Нападения в школах: не нужно геройствовать

Почему подростки приносят в школу оружие? Что делать учителям и школьникам, которые подверглись нападению или оказались рядом с местом ЧП? И как поступают в аналогичных ситуациях педагоги и дети в США?
Гид по материнству и детству
lori-0023433501-bigwww
Источник: Syda Productions / Фотобанк Лори

15 января в школе No127 в Перми произошла драка на ножах между исключенным учеником и старшеклассником, которую пытались предотвратить педагоги и школьники. В результате пострадали 15 человек.

5 сентября 2017 года в школе No 1 в подмосковной Ивантеевке 15-летний ученик девятого класса напал на учительницу информатики. Пострадал не только преподаватель, но и трое учеников, которые во время паники стали выпрыгивать из окон и получили переломы.

3 февраля 2014 года десятиклассник Сергей Гордеев застрелил учителя географии, захватил в заложники своих одноклассников, а затем убил сотрудника охраны.

Почему это происходит?

Психолог: «Агрессивное поведение — показатель проблем в семье»

Рассказывает Гелена Иванова, психоаналитический психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс»:

«Агрессия во внешнюю среду – это у подростков показатель психопатологии развития, когда агрессивные фантазии становятся ужасающей реальностью. Находясь в определенном психологическом состоянии, они не в состоянии ни остановиться, ни осознать возможные последствия.

И такое поведение – это показатель проблем в семье. Каждый раз, когда я с большим сожалением читаю такие новости, вспоминаю трагедию в американской школе Коламбайн в 1999 году. Тогда двое подростков – Эрик Харрис и Дилан Клиболд – устроили стрельбу в школе. В течение часа они застрелили 13 человек и ранили 24.

Эти подростки были предоставлены сами себе, их родители были заняты своей личной жизнью или карьерой. Никто не интересовался их чувствами, их переживаниями, их успехами и неудачами. Их объектный мир - «неживой», поэтому они были так увлечены оружием и другими подобными атрибутами ненависти и агрессии.

Что касается трагедии в Перми, тут можно задавать сколько угодно вопросов о том, «почему не доглядели». Но выход возможен только один – раннее вмешательство в ситуацию (не на пустом же месте все происходит) и профилактическая работа с подростком и его семьей – как только появляются первые поведенческие проблемы.

Нужен системный подход, иначе то здесь, то там такие трагедии будут повторяться. И начинаться система должна с психологов в школе, которые бы совместно с социальными службами работали с детьми и подростками из неблагополучных семей или с теми, кто уже совершил асоциальный поступок. Именно – работали, а не просто ставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Но такие специалисты у нас сегодня отсутствуют.

Детям, ставшим свидетелями или пострадавшими от такого ЧП, необходима психологическая помощь. У них возможны ночные кошмары и фобии, например, страх выйти на улицу. Это серьезная травматизация для психики.

Пострадала вся школа, так что помощь нужна всем учащимся, например, в виде групповой терапии для каждого класса. Родителям важно понимать, что пары консультаций психолога кому-то может не хватить. Некоторым из пострадавших может понадобиться помощь специалиста на протяжении года».

Специалист группы антитеррора: «Пытаться предотвратить жертвы — задача учителя»

Как вести себя в случае нападения школьникам и учителю? Объясняет Игорь Шевчук, член президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», ветеран группы антитеррора «Альфа»:

«Стандартные инструкции в стрессовой ситуации работать не будут. Человек в момент такого стресса действует интуитивно. Кто-то впадает в ступор, кто-то истошно кричит. Тут можно говорить о подготовке учителей к подобным ЧП с помощью специальных тренингов с погружением. Это может сработать.

Я совершенно точно уверен, что учитель должен оттягивать внимание на себя. Именно школа несет ответственность за ребенка. Поэтому вступать в диалог и пытаться предотвратить жертвы – задача учителя.

Что может сделать ребенок, оказавшийся свидетелем нападения? Попытаться предупредить взрослых (директора, родителей). Предположим, ребенок во время нападения был в туалете, услышал стрельбу. Если у него есть возможность, лучше набирать номера родителей и полиции. Если нет – бежать к директору, завучу. Но не к охраннику. Как правило, это мало подготовленные люди, зачастую пожилые».

Специалист по психологии терроризма: «Детям лучше сидеть за партой»

«Поведение учителя и класса зависит от конкретной ситуации. К примеру, есть истероидный тип людей (я о нападающем), такому не важно, что вы будете ему говорить. Поэтому первым делом – оцениваем ситуацию, чтобы понять, что вообще хочет нападающий.

lori-0001446269-bigwww
Источник: Вячеслав Палес / Фотобанк Лори

Пытаемся, не привлекая внимания, вызвать полицию. Учитель должен говорить спокойно, пытаться отвлечь нападающего, сбить его с толку, тянуть время.

Дети, скорее всего, будут в ступоре. Но, совершенно точно, им не нужно выбегать, кричать, привлекать внимания, геройствовать. Им лучше сидеть за партой. А если нападающий не смотрит, попытаться вызвать полицию.

Если ребенок в момент нападения вышел, ему лучше не сидеть в туалете или под лестницей, а незаметно убежать к взрослым, предупредить», – считает Игорь Карпов, психолог, специалист по психологии терроризма.

Опыт американских школьников: что такое ALICE?

Многочисленные случаи стрельбы в учебных заведениях США заставили выработать правила поведения для учеников, снижающие шансы на неблагоприятный для них исход.

Сейчас министерство образования США рекомендует руководствам школ придерживаться протокола ALICE, разработанного бывшим офицером полиции Грегом Крэйном и его женой, бывшим директором школы Лизой Крэйн после трагического инцидента в школе Коламбайн в 1999 году. Тогда двое подростков – Эрик Харрис и Дилан Клиболд – устроили стрельбу в школе. В течение часа они застрелили 13 человек и ранили 24, а затем покончили с собой.

ALICE представляет собой аббревиатуру английских слов, в которых заключена суть и последовательность предлагаемых действий школьной администрации и преподавателей в чрезвычайной ситуации – Alert (объявление тревоги), Lockdown (блокирование входов-выходов), Inform (информирование учащихся), Counter (противодействие нападающим) и Evacuate (эвакуация школьников).

В большинстве американских школ регулярно проводятся так называемые «дни безопасности» – тренинги для учеников всех классов, от мала до велика, чтобы в случае тревоги избежать паники и тем самым увеличить шансы на спасение.

Протокол ALICE постоянно совершенствуется с учетом все новых эпизодов стрельбы в школах, кроме того в разных штатах в него постоянно добавляют что-то свое. В общих чертах правила поведения учащихся при нападении на школу сводятся к следующему:

— полностью и беспрекословно слушаться команд учителя, если он скажет вылезать в окно – так и поступать;

— вести себя очень и очень тихо;

— стараться затаиться в безопасном месте, причем, если дело происходит в классе, лучше прятаться возле стены, в которой прорублена дверь, чтобы ворвавшийся в помещение преступник не сразу вас заметил;

дверь в класс необходимо попробовать максимально плотно заблокировать, для этого можно даже сделать баррикаду из столов и стульев;

— если преступник все же ворвался в класс и шансы на спасение падают, допускается нестандартное поведение – можно швырять в него любые предметы, или начать хаотично бегать и кричать, что может его отвлечь.

Однако по-прежнему купить огнестрельное оружие в США можно даже через интернет. Так что с американскими школьниками проводят антистрелковые учения (по аналогии с противопожарными), где теоретические навыки закрепляют на практике.

Кроме того, в скором времени американских педагогов будут обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях с помощью специального видеосимулятора стрельбы в школе под названием EDGE. Его разработку планируют завершить весной 2018 года. Американские власти уверяют, что этот симулятор никогда не попадет в открытый доступ, ведь на нем можно будет «играть» как за учителя и правоохранителя, так и за стрелка.