Родительские запреты: как объяснить детям слово «нет»

Слово «нельзя» ребенок слышит очень часто – но не всегда понимает, почему родители ему что-то не разрешают. Поэтому перед тем, как что-то запретить, рассказывайте детям, почему вы это делаете.

lori-0005385695-bigwww.jpg
Источник: Migration
Для самых маленьких

Начав ползать, а потом ходить, ребенок получает возможность подобраться к тому, что ему интересно – а интересно ему все. Задача родителей в это время – сделать так, чтобы любопытство и увлечение окружающим миром не принесло ребенку вред. Поэтому в первую очередь уберите те вещи, о которые можно удариться или порезаться, а потом те, с которыми вам пока не хочется расстававаться, но малыш может случайно сломать их. Уже потом можно начать запрещать – если ребенок тянется к чему-то, что опасно, громко и отчетливо заявляйте: «нет!» (лучше употреблять его вместо слова «нельзя»). Но, помимо запретов, должны быть и разрешения – например, трогать плиту нельзя, потому что горячо, а посмотреть, как печется в духовке пирог – можно.

Безопасность прежде всего

Если малышу достаточно слова «нет», то детям постарше надо объяснять причину своих запретов. Когда наступает кризис трех лет, то ребенок может никак не отреагировать на запреты, потому что в это время он сопротивляется всему, что говорят родители, и об этом надо помнить – трехлетка чаще всего из чистого упрямства пытаться засунуть пальцы в розетку или забираться на подоконник. Обезопасить дом можно, поставив на розетки блокираторы и следя за тем, чтобы около окна не стояла мебель, на которую ребенок способен взобраться – а еще находящегося в кризисе ребенка надо отвлекать от опасных идей, переключая его внимание на что-нибудь другое. Но объяснять надо в любом случае, чтобы дети понимали, что бежать на проезжую часть, дразнить уличную собаку или играть с кухонным ножом нельзя не из-за прихоти родителей, а потому, что все эти поступки могут причинить вред.

Действовать вместе

Часто семейные запреты могут быть разными: например, родители следят за рационом ребенка, не разрешая ему есть много сладкого, а бабушка, когда внук приезжает в гости, закармливает его пирожками. Или мама рассказывает ребенку, что никогда не надо никого бить, а отец настаивает на том, что хорошая драка еще никому не повредила. О списке запретов семья должна договориться заранее и действовать согласованно – иначе ребенок будет делать то, что ему хочется, утверждая: «А бабушка разрешила!» При этом запретов не должно быть слишком много – иначе ребенку будет казаться, что весь окружающий мир состоит из «нельзя», а это ведет к боязливости и неуверенности.

Почему нельзя?

Договоритесь на семейном совете о том, чего делать нельзя категорически, и еще раз объясните ребенку, почему. Рассказывайте об этом подробно, задавайте вопросы, чтобы убедиться, что ребенок вас понял. Например, если вы говорите о том, что не хотели бы, чтобы он списывал в школе домашние задания и сам давал кому-то списывать, то не ограничивайтесь словами: «Списывать плохо!» Поговорите с ним, почему, по его мнению, считается, что настоящие друзья всегда дают списывать – и настоящие ли это друзья. Задайте ему вопрос по тому упражнению или задаче, которые он списал – пусть сам убедится, что эти знания не усвоены. Поинтересуйтесь, что лучше – честная двойка или фальшивая пятерка. Доверительные разговоры на тему «что такое хорошо и что такое плохо» помогут ребенку легче воспринять ваши запреты.

Если запрет нарушен

Иногда ребенок оказывается наказан самим своим непослушанием: порежется, неосторожно схватив что-то острое, или простудится, бегая по лужам. Воздержитесь от монологов «Я же говорила, а ты!», но мягко сообщите ребенку, что вы очень сочувствуете и тому, что он простудился после прыжков в лужах, и тому, что вы с ним теперь не сможете пойти в зоопарк. Другие наказания – если вы в семье их практикуете – тоже можно обсудить на семейном совете вместе с запретами, чтобы ребенок знал, что если он, например, вернется домой со двора позже, чем обещал, то объем его карманных денег будет сокращен. Конечно, он попробует проверить, действительно ли такое произойдет – поэтому будьте последовательны в своих решениях, иначе запрет потеряет смысл.

Аналитический психолог