Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Кто такие «керлинг-дети» и на что похожи школы в Дании

«Увидев, как учат в самых обычных датских учебных заведениях, я больше не могу воспринимать школы, как прежде». Публикуем отрывок из книги Александра Мурашева «Другая школа. Откуда берутся нормальные люди» о школах Дании.


Во время загрузки произошла ошибка.

После первого же случая буллинга школу могут закрыть

Рассказывая кому-то о впечатлениях, я неизменно терялся: с чего начать? Наверное, с того, что после посещения этих школ мне впервые начала нравиться фраза «по закону». Едва ли не все, что удивляет в местном образовании, школы обязаны делать законодательно. Например, защищать детей от буллинга.

В каждой школе есть своя политика против травли, и директор обязан проследить за тем, чтобы ей неукоснительно следовали.

Два года назад в стране был принят новый закон: согласно ему пострадавший от травли ученик может подать на школу жалобу. И тогда, даже после одного случая, школу могут закрыть.

«Мы работаем над самооценкой школьников и над тем, как дети относятся друг к другу, — говорит мне директор одной из средних школ Эсбьерга Стеффан Лэвец. — Наша программа направлена на то, что ученики в каждом классе должны научиться воспринимать различия друг друга, и на то, как реагировать, если кто-то ведет себя иначе».

Для маленьких детей такая профилактика буллинга происходит через игры, в которых в доступной форме рассказывают о том, как принимать то, что все мы разные.

Для детей постарше — через фильмы и, конечно, через общение с учителями. Одним из фильмов, о котором узнал я, была короткометражка о вполне счастливой с виду семье, где отец на самом деле является тираном, но никто об этом не знает. «Мама, а у нас, оказывается, очень хорошая семья», — сказала вернувшаяся домой после просмотра этого фильма школьница.

На первом месте — самооценка ребенка

Слово «самооценка» я буду слышать постоянно в самых разных школах.

«Когда ты сдал работу учителю, что ты затем получишь назад? Сорок лет назад ты получил бы листок, исчерканный красным, где была бы отмечена каждая твоя ошибка, — рассказывает Стеффан. — Учителя в школе должны работать иначе. Да, ты можешь проговорить ошибки отдельно, но фокусируйся на том, что у ребенка получается хорошо. Преподаватели говорят: «Если ты сможешь здесь приложить чуть больше усилий — получится еще лучше». Вот что выстраивает их самооценку: когда школьник осознает, где у него прогресс: вчера он был тут, а сегодня уже здесь».

Да, о любых ошибках датские учителя и директора рассказывают родителям не при всех, а наедине. А встречи частые.

Официальная позиция датских школ: образование — это ответственность, разделенная между родителями и школой.

Классы формируются по интересам

«Интерес» — еще одно слово, которое поразительным образом будет повторяться из школы в школу. Начиная с первого класса ученики датских школ дважды в год заполняют опросники, в которых отвечают на множество вопросов по учебе.

Во время загрузки произошла ошибка.

«Среди прочего там есть вопрос: «Насколько тебе скучно учиться?» — говорит мне Стеффан. — Так мы выяснили, что в первом классе — низкий уровень «скуки». Но чем старше, тем детям неинтереснее учиться. А есть очень сильная связь между тем, что ученик считает учебу скучной, и тем, что он мало будет знать. Вот почему еще мы не фокусируемся на ошибках: им не будет интересно, если мы будем тыкать в каждый недочет».

Датские политики обязали каждую школу придумать свою программу, чтобы сделать обучение интересным для школьников.

Стеффан не без гордости показывает мне свою программу, предлагающую ученикам разделение на потоки после шестого класса.

«Ученики могут выбрать либо обычные программы, либо из пяти разных направлений, — говорит он. — У нас есть направления: культура, история и философия, создание фильмов, городской спорт, журналистика и медиа. Классы разделяются не по принципу «лучшие с лучшими, худшие с худшими», учеба выстраивается вокруг интереса, и это общее увлечение поддерживает всех».

Все оказывается еще глубже. Вместе с Сереном мы заходим в класс, где дети весело общаются друг с другом.

Во время загрузки произошла ошибка.

«Две трети подростков, которых вы здесь видите, пришли из других школ. Все они подвергались там травле, — говорит Серен, обводя рукой всех собравшихся учеников. — Например, ты единственный ребенок в школе, играющий на скрипке, и чувствуешь себя в изоляции. А тут есть возможность быть среди таких же людей, с такими же интересами».

Ведь действительно простая идея — стоит объединить классы по такому принципу, и им будет интересно учиться. Серен говорит, что формирование заняло некоторое время, но зато программа оказалась настолько успешной, что 60% учеников выбирают «нестандартные направления».

А ради того, чтобы быть в компании единомышленников, дети приезжают за 50 км от школы — беспрецедентный случай для Дании, где дети обычно посещают ближайшую к дому школу.

Никаких коррекционных классов

Раньше в местных школах существовали «коррекционные классы», где, например, учились дети с гиперактивностью. Затем в школах решили, что никто не должен становиться изгоем, и особенные дети стали учиться в обычных классах, но расписание было сконфигурировано под каждого.

Например, пока все шли на урок физкультуры, эти дети занимались датским. Так все равно оставалось ощущение, что они «лишние», и теперь 96% процентов детей в стране учатся в обычных классах по обычному расписанию вместе со всеми остальными. Просто для них подбирают специальные технологии обучения.

Например, в школе может быть компьютер со специальными текстами для дислексиков, программы, помогающие правильно им писать, и специальные курсы для того, как ими специально пользоваться. Все это абсолютно бесплатно.

«Как мы объединяем прямо всех детей в классе? Это очень хороший вопрос, — смеется Стеффан. — Спросите учителей, и они скажут, что это — самое сложное в их работе. Мы пытаемся выстроить такую атмосферу, где все дети будут принимать друг друга и понимать, что мы все разные — и в плане способностей к обучению, и в плане социальных навыков. Некоторые учителя скажут вам: раньше все было проще, сейчас ученики стали сложнее. Их иначе воспитывают, чем 20-30 лет назад, когда они были послушными и делали то, что говорил им преподаватель. Сегодня они спрашивают: «Зачем?» Или скажут: «Нет, я не хочу этого делать».

Нестандартный подход к изучению «скучных» предметов

В Дании современное поколение называют «керлинг-детьми», потому что родители старательно расчищают детям все препятствия, а ребенок легко катится по гладкой дороге».

Для того чтобы была возможность услышать каждого, в Дании («по закону») классы не должны быть больше 28 человек. Чаще я встречал около двадцати.

Каждый учитель в Дании обязан преподавать от трех до четырех предметов на свой выбор, причем часто они могут быть совершенно полярными. Серен преподает культуру, математику и физкультуру.

Открывая дверь в спортивный зал, он говорит: «Вот здесь мы проходим математику». Видя мой вопросительный взгляд, Стеффан объясняет: он старается нестандартно подходить к таким скучным предметам, как геометрия. Может дать физические упражнения во время занятий или провести параллели с математикой на предмете «культура». Устроить урок в спортзале, где дистанция бросков становится предметом математического обсуждения.

Во время загрузки произошла ошибка.

Или, следуя обязательной для всех учебных заведений в Дании концепции «открытая школа» (когда ученики должны чаще взаимодействовать с городом вокруг них), выезжать куда-нибудь за пределы школы, чтобы наглядно демонстрировать где-нибудь в парке, для чего нам нужна геометрия.

Кстати, по закону, детей нельзя держать в школе в течение целого учебного дня — они обязаны выходить заниматься физическими упражнениями на улицу.

Уроки сексуального воспитания с первого класса

Отдельная и краеугольная тема для нашей страны — уроки сексуального воспитания. В Дании они проходят с первого класса. Раз в год, в шестую неделю (потому что шесть по-датски будет seks), школа наполняется неловким смехом: начинаются уроки сексуального просвещения.

Мне нравился энтузиазм, с которым реагировали все встреченные мной люди на вопросы об этих уроках. И, как и в случае со школой гендерного равенства Egalia, я пытался понять, что думаю об этом сам. А потом я узнал от учителей, директоров и самих школьников, какие вопросы обсуждаются на этих уроках.

С первых классов обозначаются вопросы о нашем теле. Начиная с шестого класса поднимаются более практичные вопросы.

Хрестоматийные — как пользоваться презервативом, что делать при менструации и как предотвратить нежелательную беременность. И совсем другие, не связанные напрямую с нашим телом.

«Дети видят в сети все уже в раннем возрасте, — говорит Стеффан. — Мы считаем, что взрослым нужно объяснить, что об этом думать. Что значит влюбиться в первый раз? Что такое норма? Ты можешь увидеть какие-то вещи в порно и подумать, что ты ненормален, раз не делаешь этого. И когда у тебя появится девушка, именно так себя с ней и надо будет вести».

«Мы рассказываем им, что делать, если какой-то человек в социальных сетях просит выслать вашу фотографию в обнаженном виде. К кому можно обратиться в этом случае. Что говорить. Как себя вести, — рассказывает Серен. — Они, конечно, стесняются и смеются. Поэтому на уроках я предлагаю им анонимно написать вопросы на бумажке. Потом по очереди на них отвечаю, так они уже смелее задают вопросы сами».

После окончания шестой недели сексуальное воспитание равномерно распределяется по остальным урокам.

Это могут быть и тот же интернет-этикет, и урок литературы, на котором ученики проходят произведение датского писателя со сценой орального секса между подростками. Более того, учителя делятся полезными ссылками и литературой — зная, что любопытство к теме пересилит и школьники будут активно изучать информацию.

Ложка дегтя: можно так и не научиться читать

Конечно, во всем этом великолепии есть ложка дегтя. О ней мне рассказала та самая учительница Стина.

«В датской системе образования много несовершенств, — сказала она. — Оно дорого обходится жителям страны. И мы, учителя, могли бы делать все еще лучше. Например, мы плохо учимся друг у друга. И только последние пять-десять лет мы начали открыто сравнивать школы и обсуждать, все ли делаем верно. А еще двадцать процентов молодежи в стране выбирают закончить образование на девятом классе. Многие из них даже не умеют читать».

Как возможно проучиться девять лет и не научиться читать, не смогла объяснить даже Стина. Возможно, эти школьники так и не смогли научиться наслаждаться учебой, ведь, как говорили во всех увиденных мной школах и Стина, «если ты не получаешь удовольствия от школы, ты ничего не выучишь».

Читайте также: 

Как растят детей в скандинавских странах

Норвежское воспитание: впечатления и зарисовки

Какие признаки выдают хорошую школу?

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
15
Евсенина Полина
жесть, конечно. Вот вам и "цивилизованная" Дания.
СсылкаПожаловаться
Галина Костенникова
Мне тоже показалось что что-то здесь не так уж слишком "сладко", но не ожидала, что на столько.
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
Не научиться читать - это жесть, конечно. А из расчистки препятствий тоже ничего хорошего не выйдет. Потом, взрослыми, как они будут искать работу, выполнять ее, если они не получили нормального образования, привыкли к тому, что могут отказаться от всего, что не нравится делать, не знают слова "надо"? Что нормального в этих детях? Они все будущие клиенты психотерапевтов.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 15 («О любви»). Голосование
Всем доброго времени суток!

С радостью и волнением Пятнадцатый внутрифорумской поэтический конкурс объявляю открытым и выношу на ваш суд 20 конкурсных произведений и 2 внеконкурсных стихотворения.
 
Прошу прочитать и оценить каждое стихотворение. Если не сможете прочитать все произведения сразу, то обязательно вернитесь к этой теме попозже, чтобы дочитать и проголосовать.
 
Напомню задание.
Тема – «Любовь» (любовь во всех её проявлениях).
Усложняющий элемент – музыка (это может быть или просто упоминание этого слова, или название музыкального произведения и т.д.).
 
Голосование будет длиться с этого момента до позднего вечера четверга (30 января), потом тему закрою. Итоги конкурса я объявлю в пятницу 31 января.
 
 
Напомню о правилах.
1. Не комментировать, пока я не выложу все произведения. Подождите, когда стихотворение будет выложено до конца (на всякий случай в конце каждого будет маячок в виде слова КОНЕЦ).
2. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования. 
3. Голосовать могут только  пользователи с личной страницей на форуме.
4. Голосом за произведение считается только комментарий в виде  +1 №… или +1 (...) непосредственно под  стихом. Если у вас нет на клавиатуре плюса, то ставьте *1 №…, но маякните об этом мне. Словами плюс один не пишем!!!
Огромнейшая просьба!!! Если пишите комментарий, то делайте примерно так:
+1 № 55 или +1 (55)
Текст (Нравится/не нравится то-то и за то-то…).
Данное нововведение связано с тем, что очень тяжело не пропустить +1, если он стоит в середине или в конце комментария.
5. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать своё мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки. 
6. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз.
7. Голоса пользователей, замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут.
8.  Голосование  продлится до позднего вечера четверга (30 января). После тема закрывается.
9. Победит произведение, набравшее больше всех +1, о чём будет сообщено в поздравительной теме в пятницу 31 января.

П.С. Авторы, если я забыла выложить ваше творение, то обязательно пишите мне на почту (mrs.ksu@mail.ru). Внимание: не в тему, а на почту.
488
АнонимМаткапитал на первого ребенка
Мне если честно просто обидно. Чем мой ребенок 2017 года рождения хуже детей, родившихся после 1 января 2020 года?! У него также две руки и две ноги, он также хочет кушать и свою собственную комнату в квартире. Злюсь, что нам эти деньги не достанутся. Жена брата вообще родила в декабре 2019. Ей ещё обиднее. А мама нам обеим говорит: девки, не рыдайте, а лучше сразу бегите за вторыми, тогда и получите все 600 тысяч сразу.
Я в разводе. Второго не планировала, да и не от кого. Почему бы всем первым и единственным детям тоже не раздать этот сертификат? Как будто нам и нашим детям эта поддержка не нужна 
379
АнонимКак вернуть прежние отношения с мужем?
Мы жили вместе до брака 4 года, 6 лет в браке, нам чуть за 30. Всегда отношения были на зависть окружающим, мы были как попугайчики-неразлучники, почти никогда не ругались, идиллия да гармония. Все изменилось резко с рождением ребенка 2 года назад. Ребенок долгожданный и очень любимый. Но он родился, и все полетело в пропасть. Внешние обстоятельства складываются так, что мы все глубже скатываемся в конфликт и раздражение. 
После рождения ребенка я осталась в изоляции, в 4х стенах с беспокойным ребенком, который орал сутками, я сходила с ума. Помощи нет, бабушек нет, муж поменял работу и стал приходить ежедневно в 21.00, а на зарплате это мало отразилось. Просила отложить его хобби (которое отнимало еще 7 ч в нед) пока ребенок маленький, т.к. с таким графиком мы не видим его совсем и мне нужна помощь. Неохотно сделал это и припоминает мне, что я его вынудила.
Потом они поссорились с моим папой. Я очень переживала, пыталась примирить их. Не вышло.
С ребенком постоянно что-то случалось - в 5 дней судороги, в 2 мес ожег, в 4 мес чуть в ванной не утонул, когда я отвернулась за одеждой и полотенцем (круг лопнул, ребенок был на дне, все без единого звука), в 5 мес перевернулась коляска, несколько раз нас пыталась сбить машина и очень много такого.
Мы поссорились с его мамой, он встал на ее сторону.
По ошибке перевел крупную сумму не туда по работе, пришлось возвращать эти деньги фирме долго и мучительно.
Настоял на самостоятельной замене труб, в результате вся ванная раскурочена, теперь нужен ремонт.
Ребенок попал в больницу, где неправильно его лечили, я бегала с ребенком в ужасном состоянии по всем кабинетам, у меня был нервный срыв.
Мужу отказали в продлении вида на жительство и мы были под угрозой депортации. Потребовалось много сил и денег, чтобы остаться.
Ребенок пошел в сад, воспитатели творили беспредел, много нервов оставила я там.
Полетела электропроводка, бытовая техника, со здоровьем так себе.
Ну и вишенка на торте - на прошлой неделе у нас украли 45000р.
Мы стали раздражать друг друга. Почти каждое пребывание вместе заканчивается ссорой, заводимся с полоборота. Мы оба обожаем ребенка, которому 2,4, но друг с другом у нас находиться долго не получается, так что с ребенком мы по очереди. Я уезжала с ребенком в отпуск на мес, не помогло. Стало хуже. Он перебрался на диван. Попытки общения исходят только с моей стороны, Не говорит ни о своих проблемах, ни о совместных планах, ничего не обсуждает со мной. Нет внимания. Такое чувство, что из общего у нас только ребенок. Когда пытаюсь наладить контакт, ответ "начни с себя". Я стараюсь, говорю ему приятности, отмечаю его достижения - отвечает язвительно. И начинает бесить еще больше. Обнимаю или прилягу рядом - в ответ ничего. Когда я не чувствую отдачи, у меня опускаются руки или я раздражаюсь.Из-за чего ссоры:
- занималась ребенком, просила его проконтролировать время - мы опоздали на поезд
- нет совместных занятий никаких (раньше ели вместе, в магазин ходили вместе, гуляли вместе, спали в одной кровати, были общие увлечения)
- его работа, из-за которой мы не видимся, и она не настолько денежная, чтобы это терпеть, но менять ничего не хочет
- хобби, на которое он готов потратить еще 7 ч в нед, а я против
- отношения с родственниками
- считает, что я его контролирую (попросила не напиваться на корпорате и хочу знать, сколько у нас денег)
Хочет отдохнуть от нас и всех забот - взять пару дней и побыть в лесу. На это ничего не сказала, хотя мне обидно.
Он отличный папа, и старается для нас, и проблемы внешние решает. Но со мной ведет себя холодно. На работу не звони - я занят, вечером - общаться не хочу, устал (смотрит фильмы/сидит в игре), спит один на диване, в выходные с ребенком гуляет целый день, иногда в баню с друзьями.

Что делать? Равнодушие тяжело терпеть, контакт найти не получается, разрушать семью не хочу. Знаю же, что у нас может быть по-другому (было же целых 8 лет!), как это вернуть?
288
НадеждаНе знаю как назвать..
Сегодня мой маршрут на работу случайно пролег мимо учебного заведения сына... и случайно совпал с большой переменой... И вот мой материнский инстинкт повернул мою голову в сторону, и что я вижу... Мой сыночка-любимочка, сокровище ненаглядное, моя радость и гордость ( на этой неделе у него ДР-16 лет)-КУРИТ!
Вроде понимаю, что скорее всего это не в первый раз, и не в системе, но как же неприятно на душе и обидно, и вообще, не пойму что за чувства...
279
АнонимЧто есть ,если не хочешь готовить?
Всем привет. Чувствую закидают меня камнями за эту тему, но я ненавижу готовить. Настолько ненавижу, что сварить макароны для меня непосильная ноша. Сейчас ужин мне готовит муж, на завтрак кашу заливаю молоком и ставлю в микроволновку, а на обед перекусы бутербродами, ну и всякая гадость типа конфет и шоколадок (фигура позволяет, не поправляюсь я от этого). 

Девочки, поделитесь пожалуйста быстрыми рецептами, что можно приготовить минут за 5-10, испачкав при этом минимально посуды. Пробовала покупать готовую еду, но мне невкусно. Мультиварка есть, но не использую ее из соображений гигиены (бесит, что ее нельзя помыть полностью как кастрюлю перед/после готовки).
 
Ролтоны/дошираки мне нельзя. Наготовить на неделю тоже не вариант, очень уж не люблю готовить.
187
Всегда РыжаяПерелеты с детьми
Всем добрый день!
Находимся в стадии планирования летнего отдыха. Никогда раньше с детьми самолетом не путешествовали. Перелет чуть меньше трех часов. Хочу послушать мысли и советы форума по поводу организации сего мероприятия с минимальным количеством нервов для себя и окружающих.
Интересуют меня примерно такие аспекты: в какое время дня лучше выбрать рейс, чем отвлекать и развлекать в аэропорту и самолете, какую еду лучше с собой брать и т.д. Путешественникам будет примерно 5,5, около 4 и 2 года.
Буду рада любой информации для обдумывания и надеюсь на вашу помощь!
129
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru