Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Нападения в школах: не нужно геройствовать

Почему подростки приносят в школу оружие? Что делать учителям и школьникам, которые подверглись нападению или оказались рядом с местом ЧП? И как поступают в аналогичных ситуациях педагоги и дети в США?


Syda Productions / Фотобанк Лори

15 января в школе №127 в Перми произошла драка на ножах между исключенным учеником и старшеклассником, которую пытались предотвратить педагоги и школьники. В результате пострадали 15 человек.

5 сентября 2017 года в школе № 1 в подмосковной Ивантеевке 15-летний ученик девятого класса напал на учительницу информатики. Пострадал не только преподаватель, но и трое учеников, которые во время паники стали выпрыгивать из окон и получили переломы. 

3 февраля 2014 года десятиклассник Сергей Гордеев застрелил учителя географии, захватил в заложники своих одноклассников, а затем убил сотрудника охраны.

Почему это происходит?

Психолог: «Агрессивное поведение — показатель проблем в семье» 

Рассказывает Гелена Иванова, психоаналитический психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс»:

«Агрессия во внешнюю среду – это у подростков показатель психопатологии развития, когда агрессивные фантазии становятся ужасающей реальностью. Находясь в определенном психологическом состоянии, они не в состоянии ни остановиться, ни осознать возможные последствия.

И такое поведение – это показатель проблем в семье. Каждый раз, когда я с большим сожалением читаю такие новости, вспоминаю трагедию в американской школе Коламбайн в 1999 году. Тогда двое подростков – Эрик Харрис и Дилан Клиболд – устроили стрельбу в школе. В течение часа они застрелили 13 человек и ранили 24.

Эти подростки были предоставлены сами себе, их родители были заняты своей личной жизнью или карьерой. Никто не интересовался их чувствами, их переживаниями, их успехами и неудачами. Их объектный мир - «неживой», поэтому они были так увлечены оружием и другими подобными атрибутами ненависти и агрессии.

Что касается трагедии в Перми, тут можно задавать сколько угодно вопросов о том, «почему не доглядели». Но выход возможен только один – раннее вмешательство в ситуацию (не на пустом же месте все происходит) и профилактическая работа с подростком и его семьей – как только появляются первые поведенческие проблемы.

Нужен системный подход, иначе то здесь, то там такие трагедии будут повторяться. И начинаться система должна с психологов в школе, которые бы совместно с социальными службами работали с детьми и подростками из неблагополучных семей или с теми, кто уже совершил асоциальный поступок. Именно – работали, а не просто ставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Но такие специалисты у нас сегодня отсутствуют.

Детям, ставшим свидетелями или пострадавшими от такого ЧП, необходима психологическая помощь. У них возможны ночные кошмары и фобии, например, страх выйти на улицу. Это серьезная травматизация для психики.

Пострадала вся школа, так что помощь нужна всем учащимся, например, в виде групповой терапии для каждого класса. Родителям важно понимать, что пары консультаций психолога кому-то может не хватить. Некоторым из пострадавших может понадобиться помощь специалиста на протяжении года».

Специалист группы антитеррора: «Пытаться предотвратить жертвы — задача учителя»

Как вести себя в случае нападения школьникам и учителю? Объясняет Игорь Шевчук, член президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», ветеран группы антитеррора «Альфа»:

«Стандартные инструкции в стрессовой ситуации работать не будут. Человек в момент такого стресса действует интуитивно. Кто-то впадает в ступор, кто-то истошно кричит. Тут можно говорить о подготовке учителей к подобным ЧП с помощью специальных тренингов с погружением. Это может сработать.

Я совершенно точно уверен, что учитель должен оттягивать внимание на себя. Именно школа несет ответственность за ребенка. Поэтому вступать в диалог и пытаться предотвратить жертвы – задача учителя.

Что может сделать ребенок, оказавшийся свидетелем нападения? Попытаться предупредить взрослых (директора, родителей). Предположим, ребенок во время нападения был в туалете, услышал стрельбу. Если у него есть возможность, лучше набирать номера родителей и полиции. Если нет – бежать к директору, завучу. Но не к охраннику. Как правило, это мало подготовленные люди, зачастую пожилые».

Специалист по психологии терроризма: «Детям лучше сидеть за партой»

«Поведение учителя и класса зависит от конкретной ситуации. К примеру, есть истероидный тип людей (я о нападающем), такому не важно, что вы будете ему говорить. Поэтому первым делом – оцениваем ситуацию, чтобы понять, что вообще хочет нападающий.

Вячеслав Палес / Фотобанк Лори

Пытаемся, не привлекая внимания, вызвать полицию. Учитель должен говорить спокойно, пытаться отвлечь нападающего, сбить его с толку, тянуть время.

Дети, скорее всего, будут в ступоре. Но, совершенно точно, им не нужно выбегать, кричать, привлекать внимания, геройствовать. Им лучше сидеть за партой. А если нападающий не смотрит, попытаться вызвать полицию.

Если ребенок в момент нападения вышел, ему лучше не сидеть в туалете или под лестницей, а незаметно убежать к взрослым, предупредить», – считает Игорь Карпов, психолог, специалист по психологии терроризма.

Опыт американских школьников: что такое ALICE?

Многочисленные случаи стрельбы в учебных заведениях США заставили выработать правила поведения для учеников, снижающие шансы на неблагоприятный для них исход.

Сейчас министерство образования США рекомендует руководствам школ придерживаться протокола ALICE, разработанного бывшим офицером полиции Грегом Крэйном и его женой, бывшим директором школы Лизой Крэйн после трагического инцидента в школе Коламбайн в 1999 году. Тогда двое подростков – Эрик Харрис и Дилан Клиболд – устроили стрельбу в школе. В течение часа они застрелили 13 человек и ранили 24, а затем покончили с собой.

ALICE представляет собой аббревиатуру английских слов, в которых заключена суть и последовательность предлагаемых действий школьной администрации и преподавателей в чрезвычайной ситуации – Alert (объявление тревоги), Lockdown (блокирование входов-выходов), Inform (информирование учащихся), Counter (противодействие нападающим) и Evacuate (эвакуация школьников).

В большинстве американских школ регулярно проводятся так называемые «дни безопасности» – тренинги для учеников всех классов, от мала до велика, чтобы в случае тревоги избежать паники и тем самым увеличить шансы на спасение.

Протокол ALICE постоянно совершенствуется с учетом все новых эпизодов стрельбы в школах, кроме того в разных штатах в него постоянно добавляют что-то свое. В общих чертах правила поведения учащихся при нападении на школу сводятся к следующему:

— полностью и беспрекословно слушаться команд учителя, если он скажет вылезать в окно – так и поступать;

— вести себя очень и очень тихо;

— стараться затаиться в безопасном месте, причем, если дело происходит в классе, лучше прятаться возле стены, в которой прорублена дверь, чтобы ворвавшийся в помещение преступник не сразу вас заметил;

дверь в класс необходимо попробовать максимально плотно заблокировать, для этого можно даже сделать баррикаду из столов и стульев;

— если преступник все же ворвался в класс и шансы на спасение падают, допускается нестандартное поведение – можно швырять в него любые предметы, или начать хаотично бегать и кричать, что может его отвлечь.

Однако по-прежнему купить огнестрельное оружие в США можно даже через интернет. Так что с американскими школьниками проводят антистрелковые учения (по аналогии с противопожарными), где теоретические навыки закрепляют на практике. 

Кроме того, в скором времени американских педагогов будут обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях с помощью специального видеосимулятора стрельбы в школе под названием EDGE. Его разработку планируют завершить весной 2018 года. Американские власти уверяют, что этот симулятор никогда не попадет в открытый доступ, ведь на нем можно будет «играть» как за учителя и правоохранителя, так и за стрелка.

Читайте также: Ребенка избили в школе: что делать?

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
41
Ирина Варфоломеева
Учитель виноват во всем. "Как писал портал iz.ru, курсанты Ульяновского института гражданской авиации (УИГА) ранее выложили в сеть видеоролик-пародию на клип диджея Бенни Бенасси Satisfaction.
Росавиация назвала этот поступок безобразным и пригрозила студентам отчислением. Однако прокуратура не нашла в их действиях нарушений законодательства и постановила привлечь к ответственности педагогов «в связи с ненадлежащей организацией воспитательного процесса».
СсылкаПожаловаться
Elena Dalla
Трудно винить детей, учителей, родителей, силовиков в том, что вообще сейчас происходит в мире. Откуда идёт агрессия? Это побочный эффект развития информационных технологий, начиная от экспресс информирования населения в СМИ горячими новостями и заканчивая играми и фильмами, которые уже просто стёрли границу между фантазией и реальностью. Психика человека очень уязвима, и она просто не успевает эволюционировать до такого уровня, чтобы выстроить механизм защиты человека от перегрузки вредным контентом. И если взрослый человек ещё способен переключаться на деятельность, которая успокаивает психику, то современные подростки, с головой погружённые в информационную среду ( в частности социальные сети), не в состоянии этого сделать, в силу полной зависимости от информационного поля, которая сродни наркотической.
СсылкаПожаловаться
алина молодцова
и опять учитель должен ...а полиция и семья ничего не должны?в интернете всякие АУЕ создают,чтож их не запрещают-то? учитель умри за чужих детей.при этом учитель даже не имеет страховки как военный.в случае гибели в такой ситуации и компенсации семье своей.как военный или полицейский
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Марина МЧасть квартиры дочери

У моей тёти две дочери. И квартира от государства в своё время была приватизирована на четверых. Старшая дочь выросла, вышла замуж родила ребёнка, и всё у них было хорошо, пока она не получила права... Девушке понадобилась машина, и с ребёнком удобнее и для работы пригодится. Она просила денег у родителей, но у них возможности помочь не было. И тогда она продала свою часть квартиры постороннему человеку...  Теперь мать взяла ипотеку и выкупает эту часть у владельцев...С дочерью не общается. А у той уже второй ребёнок, и она искренне хочет наладить отношения))) И искренне не понимает почему мать и сестра так категорически этого не хотят.

266
Божья КоровкаФильм "Девчата". Что осталось за кадром...

Всем доброго времен суток.

Сегодня я хочу рассказать вам об одном из моих любимейших фильмов «Девчата». 

Снимался он в 1961 году. Это было удивительное время - начало новой эпохи. Комсомольские путевки, стройотряды, трудовые подвиги – вот романтика тех дней. Махнуть куда-то на край света, жить в молодежном поселке среди таких же - увлеченных своим делом людей. И не страшны ни суровый климат, ни отсутствие бытовых условий. 

В один из таких молодежных поселков и приехала работать Тося Кислицына – главная героиня фильма «Девчата», вчерашняя студентка кулинарного училища, отличница, у которой по щам всегда были только пятерки.


Приятного чтения!!!

Прошлая тема была посвящена фильму "Карнавальная ночь"

233
Саломея Вы ещё пылесосите?

Мы - да :( Может я что-то пропустила? Каково последнее слово технического прогресса в этой сфере?
Робот не особо привлекает, у нас лестница, двери, ковёр ещё, да и не верю я, что он особо эффективен под мебелью и в углах.

В моих фантазиях я представляю волшебные фильтры-панели, которые собирают/уничтожают пыль и вентилируют помещение. Может кто в теме: как далеки мы от этого? :)

185
ЕвдокияДворянские имена. И не только…

На протяжении долгих веков аристократы отличались от простолюдинов практически всем: одеждой, манерой поведения. После петровских реформ эти различия увеличились, а при Елизавете Петровне русские дворяне даже заговорили по-французски.
 
Соответствующее имя было ещё одним способом продемонстрировать своё высокое положение в обществе. Имя без всяких титулов свидетельствовало о дворянском происхождении человека.
 
Какие имена были под негласным запретом у русских дворян? Как не называли своих детей крестьяне?

163
MimiЧто это?

Вот, если человек, который очень сильно болен, даже неизвестно чем, а детям все ровно, они особо не беспокоятся и считают, что мама претворяемая (дети после того как обзавелись семьей с матерью общаются редко, хоть она и очень сильно их любит), то это что? Так воспитаны дети или судьба?

152
Екатерина ИльинаВариант ужина на скорую руку

Рецепт для тех, у кого семья благосклонно относится к азиатской кухне. Естественно, это лишь вариация адаптации, но зато быстро и довольно бюджетно. А ещё продукты дл этого блюда можно найти в ближайшем магните (не является рекламой, просто этот магазин у меня по пути с работы домой единственный :) )
Берем филе курицы, или "чахохбили", в общем, что найдется, главное, чтобы мелко резалось, режем, как вы уже догадались, мелко, примерно с ноготь большого пальца, обжариваем в воке или просто глубокой сковородке, режем морковь толстыми кружочками, добавляем ещё какие-нибудь овощи (перец, кабачок, баклажан) или (замороженные): стручковую фасоль, какое-нибудь соте, летние овощи - что найдете. К обжаренной курице добавляем овощи и добавляем соус терияки. Сегодня у меня курица, морковь и стручковая фасоль, а соус терияки "анклбенс" в маленькой баночке, 210 гр., его я развела 1:1 водой. В соусе мясо с овощами тушится примерно 5-7 минут. Отдельно отвариваем макароны или рис. Дальше, опять-таки, по желанию, можно смешать гарнир, можно подавать всё по отдельности. Я смешиваю, поэтому и развожу соус, чтобы было побольше подливки.У меня ушло: 350 гр. филе, 200 гр. замороженной стручковой фасоли, 3 больших моркови, пачка макарон 450 гр., баночка соуса 210 гр.
Надеюсь, хватит на ужин сегодня, обед и  ужин завтра.

103
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети