«Дать ему проораться»: почему это плохой способ научить младенца спать

Рассказываем, какие способы уложить ребенка спать рекомендует современная наука.
Мама троих детей. Всю жизнь работаю с самыми разными текстами.
Источник: Pexels

Для большинства из нас стать родителями — это как внезапно очутиться в странном новом мире, где рулят какие-то крошечные человекообразные существа, общающиеся с нами с помощью загадочных криков и выделения разноцветных субстанций. И самое ценное и редкое в этом удивительном новом мире – это сон.

На всем протяжении человеческой истории детей растили в огромных семьях, полных тетушек, дядюшек, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Еще один младенец, оказавшийся в этой куче-мале, что называется, погоды не делал. Всегда находился кто-то, кто мог его укачать, поносить на ручках и так далее. Но в наши дни большинство мам и пап оказываются с этим младенцем один на один, и забота о нем становится их круглосуточной задачей.

Поэтому в какой-то момент родители начинают молиться, чтобы малыш наконец заснул хотя бы на несколько часов, чтобы они тоже смогли перевести дух. Но младенец упорно отказывается засыпать, а если такое и происходит, то он просыпается с плачем каждые полчаса, а то и чаще. О том, чтобы он мог спокойно самостоятельно заснуть и крепко проспать всю ночь, уже и мечтать не приходится.

В итоге многие измученные родители, просто из чувства самосохранения, обращаются к такой достаточно популярной, хотя и очень неоднозначной практике, которую называют емким словосочетанием «дайте ему проораться» (метод Фербера).

Этот суровый метод, требующий от родителей очень крепких нервов и недюжинной целеустремленности, предполагает следующее: вы просто кладете малыша в кроватку, говорите ему, что пора спать, спокойной ночи, выключаете свет, уходите из детской, закрыв за собой дверь, и возвращаетесь туда только утром.

С высокой степенью вероятности в течение нескольких часов вы сидите и слушаете, как младенец непрерывно орет, пока не устанет и не заснет. Некоторые вариации метода предполагают, что к нему можно время от времени заходить, снова твердо сообщать о необходимости заснуть, и снова закрывать за собой дверь. Считается, что со временем у ребенка включатся некие внутренние механизмы, он научится самостоятельно засыпать без ора и спать всю ночь.

Кто-то из родителей молится на метод Фербера и говорит, что без него они бы уже сошли с ума, но произошло чудо, и ребенок таки научился сам засыпать. Кто-то считает, что оставлять малыша плакать в темноте и одиночестве – бесчеловечно, жестоко и может плохо сказаться на его психике, не говоря уже о том, что сидеть и слушать, как он плачет и вовсе невыносимо. А что же говорит об этом наука?

Сайт NPR.org попробовал отделить правду от вымысла, поговорить со специалистами и предоставить родителям научно доказанные факты, от которых они смогут отталкиваться, принимая решение о том, что им делать с младенческим сном.

Миф No1: Метод «дать проораться» – безальтернативный вариант обучения ребенка самостоятельному засыпанию.

Факт: Специалисты уже разработали гораздо более мягкие подходы к обучению ребенка сну, которые, не травмируя его, действительно помогают.

adorable-baby-blanket-2168843
Источник: pexels.com/CC 0

В родительских блогах и книжках по воспитанию обычно путают метод Фербера и понятие «обучение сну», говорит Джоди Минделл, психолог из Детской больницы Филадельфии, которая за последние 20 лет помогла начать высыпаться по ночам тысячам малышей и их родителям. Но на самом деле практика «дать младенцу проораться» и обучение сну не имеют между собой ничего общего, подчеркивает Минделл. С точки зрения современной науки такой жесткий подход к воспитанию детей давно устарел и категорически не рекомендуется.

В сегодняшней научной литературе под термином «обучение сну» скрывается целый спектр подходов, помогающих ребенку научиться самостоятельно засыпать. Например, одна из методик начинается с того, что малыша кладут в кроватку или в люльку, которая находится в непосредственной близости от родительской кровати, и мама с папой спят рядом с ним.

Другой способ предусматривает, что родитель кладет младенца в кроватку, а затем успокаивает его, поглаживая или похлопывая по спинке, пока тот не прекратит плакать. Потом родитель на цыпочках покидает комнату. Если малыш опять начинает плакать, нужно не сразу бежать к нему, а выждать некоторое время, прежде чем снова начинать процедуру успокаивания. Постепенно ребенок привыкает к тому, что он лежит один в кроватке, и начинает засыпать.

Одно из исследований показало, что, благодаря таким мягким практикам приучения ребенка к самостоятельному засыпанию, число родителей, жалующихся на проблемы со сном, за пять месяцев сократилось примерно на 30%.

Миф No2: Существует какое-то «правильное» количество времени, в течение которого ребенку нужно давать плакать во время обучения сну.

Факт: Никакой уникальной формулы, подходящей для каждого родителя и каждого ребенка, просто не существует.

Нет такого волшебного количества минут, которые обязательно нужно ждать, прежде чем вернуться к плачущему малышу. Это зависит исключительно от вашего внутреннего ощущения, насколько вам комфортно слушать детский плач, и в какой момент ваше терпение заканчивается. «Не имеет никакого значения, будете вы возвращаться каждые 30 секунд или каждые пять минут», – объяснила Минделл. «Возможно, если это ваш первенец, вы выдержите всего 20 секунд или даже меньше. А если это уже третий ребенок, то и десять минут плача вам не покажется чересчур», – пошутила она.

На сегодняшний день нет научных данных, которые бы показывали, что проверять ребенка через каждые три минуты более эффективно, чем чаще или реже. Исследовались методики в отдельности, но сравнения эффективности этих методик пока сделано не было. Поэтому сказать, что один какой-то подход работает лучше других, особенно для каждого ребенка, нельзя, говорит Минделл.

Вместо того, чтобы следовать какой-то жесткой формуле, родителям лучше сфокусироваться на ожидании «магического момента», как это называет Минделл — то есть момента, когда малыш вдруг заснул один в кроватке. Одним детям помогают достичь этого момента частые возвращения родителей в комнату и поглаживания спинки, а другим это, наоборот, мешает — к ним лучше заходить пореже. «Просто отталкивайтесь от особенностей именно вашего ребенка, от того, что лучше работает у вас, в вашей семье», – пояснила Минделл.

adorable-baby-care-1581281
Источник: pexels.com/CC 0

Миф No3: Если ребенок продолжает непрерывно орать, никакого приучения к самостоятельному сну не происходит.

Факт: Мягкие подходы к обучению сну дают эффект, но не сразу. А иногда не работает ничего.

Как показывают результаты исследований, все виды мягких практик обучения самостоятельному засыпанию в итоге помогают большинству младенцев и их родителей побольше спать, но эффекта можно ждать несколько месяцев. Как рассказала Минделл, еще в 2006 году она проанализировала результаты 52 исследований, посвященных различным методам обучения детей сну, и в 49 из них эти методы, по отзывам родителей, смогли снизить количество времени, которое требуется на укладывание ребенка спать, и количество эпизодов, когда он просыпается по ночам.

При этом существует распространенное мнение о том, что метод «дать проораться» — самый быстрый и радикальный способ научить ребенка спать. Но никакого научного подтверждения этой гипотезы нет, говорит Минделл. Все зависит от конкретного родителя и конкретного ребенка.

Как это ни печально, практики обучения самостоятельному сну не работают у примерно 20% младенцев. «Ваш ребенок может быть по разным причинам пока не готов к такому. Может быть, он слишком маленький, или он тяжело переживает разлуку с мамой, или у него какие-то медицинские проблемы, например рефлюкс», – объяснила Минделл.

Миф No4: Если мой ребенок научился сам засыпать, он теперь всегда будет беспробудно спать каждую ночь.

Факт: Это утопия.

Не ждите чуда от любого из методов обучения сну, особенно когда речь идет о долговременных результатах.

Если после применения какой-то из методик у вас будут любые улучшения, это уже хорошо, но гарантий, что теперь вы полностью решили проблему засыпания и тишины по ночам, вам никто не даст.

Ведь младенцы – не роботы, и для них очень характерно вдруг разучиться делать то, что вроде уже получалось. Даже сторонников метода Фербера предупреждают, что дети все равно будут время от времени плакать среди ночи, а спустя несколько месяцев им, возможно, потребуется повторный тренинг. Так что, будьте готовы к тому, что со временем ребенок может разучиться сам засыпать, или начать опять без конца просыпаться ночью, или и то, и другое, и все придется начинать сначала.

Миф No5: Если я буду (или не буду) приучать ребенка к самостоятельному засыпанию, это может в будущем ему как-то повредить.

Факт: Никаких данных о долговременных негативных последствиях любого из вариантов родительского выбора нет.

Результаты научных исследований не дают оснований ни для родительских страхов по поводу отрицательных последствий обучения сну, ни для страхов о столь же ужасных последствиях отсутствия этого обучения, говорит Харриэт Хискок, педиатр из Королевской детской больницы в Мельбурне, Австралия. Хискок принимала участие в самых качественных исследованиях, проводившихся по этой теме.

baby-child-cute-1557255
Источник: pexels.com/CC 0

В частности, Хискок возглавляла работу по проведению рандомизированного контролируемого исследования (золотого стандарта медицинской науки) с участием более чем 200 семей. В блогах и книжках по воспитанию часто приводятся результаты этого исследования в качестве доказательства того, что метод «дать проораться» не приносит детям вреда. Однако, в ходе этого исследования на самом деле не тестировался этот метод. Педиатры и другие специалисты проверяли долговременный эффект двух других, гораздо более мягких методов обучения самостоятельному засыпанию, когда детей не оставляют одних за закрытой дверью. Часть родителей младенцев применяла эти методы, а часть – нет.

Спустя пять лет, когда детям в семьях было уже по шесть лет, Хискок и ее коллеги снова вернулись, чтобы проверить, оказало ли обучение сну какое-либо негативное влияние на эмоциональное здоровье детей или их отношения с родителями. Исследователи также оценили уровень стресса у детей и их привычки, связанные со сном.

В результате Хискок и ее коллеги не смогли найти никаких отличий между детьми, которых тренировали в младенчестве самостоятельно спать, и которых ничему такому не учили.

Наличие или отсутствие такого тренинга никак не сказалось на поведении детей, качестве и количестве их сна, а также на их отношениях с родителями.

Другими словами, к шестилетнему возрасту уже не имеет никакого значения, что именно происходило со сном ребенка в младенчестве. Поэтому не нужно давить на родителей, чтобы они что-то делали или не делали, если их малыш плохо спит ночью или не умеет сам засыпать. «Я думаю, что это действительно важно – не заставлять родителей испытывать вину за то, какой выбор они сделали, – говорит Хискок. – Нужно просто доводить до их сведения научные данные на этот счет, а дальше уже пусть они сами думают и решают».

Читайте также: