Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Почему дети и подростки совершают самоубийства

«Дети Mail.Ru» обратились к опытному психологу, чтобы найти ответы на волнующие многих родителей вопросы.


Фото: Rachel Titiriga / Flickr / CC-BY-2.0

Несколько громких случаев, броская статья, тема на форуме и вот уже соцсети пестрят заголовками о самоубийствах, а испуганные таким ажиотажем родители начинают подозрительно коситься на своего ребенка, подозревая, что и он задумывается над тем, чтобы если не сегодня, так завтра свести счеты с жизнью. Мы решили разобраться в ситуации без лишних эмоций и обратились с вопросами к Ольге Серебровской, старшему психологу и логопеду Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения г. Москвы.

– Ольга Вячеславовна, когда разговоры ребенка о самоубийстве – это «поза», а когда нужно действительно бить тревогу?

Можно выделить 3 основных типа суицидального поведения:

1. Демонстративное – внешнее изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение.

2. Аффективное – импульсивные действия, совершаемые на высоте аффекта. При этом суицидальные намерения могут быть как демонстративными, так и серьезными, но кратковременными.

3. Истинное – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое.

Истинные суициды обычно совершаются детьми и подростками, страдающими различными психическими расстройствами, и с этой точки зрения, дети с нарушениями психического развития (особенно – с депрессивными расстройствами) составляют первую группу риска.

Фото: ankakay / Flickr / CC-BY-2.0

Суицидальные попытки демонстративно-шантажного и импульсивного типов, как правило, возникают при социально-психологическом неблагополучии, связанном, прежде всего, с внутрисемейными проблемами. С психологической точки зрения, семья, независимо от уровня материального достатка, в которой ребенок чувствует себя одиноким, не получает поддержки, внимания и понимания, является неблагополучной. Если родители поглощены собственной карьерой, а забота о ребенке сводится к обеспечению его материальных потребностей и контролю успеваемости в школе, то вероятность использования суицидальной попытки в качестве привлечения внимания к своим психологическим проблемам, очень высока.

Установлено, что дети и подростки из дисфункциональных семей, которые с ранних лет сталкиваются с проявлениями вербальной и невербальной агрессии, как правило, в подростковом возрасте склонны принимать суицидальные решения. Риск существенно возрастает, если один или оба родителя, а также ближайшие родственники злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики.

– Дети какого возраста наиболее уязвимы?

– По нашим данным у мальчиков суицидальное поведение отмечалось в более раннем возрасте, начиная с 10-11 лет, однако в подавляющем числе случаев в этой возрастной группе суицидальные проявления носят демонстративно-шантажный характер. В подростковой группе (12-15 лет) преобладают девушки. Таким образом, наиболее уязвимым является подростковый возраст – с 12 до 15 лет.

– Это правда, что количество самоубийств среди детей и подростков за последнее время увеличилось?

К сожалению, не только в России, но и в ряде западных стран в последние годы количество детских и подростковых самоубийств увеличилось. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за 30 лет число суицидов, совершаемых детьми и подростками в мире, возросло в 30 раз, а на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 10-20 суицидальных попыток. Несовершеннолетние с незавершенными суицидальными попытками и иными суицидальными проявлениями составляют до 50% от общего числа пациентов, госпитализируемых в психиатрический стационар в экстренном порядке. За 2015 год количество детей и подростков с суицидальными проявлениями, госпитализированных в психиатрическую больницу, увеличилось в 1,5 раза.

– Как правильно реагировать родителям, чей ребенок угрожает покончить с собой?

– Если ребенок угрожает покончить с собой, перед его родителями встают две важные задачи. Первая задача – понять, что стало причиной такого поведения. Необходимо вывести ребенка на откровенный разговор, вернуть его доверие, понять его настроение и эмоциональное состояние. Вторая задача – сделать все, чтобы шантажные высказывания не превратились в привычный и эффективный способ манипулирования взрослыми. Предположить манипулятивный характер угроз можно, если ребенок или подросток делает суицидальные заявления в ходе конфликтных ситуаций, преследуя определенные цели (например, не делать уроки, добиться разрешения поиграть в компьютерную игру, выйти на прогулку, напугать родителей или сверстников). Для таких угроз характерна выраженная демонстративность, почти театральность высказываний и поступков, направленная на окружающих участников (чаще всего – членов семьи).

Фото: Binny V A / Flickr / CC-BY-SA-2.0

Если очевидно, что угрозы изначально не направлены на достижение конкретной выгоды, к высказываниям надо отнестись максимально серьезно и к разрешению ситуации следует привлечь специальные службы (в частности, вызвать бригаду врачей скорой помощи). К сожалению, многие родители склонны либо недооценивать серьезность угроз, либо моментально удовлетворять требования сына или дочери. Важно понять причины, побудившие подростка заявить о намерении прекратить свое существование, в ходе спокойного доверительного разговора.

1. Перемены в настроении: ребенок стал неразговорчивым, предпочитает проводить время в уединении, формально отвечает на вопросы, много времени проводит в интернете, заходя на сайты, прямо или косвенно связанные с суицидальной тематикой. 2. Ребенок раздаривает ценные для него вещи, намекает на бессмысленность существования и собственную ненужность, уклоняется от откровенных разговоров. 3. Нередко накануне суицидальной попытки ребенок выглядит бодро и воодушевленно, как человек, принявший решение.
Маркеры суицидального поведения

Суицидальные намерения нередко возникают у детей на высоте эмоционального возбуждения; чаще – в ходе конфликтных ситуаций. Преследуя определенные цели (напугать родных, добиться от них разрешения, не делать уроки), дети используют угрозы шантажного характера – покончить собой или нанести себе самоповреждения. В таких демонстративно-шантажных действиях дети и подростки имитируют суицидальное поведение: выбегают на балкон, свешиваются через подоконник, наносят себе заведомо неопасные, поверхностные порезы на коже предплечий, имитируют удушение. У этих детей нет истинных суицидальных намерений.

– Что делать, если ребенок предпринял попытку суицида?

В первую очередь необходимо вызвать скорую. Реализация суицидальных угроз свидетельствует об остроте переживаний ребенка, за которой может стоять серьезное нарушение психики. Это нарушение может носить временный, преходящий, обратимый характер, но надо понимать, что в этот момент ребенок представляет угрозу сам для себя. Помощь врачей жизненно необходима, поскольку оценить психологическое и психическое состояние объективно могут только специалисты.

Фото: Mark Froelich / Flickr / CC-BY-2.0

Если поводом для суицида становится малозначительный эпизод, который подобно «последней капле» провоцирует суицидальные действия, дети могут перейти грань опасности. Они намеренно совершают реально опасные для жизни и здоровья действия (отравление, падение с высоты, повешение, вскрытие вен), причем нередко они делают это без свидетелей, дождавшись подходящего момента, чтобы исключить возможность оказания медицинской помощи.

– Какие в основном причины желания покончить с собой?

– Мотивация может быть разной, однако в большинстве случаев к самоубийству приводит невозможность приспособиться к конфликтной ситуации. Подавляющее число суицидальных попыток связаны с разладом между ребенком и его «ближним кругом» – родителями, друзьями, учителями. Чаще всего попытка суицида – это отчаянная попытка ребенка восстановить нарушенные связи с окружающими.

- Непонимание со стороны родителей; - Безразличное отношение к проблемам ребенка; - Внутрисемейное насилие, неразделенная любовь; - Насмешки сверстников, психологическое давление учителей; - Чрезмерно высокие учебные требования, страх провалить экзамен; - Особенности психики (ранимость, впечатлительность, неумение выходить из конфликтных ситуаций, низкая самооценка, болезненное отношение к критике).
Предпосылки к самоубийству у подростков

– Как вы работаете с такими детьми? О чем говорите с ними?

– С детьми, которые попадают к нам после суицидальных попыток, работает целая бригада специалистов: медицинский психолог, психотерапевт, психиатр, педагог. Только такой подход обеспечивает реальную помощь, поскольку и причины, и механизм формирования суицидального поведения многогранны. Мы стараемся помочь подростку разобраться в себе, в своих переживаниях. Работа начинается с первых суток и основной ее задачей является когнитивная (то есть рациональная, умственная) организация пережитого опыта. Ребенок должен понять сам для себя, что с ним произошло, и как этого можно было избежать.

Дальше, начиная со вторых суток, в работу включается семья. Родители ребенка тоже находятся в стрессовом состоянии. Нередко суицид ребенка является для них своеобразной психологической встряской, заставляющей обратить свое внимание на давно существующие внутрисемейные проблемы.

Чтобы предотвратить суицид, говорить с ребенком о ценности жизни недостаточно. Нужно помочь ребенку в решении его актуальных психологических проблем, научить его справляться со стрессами, показать ему альтернативные способы выхода из кризисных ситуаций.

Также читайте о том, что делать, если ребенка избили в школе.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
126
Валерий Барышев
Дети совершают самоубийства только потому, что у них нет тех родителей, которые должны быть. Все проблемы детей от проблемных родителей. Пустая статья и слишком многословная - нам, видимо уже не изжить гордыню, которая присутствует в каждом бубличном выступлении ограниченных людей.
СсылкаПожаловаться
Outlander
В ответ на комментарий от Ирина Демидова История переписки2
Ирина Демидова
А чаще бывает наоборот.
СсылкаПожаловаться
При условии, что родителям наплевать на своих детей.
СсылкаПожаловаться
nazym tabarak
что делать если у ребенка низкая самооценка. а то обязательно сравнение себя с другими, более успешными. как бороться с депрессией такому ребенку? Успех другого - душащая зависть. Часто ребенку тяжело побороть это чувство. Отсюда горькая обида на себя, обвинение других в своих неудачах.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
*****Родительский комитет или неужели все так ужасно.....
15 марта был назначен утренник -празднование 8 марта, моя просьба к заведующей перенести утренник на празднование до 8 марта не увенчался успехом, т к праздновать утренник именно 15 марта желает муз. руководитель. 
Итак: утренник-песни не выучена ни одна, поет только муз руководитель и при этом вопит на воспитателей и детей,в присутствии приглашенных.
При хореографическом исполнении танцев сплошная куча детей, пришли мамы , бабушки, кроме первых рядов детей других детей нельзя увидеть, т к муз руководитель просто не в состоянии организовать детей и постараться их расставить хотя бы в шахматном порядке и периодически менять первые ряды на последние.
Песни, исполняемые детьми про-"бабушка печет оладушки в инстаграмме"-это что вообще? На большее мозгов не хватило? У нас что в дошкольном образовании больше нет приличных песен, кроме как об отключении интернета и инстаграммов? Это мы таким образом стараемся привить детям какие то ценности в жизни?
Танец "Журавли" просто позор, причем после него надо срочно девочек переодеть в другие платья в жутко тесном коридоре, где вообще для этого нет места, дети нервничают, банты слетают, замки на платьях ломаются-это кому такое надо было? Мамам,которые пришли смотреть на своих детей и хлопать? 
Настолько все бестолково, неорганизованно, халатно, для галочки.
На утренник приходят бабушки, пожилые люди, скамеек нет, стульев нет, внуков не разглядеть в толпе, бедные стоят вдоль стенки....это праздник, организованный муз.руководителем???? Это позор и отстой. На месте заведующей я бы пересмотрела компетентность музыкального работника в сторону замены. Таких непрофессионалов нельзя допускать в детские учреждения. До этой дамы, был прекрасный руководитель, чуткий, ответственный, прекрасно разбирался в музыке, умела аккомпанировать, а эта дама кроме как скачать с интернета на большее просто не хватает ни воспитания, ни профессионализма.
Итог: Нет ни видео утренника, т к снять видео не представляется возможным,если только в отражении в зеркальной стене зала, не увидела своего ребенка совсем, и не только я, испорченное настроение и просто хамское отношение музыкального работника, когда ее спросили, чем мотивировано такое ужасное представление и какая расстановка детей. Она взбесилась, что все ее хвалят ,а тут подошли с вопросом и недовольством, она плевала мне на платье, когда отвечала,что заслужил ваш ребенок, там и стоит, взаду-значит взаду. Моя пелена упала и я чудом сдержалась,чтобы не дать ей в морду.
Страшно подумать какой будет выпускной. 
А теперь мамашка из род. комитета мне сегодня вернула все деньги ,сданные на выпускной и объяснила тем, что это решение род комитета в связи с ситуацией на последнем утреннике. Т. е на выпускном все будут стоять и запускать шары, а моя должна просто стоять? Всех снимает фотограф, а моя будет стоять?
Посоветуйте, что делать и как отреагировать на ситуацию?
501
Все будет офигенноО неработающих женах
Всем добрый день. Мой муж часто ставит мне в пример жён своих друзей, которые когда-то уволились с работ во время первого декрета и до сих сидят дома, рожают детей, занимаются бытом, детьми, мужьями.... И вот одна я такая строптивая все рвусь на работу, норовлю рассовать детей по садам/школам и бежать строить карьеру. Немного о них, жёнах друзей. Одна экономист, сидит дома, дочке 3 года, работу не ищет, ждёт второго ребёнка. Муж молодец, крутится, содержит. Вторая медик, работу она конечно не бросила, но переходит из одного декрета в другой, рожая с интервалом в 4 года, их уже трое. Тоже муж содержит всех один. При этом наверняка их не заставляют отчитываться за каждую потраченную на себя копейку, как меня, все хорошо одеты, ездят на своих авто. В общем, сидят и в ус не дуют. А вот мой коллега пашет на 2 работах, стонет, конечно, что тяжело, но жену на работу не гонит. Она тоже уволилась после второго декрета, занимается детьми, собой, собачкой, ходит на тренинги разные.
Вот и муж мой уверен, что я тоже так могу, сидеть на обеспечении, не думать ни о чем кроме семьи. А у меня крыша едет. Я люблю работу, люблю с людьми общаться, я на работе отдыхала от семейных забот. И заработок. Согласитесь, лучше заработать своё на свои нужды, а не сидеть с протянутой рукой. Не семейная я баба, наверно.
292
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
262
Tatiana Volodina ответственность школы
На уроке физкультуры в 3 классе мальчик  силой дернул за руки сына, произошло смещение 5 шейного позвоночника. 3 дня ребенок пролежал в больнице на растяжке с гирями, на 4 день  прямо из больницы я приехала в школу , считая что виноват учитель физкультуры. Комиссия по ТБ в составе с инженером по технике безопасности  , учителем по физ-ре и классным руководителем обвиняет во всем ребенка. Я пыталась выяснить, почему  учитель по физ-ре не запретила во время урока  подходить и дергать за руки сидящего на скамейке одноклассника. Учитель говорит, что не видела происходящего, тюк. стояла спиной. Школа винит во всем моего ребенка. Школа образцово- показательная, директор имеет неограниченные связи, что делать?
223
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
172
Инна ОлейникРабота в удовольствие.
Нравится ли вам ваша работа, получаете удовольствие от того, чем занимаетесь?
Большую часть времени проводим на работе, поэтому это важно .
Я бухгалтер, понимаю, что занимаюсь нелюбимым делом. 
138
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru