Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Кто и как должен делать с ребенком уроки?

Домашние задания не любят и дети, и родители: сплошь и рядом семейные посиделки за письменным столом превращаются в настоящую пытку для всех – с обидами и, нередко, слезами. Родители пытаются скинуть друг на друга эту «почетную обязанность», ребенок переживает, а домашняя работа остается несделанной. Что же делать?


Фото: lori.ru

Прежде всего нужно решить, кто из взрослых в принципе располагает временем для того, чтобы регулярно помогать ребенку с уроками. Ключевое слово здесь – регулярно. Затем – кто сможет сделать так, чтобы эта помощь была добросовестной. И дело не в том, у кого из супругов в школьном дневнике было больше пятерок, и не в способности к жесткому контролю. Кроме самых очевидных вещей, необходимо ориентироваться еще и на самые неожиданные.

1. Чувство ритма

Да-да, в этом нет ничего странного. Малыши познают мир и лучше усваивают новые знания именно посредством ритмических игр и стишков. То же чувство ритма, называемое также четким распорядком, позволяет детям легче приспособиться к школьным будням. Поэтому нужно проводить занятия с ребенком, подчиняясь неслышному ритму: на счет раз – хорошенько отдохнуть после школы, на счет два – расспросить о заданиях и о том, как обстоят дела в школе, на счет три – подготовить рабочее место, на счет четыре – открыть учебник и т. д.   

2. Приятные ритуалы

Младшие школьники, особенно первоклашки, не умеют подолгу сидеть на месте, поэтому через каждые полчаса занятий необходимо минут на 10 делать перерыв. И этот перерыв должен быть приятен ребенку: угостите его булочкой и стаканом сока, а в следующий перерыв дайте любимый фрукт.

Я вообще все забыла. Когда придет время, я не проверять буду уроки, а тихонько переучиваться.
И РПользователь «Дети Mail.Ru»

Вот только не позволяйте ему во время перерыва есть, уткнувшись в телевизор – вместо этого расскажите что-то интересное, но абсолютно не связанное с уроками. Произойдет перезагрузка – чадо успеет отдохнуть и без опасений встретит очередной блок занятий, зная, что впереди – очередная замечательная пауза.

3. Тайм-менеджмент

Не бойтесь незнакомого слова – это всего лишь наука о том, как правильно распределять и использовать свое время. А вытекает она из общедоступной жизненной логики. Например, вечный вопрос: какое задание делать первым – то, что полегче, или, наоборот, посложнее? Жалостливая бабушка, например, наверняка выберет более простое, «чтобы ребенок не переутомился сразу же». Специалисты же настаивают на том, что начинать надо с более сложного – как раз именно потому, что ребенок еще полон сил и бодр.

Фото: lori.ru

А стоит ли вообще вмешиваться в процесс? 

Такой вопрос рано или поздно задает себе любой родитель, когда ноющее над уроками чадо в очередной раз выводит его из себя. Не проще ли пустить все на самотек: пусть сам справляется, как знает?

«Нет, не проще», – уверен Константин Ульянов, детский психолог-дефектолог. «Ребенку, особенно в начальной школе, обязательно нужно присутствие рядом взрослого, способного «поставить ему руку». Иными словами, сначала надо научить ребенка учиться, чтобы потом он смог делать это сам. На школу в данном аспекте я бы рассчитывать не стал: задача учителя – вложить в тридцать голов определенный набор знаний, с которым они не пропадут в дальнейшем (например, смогут сдать ЕГЭ и поступить в институт).

Нам в первом классе говорили: сидеть рядом и контролировать, чтобы ребенок не отвлекался, но – чтобы делал уроки сам.
Mariya ---Пользователь «Дети Mail.Ru»

Ваша задача как родителя – быть для ребенка наставником, который покажет ему, что делать с тем потоком информации, который внезапно обрушился на его голову. Именно поэтому делать с ребенком задания должен тот из родственников, который сам умеет четко структурировать свою жизнь, логически мыслить, отделять главное от второстепенного, аргументированно отвечать себе на вопросы «Зачем мне это надо?» или «Чего я этим добьюсь»? Потому что все эти вопросы, касающиеся учебы, вам рано или поздно задаст и ребенок.

Позволю себе дать еще одну рекомендацию: тот, кто вызвался выполнять роль домашнего наставника, должен обладать стальными нервами и не знать ложной жалости. Например, ваш ребенок упорно не может понять простейшего математического действия, измучился сам и измучил вас, и никакие объяснения результата не дают. Велико искушение бросить это гиблое дело и самому быстро перерешать все задачки. Не поддавайтесь, иначе вы можете закрепить безусловный рефлекс: стоит ребенку подольше поупрямиться, покапризничать и показать, что он просто не в состоянии ничего понять, как взрослые все сделают за него. А этого допускать ни в коем случае нельзя: домашние задания – это та же работа, которую школьник должен выполнять сам. Вместо того чтобы решать за ребенка его проблемы, научите его справляться с ними самостоятельно».

Фото: lori.ru

Хитрые приемы в помощь 

– Позаботьтесь о том, чтобы рабочее место ребенка было абсолютно комфортным, и никакие мелочи не рассеивали его внимание: например, стул должен быть точно по росту, иначе возникнет желание поболтать ногами в воздухе, а не решать примеры.

– Окружающая обстановка должна «соответствовать»: никаких работающих при ребенке телевизоров и прочих отвлекающих моментов вроде возящихся рядом братишек или домашних питомцев.

– Не пытайтесь учить по памяти, демонстрируя свои знания. Даже если вы прекрасно помните, что вас учили «не так», школьная программа и приемы объяснений со времен вашего детства успели поменяться. Не пренебрегайте учебником, а лучше почитайте его и для начала разберитесь в задании сами.

– У всех детей – свои возможности. Один может сделать все уроки за час, а другой не справится и за три. Ни в коем случае не подгоняйте медлительного ребенка и не «замедляйте» слишком шустрого, боясь, что он сделал все невнимательно. Лучше самому подстроиться под его темпы, чем излишним давлением отбить у ребенка охоту учиться.

И напоследок еще один важный момент: не контролируйте каждое движение ребенка постоянно, иначе вам придется заниматься с ним до самых выпускных экзаменов. Постепенно снижайте степень своего участия в его учебе. В идеале классу к четвертому-пятому школьник должен обращаться к вам только в самых сложных случаях.

Также читайте о том, какие странности первоклашки являются нормой.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
551
Нелли Наумова
Я, например, считаю что ребенку нужно помогать делать уроки, но в меру, если он чего-то не понимает, то подсказать ему, натолкнуть его на мысль. Особенно маленькие детки очень нуждаются в поддержке, ведь они только пошли в школу, и им все кажется сложным. Плюс, как писалось в статьи, должно быть комфортное рабочее место для ребенка, выберите своему чаду максимально удобный стол и стул. Мы, например, брали стол Moll Champion с раздельной столешницей, одна часть стола приподымается, можно отрегулировать ее под наклоном. Плюс высота регулируется, ребенку удобно и это самое главное.
СсылкаПожаловаться
Миха
Да,в мои школьные годы родители работали на производствах,где платили не копеечные зарплаты(отец шахтёром у меня 40 лет проработал)и всё-равно,они сначала жили с родителями,имея детей,пока не построили свой дом.Мой дед-Ветеран Великой Отечественной Войны и мама моя была в семье 7-мым ребёнком.Все выросли и стали людьми,как говориться,несмотря на то,что детям приходилось одно пальто и пару сапог в школу на двоих носить.И тогда семьи все были большие.К нам учителя приходили,конечно,удивились,что в такой маленькой комнате,так много всего поместилось.И классный руководитель Лёни нас с мужем уважает.Так же просят и в классе,что-то подбить и покрасить.Мужу комнату дали от авиазавода,на котором он уже более 20 лет,,пашет,,Причём совершенно пустую,без оеон и дверей(служебное помещение мин.обороны),без батареи отопления.Стены не штукатурены,голые плиты перекрытия-это потолок.Всё делали своими силами и за свой счёт.Мебель на заказ делали,под габариты комнаты.Вы бы точно не знали,как и с какой стороны подойти к шпателю,к мастерку,к болгарке,к шуруповёрту и т.д.А живя,на квартире,и оплачивая,,дяде,,одну зарплату мы бы и думать не смогли бы о своём доме.А через 10 лет уже и поздно было бы строительство и затевать-годы идут и мы не молодеем.И не нам должно быть стыдно жить и иметь детей-мы своим трудом всё зарабатываем,а стыдно должно быть правительству страны,в которой слесарь механосборочных работ 4 разряда на военном предприятии получает редко 50000 руб.в месяц.в основном 30000-40000.Кризис в стране,понимаем!
СсылкаПожаловаться
Миха
Во-первых я не Миха,а Лена-мать этих детей.Во-вторых,и мой муж работает на заводе с 15 лет-работяга и заслужил иметь семью,детей и опору на старости лет.А родила я их потому,что вышла замуж,а семья без детей не семья.И пока мы будем в нашей стране гнаться за ценами на жильё(и я тоже не сидела дома,а работаю с 19 лет).то состаримся и я не смогу никого уже родить.Или мы не люди,если не имеем сотни тысячных доходов в месяц?нам готового никто не даст,а вы,наверно,живёте на всём готовом и понятия не имеете,что такое жизнь вообще.По вам видно,ЧТО ВЫ ТОЛЬКО УМНИЧАТЬ УМЕЕТЕ,А САМИ ТЕЖЕЛЕЕ ... НИЧЕГО В ЖИЗНИ НЕ ПОДНИМАЛИ,ИЗВИНИТЕ.Мы дом строим НА 160М2 3 года и не известно сколько ещё с нашими зарплатами будем строить,и участок на строительство купили сами,нам никто на халяву ничего не дал.а земля у нас здесь не дешёвая,знаете ли.И я рада,что вам противозачаточные средства,,были по карману,,.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru