родители с претензиями : он выполнял . учил............а вы.........
СсылкаПожаловаться
Татьяна Липанова
готовить ребенка надо к школе обязательно самим родителям. В нашем дет.саду было очень мало подготовки читать и писать.В результате мне пришлось свою дочь готовить самой .Все оказалось как-никода лучше, чем я ожидала.Учила ее в игровом варианте и в результате моя дочь умела не только читать, писать , но и решала математические задачи на дроби и отрицательные числа, знала координатную прямуюдо поступления в первый класс. Таким образом мы с ней незаметили как пролетели три первых класса и только в четвертом мы немножечко напряглись, чтобы у нас были все пятерки( в частности по русскому языку), но с этим предметом у нас проблема, потому что мы логопедические и нам ставили не только правильное произношение букв , но и фонетику.Здесь пишут, что надо много сил, чтобы воплотить все рекомендации в жизнь, а как вы хотели? Наши дети нужны только нам и поэтому надо в них вкладывать как можно больше.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
СофиПрошу совета
Добрый вечер, дамы. Взгляд коллективного разума приветствуется, со стороны решение виднее.
В далекие советские времена жила-была семья. Папа, мама, дочка в обычной московской 2-х комнатной хрущевке. Дочка вышла замуж за перспективного молодого специалиста, молодые родили двух детей, долго и упорно работали и переехали в середине 1990-х в собственноручно  заработанную квартиру. Не слишком большую, но все-таки свою.   Прошло еще несколько лет и скоропостижно скончалась свекровь, оставив сыну в наследство однушку. И вот еще через некоторое количество времени, выйдя на пенсию, стал попивать, а потом и вовсе ушел в крутой запой тесть. Тёща, не выдержавшая пьянок, обратилась к нашим героям: «можно поживу в пустующей квартире?». Конечно, мама, живите, разве можно отказать родному человеку.
Это все присказка. Женился старший сын.  И, конечно же встает вопрос: а куда идти молодой семье? Папа семьи говорит: «конечно в однушку». Она и была оставлена нашим детям с этой целью. Мама в слезы, тёща в истерику. А старушке идти на улицу? Или обратно в квартиру, которая за 10 лет ее отсутствия превратилась в форменный бомжатник? Тесть, даром что алкаш синюшный,  еще бодрый, да и не горит желанием жить с женой в одном доме, там и без жены синюшка-подружка живет.
Молодым идти на съём? Сейчас они и так снимают, но там ребенок на подходе, доход резко снизится, когда молодая жена сядет дома в декрет.
Родня сошлась в рукопашную, в семье все пьют валокордин.




453
Ирина ВетроваКак поддержать дочь?
Здравствуйте. Дочь потеряла ребенка, на 5 недели беременности. Не могу смириться с утратой. С ней стараюсь держаться, успокаиваю и стараюсь отвлечь.А саму накрывает... Но вопрос не про меня. Как помочь ей? Она вроде приняла ситуацию, нет истерики, но понимаю, что больно, что реакция еще впереди. Делать вид, что ничего не случилось? Это равнодушие. Обсуждать проблему- усугубить негатив. Прошу совет. И еще. Если кто захочет поделиться своей историей. Когда смогли снова забеременеть и выносить здорового ребенка? Заранее благодарю всех , кто ответит. Извините, если не буду комментировать .
290
ЛягушенцияЧто делать, если не можем выбрать имя ребёнку..?
Идей нет. Пытались черпать идеи и по святицам, и по рейтингам, и просто тыча на угад в списки имён. Абсолютно ничего не нравится.
Что делать то в таком случае?
Для мальчика имя ищем.
143
Валентина МаскаеваДолжен или нет.
Здравствуйте! Помогите пожалуйста советом и заранее простите за ошибки в тексте. Дело всё в том что мой муж работает по сменно т. е. Двое суток в ночь двое в день и два или три выходных, работает он на скорой помощи, я конечно всё понимаю режим тяжелый его заслуга, но это не мешки таскать, постоянно езъдит к маме точнее навещает каждый день, я конечно за и тоже понимаю что это мама и против ничего не говорю, Но естественно кроме этого он находит и другие дела: Огород я предложила ездить совместно с двумя детьми и помогать во всём в чём буду полезной в огородных делах ведь это нам тоже нужно как бы понимаю. У нас есть сын 1.5.годиков и дочка 5ть лет. Но опять же кроме этих дел он всегда находит что то ещё сейчас ему нужно учить ПДД и он ходит якобы на занятия, ещё нужно чинить машину скорой помощи т. к. Это входит в обязанности, кроме этого у него дела с мамой всегда какие нибудь и так всегда он пропадает на целые дни, а если и находит время то дома он естественно старается отдохнуть поспать до трех часов дня, посидеть в телефоне телевизоре, всё бы хорошо человек стремится молодец и мне помогает иногда когда нужно в больницу с детьми он отвозит на своей машине, к его маме очень редко но езъдим вместе. И вот почему- то я не вижу его как мужа и отца чтоли, потому что нет общения, нет прогулок с нами, нет внимания, ни мне, ни детям, ругает правда иногда на детей когда они что нибудь сделают не правильное, кричит когда они не дают ему спать. Может я зажралась и прошу так много я не знаю. Денег он мне на руки никогда не давал, не дает и просить тоже нет смысла, я постоянно с детьми сходить в парикмахерскую даже не могу, Да я в декретном старшая дочка ходит в сад но на данный момент дома так как Оочень часто болеет, лечу то и дело, дома не болеем, но как в сад всё..., младшего жду очередь обещают только в июне, сама я работала в Пни декрет кончится и нужно идти работать как только отправлю детей в сад.Детские деньги до 1.5.лет 7.200.р. Я с них оплачиваю коммунальные расходы на что то другое не остается, за сад дочери я тоже плачу сама, и редко папа помогает. Но естественно он покупает продукты, но каждый раз в экономии попросить у него денег на что нибудь могу, но мне уже страшно т. к. Он начнет говорить что нибудь чтобы с экономить, и просить сразу не хочется, с его стороны в прошлом были общения с одной девушкой не знаю спали они вместе или нет, но я думаю да доверия тоже у меня нет, девушка эта была влюбленна в него писала ему идем встретимся выходи гулять, и всё такое, а он говорит что не встречался с ней хоть она и писала. Просто она диспетчер в такси, а он на то время работал таксистом и возил её до дому....(а я с грудным дома) Я простила но съела себя изнутри, с мужем мы обнимаемся и целуемся это у нас есть, А вот интим не понятно то есть то нет, однажды как то он не подходил ко мне целых три недели режим работы был у него с 8-5ти часов вроде может наити время на общение и интим, но нет, ему плевать на то что хочется мне, и я каждый раз подхожу к нему чтобы выяснить причину, узнать его предпочтения и чего ему не хватает, но он говорит что его всё устраивает, также я пытаюсь объяснить чего хочу я, но он не понимает меня или делает вид что не понимает.Скажите пожалуйста я много требую? Внимания на себя и детей не ужели всё так плохо и нет интереса к нам, неужили человек ради детей не может прогуляться или дать сто руб на развлечения детям на батут. Скажите должна ли я требовать или он сам может как то проявлять инициативу? Я не могу уже требовать я думаю я навязываюсь мне хочется чтобы он сам от души это делал я устала вечно подходить просить и не получать, в чём моя вина что делаю я не так??? Кушать варю, детей смотрю, его сильно не нагружаю, дела домашнии сама делаю он лениться носки убрать даже. Я устала жить как соседи, но и бросить не могу Люблю, а моим отношением пользуются. Живем мы в малосемейке купленной на мат. Кап. Плюс доплата родственников с моей стороны 200тысяч. Чем мне занять себя чтобы не мучаться и не просить его не о чём, не выпрашивать.Как быть в этой ситуации, не ужели я помешана настолько, что даже и не вижу жизни вокруг себя. Помогите люди добрые дельным советом как добиться внимания к себе, как вести себя..
126
Елена ПироговаГазировка
Всем добрый день! Прочитала тему про "сладости детям". Многие написали, что не знают, что такое газировка и не покупают ее. Возник вопрос, а как вы ром с виски разводите без колы? У нас диетическая кола входит в обязательный набор продуктов.
111
ЛучикВелосипед
Девочки у кого какой велосипед у ребенка. Сыну 3,10 он не может ездить на велосипеде, на педали прям тяжело нажимать ему, сил не хватает или очень тугие они. У нас фрегат с 4 колесами. Сам велосипед тяжелый
65
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru