Массаж и гимнастика ребенка 3-6 месяцев

Комплексы  гимнастических упражнений и массажные движения, используемые матерью при проведении простейшего тактильного массажа грудному ребенку, должны основываться на физиологических возможностях детского организма. Внимательно наблюдая за ребенком, можно своевременно видоизменять и усложнять  движения и массаж.
Врач-педиатр
lori-0001886066-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Примерно в 3 месяца исчезает повышенный тонус рук малыша и становится возможным выполнение упражнений для верхних конечностей. Лежа на животе, ребенок хорошо держит голову, приподнимая ее и верхнюю часть плечевого пояса: значит, можно выполнять упражнения в положении на весу и на животе. Как только у малыша появляются попытки повернуться на бочок, в гимнастический комплекс вводится поворот со спины на живот.

Целью физических упражнений и массажа является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей, воспитание навыков изменения положения тела.

Кроме уже привычного ребенку поглаживания при массаже детей 3-6 месяцев рекомендуют использовать растирание, разминание, «поколачивание». Это движения, связанные с более сильным давлением пальцев взрослого. Они воздействуют не только на кожу и подкожную клетчатку, но и на мышцы, сухожилия, суставы.

Растирание, разминание и поколачивание выполняют подушечками слегка согнутых пальцев.

Представьте, что вы втираете в кожу крем – так выполняется растирание. Движения при этом могут быть как линейными (в одну сторону, от периферии тела к центру), так и круговыми.

Разминание делается обычно большим и указательным пальцами, между которыми помещается разминаемый участок. Движения подушечек пальцев при этом круговые.

«Поколачивание» сначала выполняется одним пальцем, потом – двумя-тремя. Часто это движение называют «пальцевым душем». Оно активно используется при вибрационном массаже.

Комплекс упражнений для детей 3-4 месяцев включает:

• массаж рук (поглаживание);
• отведение рук в стороны и скрещивание их на груди;
• массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);
• поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку;
• массаж спины (поглаживание, растирание, разминание);
• положение «пловца»: приподнимание лежащего на животе ребенка на правой руке взрослого и пассивное разгибание второй рукой его ножек, как при плавании. Малыш при этом отклоняет голову назад;
• массаж живота (поглаживание);
• массаж стоп;
• рефлекторные сгибания и разгибания стоп;
• поворот со спины на живот влево при поддержке за руку;
• вибрационный массаж грудной клетки.

После 4 месяцев исчезает физиологический гипертонус мышц ног, и в гимнастический комплекс вводятся пассивные упражнения для нижних конечностей. К этому возрасту уже достаточно укрепляются передние шейные мышцы и при занятиях с малышом появляется «парение» на весу. Как только появляются попытки сесть, вводится упражнение по приподниманию туловища из положения лежа на спине.

Комплекс упражнений и массажа для детей 4-6 месяцев включает:

• скрещивание рук на груди;
• массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);
• «скользящие шаги» (пассивные движения ногами типа «велосипед»);
• поворот со спины на живот вправо при поддержке за ноги;
• массаж спины (поглаживание, растирание, разминание; возможно похлопывание собранной «в горстку» ладонью; при этом надо щадить область почек);
• «парение» на руке взрослого в положении на животе;
• массаж живота (поглаживание);
• «парение» на руке взрослого в положении на спине;
• поочередное сгибание и разгибание рук («бокс»);
• сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;
• приподнимание туловища из положения лежа на спине при поддержке за отведенные в стороны руки;
• поворот со спины на живот влево при поддержке за ноги;
• вибрационный массаж грудной клетки.

Как и для детей более младшего возраста, занятия проводятся примерно в одно время с сытым и здоровым ребенком, раздетым догола. Температура воздуха в комнате не должна быть ниже 21 градуса. Для создания положительного эмоционального тонуса рекомендуют разговаривать с малышом, петь ему песенки, произносить речевки или считать при выполнении упражнений, воспитывая чувство ритма. При выполнении движений руками ребенок должен держаться за указательные пальцы взрослого.