Неуклюжий ребенок

Дети с врожденной двигательной одаренностью есть в любом коллективе: цепкие, ловкие, верткие, они радуют родителей всё новыми достижениями, удивляют друзей и соседей, служат сверстникам примером для подражания . Такие дети всегда падают исключительно правильно сгруппировавшись, свернувшись шариком, как ежики, и прикрывая голову локтями. Однако, есть и совершенно другие дети: роняющие и разбивающие все, что попадает им в руки, натыкающиеся на углы там, где их в принципе не может быть, ноги и руки их, обычно, щедро украшены разноцветными синяками. Они ухитряются падать даже на ровном месте, запутавшись в собственных ногах.
Мама двух детей, инженер-химик
2300c9d5719609a789fe4ee2c28ced6b.jpg
Источник: Migration

Дети с врожденной двигательной одаренностью есть в любом коллективе: цепкие, ловкие, верткие, они радуют родителей всё новыми достижениями, удивляют друзей и соседей, служат сверстникам примером для подражания . Такие дети всегда падают исключительно правильно сгруппировавшись, свернувшись шариком, как ежики, и прикрывая голову локтями. Однако, есть и совершенно другие дети: роняющие и разбивающие все, что попадает им в руки, натыкающиеся на углы там, где их в принципе не может быть, ноги и руки их, обычно, щедро украшены разноцветными синяками. Они ухитряются падать даже на ровном месте, запутавшись в собственных ногах.

Причин неуклюжести может быть несколько.

1) Разнообразные ММД (минимальные мозговые дисфункции), могут возникать как следствие гипоксии плода, к примеру, и проявляются разнообразнейшими способами, в каждом из которых нужно разбираться отдельно и очень тщательно. Вот несколько примеров проявления ММД:

а) Гиперкинетический синдром. Ребенок с таким синдромом с трудом удерживает предметы в руках, часто роняет их, промахивается мимо цели, часто сильно бьется о мебель, стены и тп.
б) социальные проблемы с поведением как следствие ММД (например - агрессия, в т.ч. по отношению к предметам, игрушкам, товарищам по играм: если у ребенка не получается собрать паззл, конструктор или пирамидку, он их раскидывает, может сломать, злится и кричит, может ударить другого ребенка)
в) заторможенность реакции, медлительность: ребенок не успевает отреагировать на падающий предмет, запаздывает с реакцией на игры сверстников
г) функциональные нарушения, например, проблемы с глазомером, со зрением, дискоординация движений, нарушение сенсорной интеграции.

Что такое «сенсорная интеграция»?
Имеется в виду следующее: мозг ребенка не в состоянии соответствующим образом классифицировать множество различных впечатлений, воздействующих на его органы чувств. Малыш должен одновременно видеть катящийся мяч, слышать голос матери, улавливать запах, доносящийся из кухни, ощущать под ногами пушистый ковер, но вместе с тем воспринимать также собственное тело и сохранять равновесие.
Некоторые дети испытывают затруднения с переработкой такого количества информации. Им не удается отделять важное от ненужного, и в каждой новой ситуации они проявляют беспомощность и нерешительность
.

В любом случае, ребенка с такими признаками необходимо показать специалисту - нейропсихологу или неврологу.

2) Недоразвитый (в силу личных особенностей и возраста) вестибулярный аппарат.

У всех детей при рождении вестибулярный аппарат несовершенен: его развитие и тренировка, начинаясь в утробе матери, продолжается все младенчество, детство и даже юность. Мой личный опыт говорит, что младенцы, которых носили в слинге, имеют более "тренированный" вестибулярный аппарат, чем те, которых возили в коляске. Вообще для вестибулярного аппарата очень полезны укачивания на руках, подбрасывания в воздух, кручения-верчения ребенка взрослыми.

Полезны также качели, карусели, батуты, веревочные и обычные лестницы, канаты, мячи больших размеров, горки с различным углом наклона. Также хорошо тренирует вестибулярный аппарат обычное бревно или бордюр, или их импровизированный домашний аналог - веревка или доска, лежащие прямо на полу. У нас дома в качестве тренажера используется гладильная доска, лежащая одним концом на шведской лесенке, другим - на выступе шкафа.

Главный принцип: чем больше движения - тем лучше. Желательно начинать активные упражнения еще в младенчестве, когда мама сама делает упражнения с ребенком, а по мере взросления ребенок сам включится в игру, помогая и подсказывая маме, как ему больше нравится.

Кстати, все дети любят кружиться до падения с ног: оказывается, это очень полезное упражнение, останавливать ребенка не нужно, однако нужно следить, чтобы он не ударился при падении.

3) Недостаточные двигательные навыки как возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Дети часто бывают неловки и неуклюжи в силу недостаточности своего опыта. При этом в эту группу причин входит также и неумение группироваться, и отсутствие ощущения габаритов (своих собственных и окружающих предметов) и многое другое.

Тут действует тот же самый принцип: чем больше движений, тем быстрее ребенок будет приобретать необходимые ему двигательные навыки. Чтобы научиться не падать - нужно упасть несчетное количество раз. Чтобы научиться держать равновесие - нужно постоянно оказываться в ситуациях, когда оно... теряется. Чтобы научиться правильно оценивать расстояние до предмета - нужно множество раз мимо него "промахнуться". А мамам придется научиться относиться к этому философски, не забывая утешать ребенка в нужные моменты.

4) Повышенное любопытство и непоседливость, помноженные на излишнюю самоуверенность (то есть индивидуальные особенности темперамента).

Ребенок, тихо сидящий в уголке с книжкой, не будет подвержен лишним травмам и повреждениям, это известный факт. Альтернативный вариант - усадить чадо перед телевизором и радоваться, что у него целы коленки, локти и голова. Но рано или поздно ребенок все равно выйдет из-под колпака и окажется ... неподготовленным к окружающему его миру. Излишне охраняя неуклюжую деточку от падений, ушибов, не допуская того, чтобы ребенок оказывался в сложных для него пространственных ситуациях, мамы оказывают ему плохую услугу. В такой ситуации наоборот, чем больше сложных ситуаций ребенку предлагается - тем быстрее он преодолеет свою неловкость, и тем проще ему будет в дальнейшем в детском (а потом и в подростковом) коллективе. Конечно же, надо соизмерять сложность ситуации и уровень двигательных навыков ребенка, но очень важно не превращаться при этом в квохчущую наседку.