Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

О старшем ребенке замолвите слово

Те, кому повезло родиться раньше своих братьев и сестер, знают: быть старшим – это не хорошо и не плохо, это навсегда.


О старшем ребенке замолвите слово

Так уж получилось, что я старшая дочь у своих родителей, старшая племянница у всех моих теть и дядь, включая двоюродных, старшая внучка как по маминой, так и по папиной линии. Старшей правнучкой я тоже успела побыть, но, к сожалению, недолго.

До поры до времени, пока не стали появляться на свет мои младшие родственники разной степени дальности, я буквально купалась во всеобщей любви. Меня затискивали до невозможности всякие тети и дяди, бабушки и прабабушки, задаривали подарками, умилялись каждому моему слову, – не жизнь, а малина! Но потом все изменилось.

У нас разница с сестрой 13 лет. В детстве я была нянькой, но мне нравилось, а потом мы стали взрослеть и теперь совсем практически не общаемся - нет у нас общих тем. Ей сейчас 13, мне 26.
Алёна КПользователь «Mail Дети»

В родной семье, где по моим настойчивым просьбам мне родили братика, я, как ни странно, глобальных изменений не ощутила. А вот среди бабушек, теть и дядь я стала чувствовать себя менее уютно. Меня возвели в ранг «старших» – тех, у кого обязанностей больше, а прав меньше, чем у остальных детей. Доходило до смешного: когда мы вместе с двоюродной сестрой и троюродным братом, которые младше меня всего на полгода, выкидывали какие-нибудь фортели в нашу подростковую бытность, мне попадало сильнее всего. «Ты же старшая, – негодующе выговаривали мне бабушки, тети и дяди, – ты должна показывать хороший пример!» Удивительно, но до смешного доходит и сейчас, когда кто-нибудь из теть и дядь нет-нет да осечется: «Ну ты же старш…».

Натерпевшись несправедливых обвинений за свою детскую жизнь, я твердо решила не допускать дискриминации по признаку старшинства в собственной семье. Но одно дело теория, а другое – практика. Теперь, когда моей старшей дочери 11 лет, и в ней уже проявляются результаты моих собственных педагогических опытов, я вынуждена признать, что во многом этой самой дискриминации я ее подвергла. И, как оказывается, незаметно для себя самой. Как бы то ни было, а первенцы – дети «экспериментальные». Именно на их воспитании мы «набиваем» свои родительские «шишки», одна из которых – это завышенные ожидания от ребенка, зачастую не соответствующие его возрасту.

Как это обычно происходит? Сначала молодым родителям кажется, что полгода – это тот возраст, когда ребенка необходимо начинать воспитывать – надо же пользоваться моментом, пока он «поперек лавки лежит»! Спустя еще полгода для них становится очевидным, что малышу пора выходить в свет – в театр, в музей или, на худой конец – в зоопарк. После посещения парикмахерской, разумеется: любой уважающий себя годовалый ребенок должен иметь побритую голову в знак расставания с младенчеством!

Когда же карапузу исполняется два или три года, настает время сажать его за фортепиано или за учебник по английскому, ну или обувать в бутсы, например. Да-да, ведь еще через пару лет он уже должен подавать надежды, а затем – оправдывать ожидания. «Что значит, не имеет музыкального слуха?», «Как это еще не говорит по-английски?», «Почему не нападающий?» – бывает, удивляются родители первенцев, но ответов слышать не хотят. Их ожиданий нельзя обмануть, они же столько вложили...

Я старшую дочку привлекала к уходу за братиком: учила играть, погремушкой трясти, просила подать пеленку или подгузник. Не заставляла, а просто просила, и хвалила ее всегда. Часто говорила, какая она хорошая сестренка. Пережили этот период нормально, хотя ревность была, конечно.
евгения платоноваПользователь «Mail Дети»

Как правило, пристальное внимание уделяется первому ребенку до тех пор, пока у него не появляется младший брат или сестра. Но требования и ожидания при этом не исчезают, а, наоборот, возрастают вместе с «повышением» до звания «старшего». Теперь в круг его обязанностей, помимо прочего, входит еще и воспитание малыша своим примером, который, разумеется, должен быть идеальным. Таким образом, ребенок, еще вчера бывший единственным, вдруг обнаруживает, что обделен вниманием (а с его точки зрения – любовью) и в то же время обязан соответствовать родительским представлениям об их «надежде и опоре в будущем». Превратившись в старшего, он вдруг почему-то больше не имеет права на ошибку, ведь с него теперь «совсем другой спрос». Нелегкая ноша, между прочим. А ведь нести ее придется намного дольше, чем будет длиться период раннего детства братика или сестренки. Младший ребенок еще много лет будет для мамы с папой «осознанной» радостью, а старший так и останется первопроходцем на пути к их родительскому самосознанию.

Дискриминация старшего чаще всего происходит именно неосознанно, по родительской неопытности, но ребенку от этого не легче. Ему трудно понять, почему младшим детям позволяют быть собой и почему в их жизни так много детства. И все-таки еще большего сочувствия заслуживают родители, до которых в редкие минуты озарения нет-нет, да доходят масштабы их собственных ошибок. Как ни крути, а это очень страшно – видеть, что твои ошибки успели «впечататься» в характер ребенка и уже не подлежат исправлению.

Какими же вырастают старшие дети? Конечно, очень разными, хотя некоторые качества их объединяют. Старшие братья и сестры, в большинстве случаев, – это ответственные, организованные, работоспособные люди. Нередко они добиваются успехов в карьере и довольно часто оправдывают родительские надежды. Кстати, по отношению к родителям они, как правило, более заботливы и чутки, чем младшие. Это одна сторона медали. Другая же состоит в том, что старшие дети так же часто вырастают неуверенными в себе и не слишком счастливыми в личной жизни. Так случается, если они не разбираются в любви, потому что слишком мало видели ее в детстве.

Разумеется, все мы любим своих детей, и старших, и младших, и средних. Но вот как сделать так, чтобы каждый из них был в этом уверен? Когда-то у одного очень многодетного отца я «подслушала» совет, который, как мне кажется, может быть полезным многим родителям, независимо от количества детей в их семьях. А звучит он так: «Всю любовь нужно отдавать старшему ребенку. Остальные возьмут ее сами».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
135
Luzy
Ещё важно, чтобы старшего ребёнка не пытались делать нянькой для младших. Именно нянькой, я не имею ввиду общесемейную взаимопомощь, а присмотр за младшими и эти слова: - ты же старшая! Я прошла через это и при первой же возможности свалила из родительского дома, сбежала роняя тапки))))
Хотя это мне послужило уроком на будущее - своих детей я по возрасту не разделяю, а слова "старший" в моей семье вообще нет. Ребята растут дружные.
СсылкаПожаловаться
Наталья Смирнова
Я тоже старшая в семье. И хотя родители меня точно так же любят, у меня до сих пор остался комплекс старшего ребенка. И второго ребенка я не хочу, потому что не хочу чтоб моя любимая дочечка была "старшей". Потому что как ни старайся, маленькому всегда будет требоваться огромное мамино внимание. Я вижу как изменяется не в лучшую сторону поведение детей в детском саду, когда у них появляются младшие братья-сестры. И не потому что родители перестают их любить, а потому что им не хватает внимания родителей. И во взрослой жизни эта дискриманация остается в различных видах. Мне, например, странно слышать в слычае чего, что я же "старше", хотя моей сестре уже 30.
СсылкаПожаловаться
Андрей Плохов
СТАРШИМ ПОЗВОЛЯЮТ больше,потому , что их всегда считают более умными,а они просто больше знают в силу возраста.Второго ребенка иногда 'заводят',когда старшему пора в школу ,чтобы было время со старшим заниматься.Младшие за старшими всегда коньки донашивают,а иметь собственное мнение им всегда разрешается позже.В Старшенького вкладывают больше , чтоб гордиться, а младшенький - чтоб было кому стакан воды подать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

545
ВасилискаЗавуч ударила пятиклассницу за рисование на уроке биологии

С нашими школами происходит что-то очень не то. Что-то очень плохое. Правда, раньше это все тоже могло происходить, но оставалось внутри школьных стен, а теперь этот беспредел можно снять на телефон и придать огласке. Я понимаю, почему во многих школах запрещают проносить телефоны с камерами. только самые простые кнопочные! Или заставляют перед уроком их сдавать учителю. Потому что камеры помогают выносить сор из изб.

Очередной учительский скандал разыгрался в Самарской области. Как рассказали журналистам жители Тольятти, в школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке ученицу 5 класса.


— Она побила ее за то, что та рисовала. Как говорят другие ученики, причем из разных классов, такое поведение этого учителя можно наблюдать неоднократно, — делятся очевидцы.

Происшествия сумели заснять на мобильный телефон одноклассники школьницы. Видео начинается с того, что женщина держит руку у лица девочки и несколько раз дает ей пощечину.


— Вы что, с ума сошли? — чуть ли не плача спрашивает ребенок.


— Я да, я да, а ты нет. Поэтому я хочу, чтобы ты вела себя, как положено. Как девочка-ученица! — в учительском тоне ответила женщина.


Ролик уже разлетелся по социальным сетям. Судя по комментариям, Валентина, действительно, отличается жестким педагогическим подходом к занятиям.


— Слышал предысторию именно этого случая, вроде как, девочка сидела рисовала, не мешая проведению занятия. Я бы понял, если бы она так какого-нибудь наказала, который семки на уроках жует или мешает проведению урока, но чем ей рисующая девочка-то помешала? Я хоть и сам согласен, что многих стоит наказывать, в некоторых случаях возможно и такими методами, но точно не ребенка, который развивает свои художественные навыки... да на уроке биологии, однако опять же, не похоже, чтобы это мешало проведению занятия, — пишет Савелий Е.


— Этот учитель может спокойно вызвать ученика к доске, а если тот не выучил, то может взять и со всей дури головой об учебники ударить. Одному мальчику так разбили нос, — уже другая щекотливая подробность из комментариев в социальных сетях.


В школе ситуацию пока не прокомментировали (соображают, чем можно прикрыться).

По-моему это лютый АД.

П.С. Я в школе всегда рисовала на уроках, все мои тетрадки были изрисованы. Это не только не мешало мне усваивать информацию, но и помогало (я всегда училась отлично). Более того, привычка рисовать у меня сохранилась до сих пор - на лекциях или собраниях я постоянно рисую. Если бы кто-то посмел в этот момент подойти и ударить меня НЕСКОЛЬКО РАЗ ПО ЩЕКЕ, я бы вызвала полицию! А детей, значит, можно бить безнаказанно? Чтобы они вели себя так, как положено ученицам?

300
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

289
ms.PanterraПортрет Путина в садиковской группе

В нашем садике в группах на видном месте висят портреты ПУТИНА - прямо как иконы (как раньше говорили: в красном углу). Воспитатели и заведующие говорят, что это в рамках патриотического воспитания.
Знаю, что в некоторых садах и школах и бюсты Путина в холлах стоят. Это нормально???
Мое мнение: нет! 

285
йа Бешеная теткаПричины, по которым вам отказывали в приеме на работу

Всем привет . 
в нашем маленьком городишке пыталась я себе недавно найти подработку или временную работу,
Пригласили в одно место на собеседование -резюме мое им понравилось ,вроде как подхожу 
ну и пришла я как всегда в своем обычном виде-джинсы/пуховик/рюкзак/угги
после получаса собеседования мне сказали что я им не подхожу
ПРИЧИНА-я не слежу за собой,т.е. ногти не накрашены/глаза тоже  да и вообще я старовата 



отгадайте куда я устраивалась на работу )))))))))) 
ну и делитесь причинами отказа в трудоустройстве странными и не очень 

223
Тата фон ШпигельКто не работает, тот ест?

Девочки, всем привет.
Есть ли такие, кто не работает? Не пашет, как лошадка? А занимается хобби, собой, детьми, домом и т.д.? Или платья на работе показывает отсюда и до обеда?
Как вы пришли к этому счастью? и Счастье ли это?
Просто поболтать.

220
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети