Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Развитие двигательных навыков у детей до года

Часто приходится слышать от молодых родителей вопросы, начинающиеся с «когда уже?..» (когда уже он сядет, встанет, пойдет, и т.д.). Ответ на эти вопросы зависит от многих факторов, но более всего от степени зрелости нервной системы малыша.


Фото Legion-Media.ru

Для того, чтобы совершать направленные движения, телу нужна согласованная работа костей и мышц, которую координируют структуры головного мозга. И костная, и мышечная системы ребенка в первые месяцы и даже годы жизни имеют свои особенности. К примеру, кисти рук полностью формируются только к 7 годам, а центральная нервная система у новорожденного еще незрелая, так что согласованные направленные движения попросту невозможны.

Обе дочки держали головку по несколько секунд с самого рождения, а в 2 месяца уже держали очень хорошо. У старшей был тонус повышенный, у младшей - тоже, но не так сильно.
Дарья ТарасоваПользователь «Дети Mail.ru»

В человеческом организме около 600 мышц. В какой последовательности, и как им сокращаться, определяет «руководство» – центральная нервная система. Она включает в себя спинной мозг, подкорковые структуры и, собственно, кору головного мозга. К моменту рождения ребенка зрелыми являются только периферические нервы и спинной мозг. Подкорковые структуры и, тем более, нейроны головного мозга развиваются и совершенствуются в течение многих месяцев и даже лет после рождения.

Недавно растрогала вопросом юная мама новорожденного малыша: «Ну что же он лежит все время? Когда уже сам двигаться начнет?»

Вообще, новорожденный ребенок умеет не так уж мало. Он чихает, моргает, зевает, плачет, кашляет, ищет грудь, сосет, умеет исправно «наполнять» подгузник. Маденец хорошо ощущает  прикосновения, способен различать вкус и выплевывать непонравившуюся еду, а  криком сообщать о своих потребностях. При перемене положения тела он раскидывает ручки, при прикосновении к стопам – пытается ползти, но двигаться осознанно и самостоятельно новорожденный, действительно, еще не способен. Даже для того, чтобы увидеть склонившегося над ним человека, малышу нужно согласованное движение глазных яблок и напряжение аккомодирующих мышц, а это дается ребенку трудно и не сразу. Малыш способен фиксировать взгляд в течение нескольких секунд лишь на 3 неделе жизни.

За координацию движений в человеческом организме отвечает мозжечок. У новорожденного он тонкий, слаборазвитый. С первых дней жизни идет активное созревание мозжечка, и к 3-4 месяцам исчезает гипертонус мышц, свойственный новорожденному. Усиленный рост мозжечка происходит на протяжении всего первого года жизни. Благодаря этому постепенно становятся возможными плавные и координированные движения ребенка.

Еще менее зрелым к моменту рождения является головной мозг. В нем полностью сформированы только 25% нейронов. Большинство нервных клеток практически не имеют коротких ветвящихся отростков – дендритов, за счет которых осуществляется связь клеток между собой. К 6 месяцам дендриты появляются уже у 66%, а к году – у 90-95% нейронов. За счет роста и разветвления отростков нервных клеток происходит увеличение коры головного мозга. В проекционных областях коры рост, в основном, завершается к 3, в ассоциативных – к 7 годам жизни.

Дети развиваются по-разному. У меня сын пошел осознанно почти в год и месяц. Сел сам в 8 месяцев. Ползать дед научил в 10 месяцев. Это не значит, что у него отклонения по здоровью. До года сделали ребенку 4 курса массажа.
Людмила СаввинаПользователь «Дети Mail.ru»

Дифференцировка нервных клеток начинается в первые месяцы после рождения ребенка. Двигательная зона коры головного мозга созревает раньше других отделов. Именно в ее клетках воспринимается и анализируется информация, идущая с периферии – от раздражений кожи и мышц. Именно в ней принимается решение о действии – о том или ином движении. Во втором полугодии жизни формируется система регуляции движений, в которую входит множество структур – от мотонейронов спинного мозга до ассоциативных зон коры головного мозга.

Мышцы ребенка словно «созревают» сверху вниз. Раньше всего малыш овладевает движениями мышц лица и шеи. Фиксация взгляда на неподвижном предмете и первая улыбка должны появиться к 1 месяцу. Примерно с того же возраста ребенок способен несколько секунд удерживать голову, с 2 месяцев может поворачивать ее и следить за движущимся предметом. Позже он осваивает управление мышцами верхних конечностей и туловища (с 3 месяцев поворачивается на бок, с 4-5 месяцев – со спины на живот, с 6 месяцев – с живота на спину, сам берет игрушку). В последнюю очередь становятся возможны управляемые движения нижними конечностями: с 7 месяцев малыш обычно начинает ползать, к 8 месяцам стоит у опоры, обучается самостоятельно присаживаться и ложиться, в 9-12 месяцев овладевает навыком ходьбы.

Приведенные сроки, безусловно, усреднены – кто-то овладевает двигательными навыками чуть раньше, кто-то – попозже. Многое зависит от состояния здоровья малыша, от пола ребенка (девочки обычно развиваются быстрее) и от занятий с ребенком (массаж и гимнастика благотворно сказываются на тонусе мышц).

В течение еще многих лет двигательные умения будут развиваться и совершенствоваться. Дифференцировка нервных клеток активно происходит до 6 лет, а полностью завершается только к 14 годам. Но, в любом случае, со второго полугодия жизни ребенок уже будет двигаться самостоятельно и осознанно.

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
6
Gulnara Islamgulova
В ответ на комментарий от Владимир
Владимир
Живём в Выборге.Внуку 4.5 года, но разговаривает буквами или первым слогом. У внучки, которой 2.5 года - ходит на цыпочках, также плохо говорит, у малыша полугодовалого пальцы на ножках сжаты, ...как убедить невестку и сына , что можно ещё помочь детям? И можно ли? Куда нужно обратиться? Посоветуйте, С благодарностью.Т.А
СсылкаПожаловаться
Доброго времени суток. Если ребенок ходит на цыпочках- то у него гипертонус. Обратитесь к педиатру или массажисту из детской поликлиники.
СсылкаПожаловаться
Ирина Панько(Яценюк)
Мой малыш сам пошёл в 9 месяцев,сел самостоятельно в 5 месяцев, а первые зубки появились в 3 месяца. Скороспелый.
СсылкаПожаловаться
юлия богорадова
Сжатые пальчики ног ...это тонус. У меня первый сын вообще на ножки не вставал. Нервопатолог выписал электрофарез с эуфелином. 10дней. На 9 день сын встал на ножки. Вообщем со всеми детьми к хорошему нервопатологу
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
390
мама кошкаСитуация в школе, как все разрешилось.
Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала  нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится ,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю ,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.
166
Ольга МорозоваОценка за четверть
Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...
117
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
103
Храбрая виолончелисткаУра, Алина-чемпионка!!!
Даже в самых смелых мечтах не могла представить такой пьедестал. На сегодня Этери Георгиевне нет равных в мире, все три девочки- её воспитанницы. Браво, Алиночка, ты первая из российских фигуристок собрала все значимые титулы, Большой шлем в ФК. Чемпионат России, Чемпионат Европы, Олимпийские игры, Финал Гран-при и, наконец, Чемпионат мира. Элизабет тоже вписала своё имя в историю. Первая казахстанская фигуристка, выигравшая медаль на ЧМ и первая фигуристка среди взрослых, исполнившая четверной сальхов. Женя, с возвращением. И , конечно, Сонечку с уверенным дебютом на ЧМ. Спасибо японским болельщикам за тёплый приём.
97
НаталияДекор стен в коридоре
Доброго дня всем!
Дано: не правильной формы коридор-узкий и длинный. Стены светлые. Сначала не заморачивалась, стены чистые, светлые и ну и ладно. Картинки примерила (не большие в коричневой рамочке, масло)-не понравилось. 
Накидайте идей для таких вот не стандартных помещений, может у кого-то такой же?
Фото попробую загрузить в комментарии.
84
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru