С ребенком за покупками: магазинные конфликты

Походы всей семьей в ближайший гипермаркет или мегамолл давно уже стали доброй традицией для многих. Совмещая приятное с полезным, дети с родителями проводят там все больше времени. Но настроение часто оказывается испорченным. Почему?

lori-0002781740-bigwww800.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Самая стандартная ситуация, с которой нередко сталкиваются многие мамы и папы: охрана не пускает их в магазин с детской коляской. Но нести малыша по торговому залу на руках не всегда удобно, и уж точно не безопасно! А модные слинги нравятся далеко не всем.

Что делать?

Вызывать администрацию. Как показывает практика, спорить с охраной – занятие бесполезное. Перво-наперво, укажите на то, что данное торговое заведение оборудовано пандусами при входе (а это должно быть именно так, согласно принятым в России нормам). То есть, дирекция магазина в курсе, что обязана обеспечить свободу передвижения маломобильным гражданам. А к ним относятся не только инвалиды, но и родители с малышами в колясках.

На какой закон ссылаться?

Для столицы это Закон города Москвы No3 от 17.01.2001 г. и Закон Московской области No121/2009-ОЗ от 22.10.2009 г. Подобные законы приняты и в других крупных городах и областных центрах. Если же в вашей местности такого закона нет, или вы о нем ничего не знаете, просто аппелируйте напрямую к Конституции РФ, которая гарантирует всем людям одинаковые права. В том числе и на свободный доступ к любому социальному объекту, которым в данном случае является магазин.

Что вам могут ответить?

Любимая отговорка администрации в таком случае – слишком узкие проходы в торговом зале. На этом тоже можно «сыграть»: пообещайте подать жалобу в санэпидстанцию, Роспотребнадзор и в пожарную инспекцию. Пусть специально обученные люди разбираются, почему стеллажи в торговом центре установлены так, что не пройти, не проехать... И если этот факт подтвердится, то неприятности магазину гарантированы. А зачем они супермаркету? Легче уж пропустить мамочку с коляской.

«Ой, у вас упало»: так кто должен платить?

Понятно, что грудничок больших бед в торговом зале не натворит. А вот дошколята сплошь и рядом сметают с полок товар, разбивая его на мелкие осколки. И хорошо, если речь идет об обычной бутылке сока, а если пострадал элитный парфюм или дорогущий сервиз? Очень часто работники магазина вступают с посетителями в конфликт, даже задерживают их «до оплаты урона».

В первую очередь, конечно, имеет смысл указать на неудобно расставленный товар и на неудобный подступ к нему. В некоторых случаях этого бывает достаточно, чтобы вас с ребенком отпустили с миром. Но так бывает далеко не всегда.

У юристов есть понятие «риск случайной гибели товара», и это четко прописано в Гражданском кодексе РФ. Говоря проще: расплачиваться за испорченный товар должен его собственник, то есть, магазин – если покупка вами еще не оплачена. Согласно ст. 459 и ст. 493 ГК РФ вы несете ответственность за вещь только с того момента, когда получите на руки чек, подтверждающий ее оплату. Потому за «несчастный случай на производстве» вы никому и ничего не должны. И уж тем более администрация не имеет никакого права задерживать вас силой.

А если это не случайность?

Совсем другое дело, если ваше чадо намеренно устроило погром в торговом зале. Такое тоже бывает, и доказать это возможно – ведь все торговые площадки сейчас оборудованы камерами наблюдения. Если видеозапись наглядно демонстрирует, что ребенок нарочно разбил дорогой товар, а не просто «бегал-прыгал-уронил», то администрация вправе подать на вас в суд. И дело, скорее всего, обернется не в вашу пользу. Придется еще и судебные издержки оплачивать, а не только сам ущерб.

В таком случае, конечно, легче заплатить. Однако, если вы намерены до последнего стоять на своем, и судебных тяжб не боитесь, требуйте составить акт. Причем свидетелями должны выступить не сотрудники магазина, а другие покупатели. Настаивайте на том, чтобы в акт внесли «смягчающие вину обстоятельства»: например то, что товар стоял на самом краешке полки, а проход был заставлен тележками, о которые ваш ребенок и споткнулся.

Но, все же, подумайте: стоит ли подавать малышу такой пример? Учиться отвечать за свои поступки не рано в любом возрасте.

Что еще стоит учитывать

Эскалаторы. В торговых центрах их много, и детям они нравятся. Следите за тем, чтобы руки, ноги, одежда ребенка не попали в движущиеся части эскалатора; тщательно проверяйте шнурки детской обуви перед тем, как прокатить малыша на «лесенке-чудесенке». Ребенок должен стоять на эскалаторе лицом вперед, держась за поручень или за вашу руку. А самое главное – не позволяйте ему прыгать и баловаться в момент спуска-подъема.

Магазинные тележки. Родители с удовольствием пользуются ими для перевозки своих чад, но немногие задумываются о том, что это не всегда безопасно. Во-первых, перевозить ребенка можно только на специальном сидении; если такового не предусмотрено, то сажать ребенка внутрь самой тележки нельзя. Во-вторых, он может встать и выпасть через невысокий бортик. Везите тележку с ребенком на достаточном расстоянии от полок с товарами, чтобы он не смог до них дотянуться и опрокинуть товар. В-третьих, помните, что часто тележки из супермаркета грязнее общественного туалета.

Правило «Стой, где стоишь!» Потерять ребенка в магазине - один из самых распространенных родительских кошмаров. Причем вполне реальных, увы. И потому важно научить даже самого маленького ребенка, если он потерял из вида родителей, просто оставаться на месте и громко звать на помощь. Прекрасно, если малыш знает свое имя, возраст, адрес, но обязательно положите ему в во внутренний карман еще и листочек с вашими контактами. Также полезно научить ребенка пользоваться мобильным телефоном. Для самых маленьких придуманы телефоны с ограниченным числом кнопок - каждая из них соответствует номеру близкого человека. Если ребенок, все-таки, потерялся, то незамедлительно обращайтесь в администрацию магазина – пусть сразу же начинают поиск.