Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Кризис первого года

Кажется, малыш сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья... Добро пожаловать в кризис 1 года!


Фотобанк Лори

Кризис первого года начался у нас месяцев в 9: примерно тогда, когда дочь стала делать первые попытки ходить. Я помню, что капризов стало на порядок больше, чем раньше. В интернете я нашла коротенькую статью про кризис первого года и с огромной радостью опознала его у нас, как старого знакомого, ничуть не удивившись. Статья начиналась такими словами:

"Кажется, малыш сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья... Добро пожаловать в кризис 1 года!

Он бегает по квартире на неокрепших ножках и прыгает с дивана, он пытается есть сам, перемазывается кашей с головы до пят, но не дает себя кормить, он брыкается и кусается, плачет и вопит, цепляется за мамину ногу и тут же с криком отталкивает вас... Знакомая картина? Поздравляем! У вас кризис первого года! Через пару недель непрерывных истерик, отказов и драк, а также после полутора десятков набитых синяков и шишек родителям начинает казаться, что проще родить нового малыша чем перевоспитать имеющегося. Никакие привычные воспитательные меры на ребенка просто не действуют! Многие мамы и папы, отчаявшись унять ревущего кроху, просто дают ему по попе или начинают кричать. Но и это не помогает. Как же быть?"

Тогда я, обрадованная, решила скорее узнать поподробнее, что это за зверь такой, кризис 1 года жизни, и чем он отличается от кризисов 3 и 7 лет. И что с ним нужно делать очумевшей маме, замученной пролактином, бессонными ночами и бесконечными детскими капризами...

Приметами кризиса первого года психологи считают следующие:

- «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, непрерывное требование повышенного внимания;
- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- регресс в употреблении ранее приобретенных навыков;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Перечислю вытекающие из такого поведения проблемы и примерные способы их решения.

1. «Мама с хвостиком».
В этом случае маме предлагается 2 варианта. Первый - не обращать внимания и заниматься делами, отдав ребенка на попечение родственников (хи, а если отдавать на попечение некому?), второй - уделить ребенку хотя бы полчаса плотного качественного общения, и после этого, попробовав отвлечь какими-нибудь игрушками, заняться делами. Хорошо бы, если б это работало, но моей дочери, например, получаса качественного общения явно недостаточно.

2. Плач под дверью
Такая важная вещь, как посещение душа или туалета, становится почти неразрешимой проблемой! Стоит вам закрыть дверь, ребенок начинает горько рыдать под дверью. И это вовсе не из вредности, а от большой любви и страха, что мама пропадет. Что делать? 

- Идя в туалет, возьмите с собой яркие картинки, фантики от конфет и т.д. Засовывайте их малышу под дверь, а он будет запихивать их обратно. 
- Вы можете громко петь любимые песни - слыша ваш голос за дверью, ребенок убедится, что вы не исчезли. 
- Еще одна веселая игра: попросите мужа закрыться в туалете, а вы с дочкой или сыном останьтесь снаружи. А теперь постучите. Папа говорит: «Нет-нет-нет!», а вы - «Ждем-ждем-ждем!» Затем поменяйтесь ролями.

Здорово, но у нас этот метод тоже пока не работает. Никакие фантики не могут отвлечь мою дочь от закрытой двери, за которой спряталась мама. Приходится привлекать всех имеющихся в наличии родственников, чтобы помыться, а если родственников нет под рукой - то мы ходим в туалет вдвоем, и я отвлекаю ее различными пузырьками и баночками.

3. Исследовательская активность.
Ребенок в этом возрасте лезет везде, куда у него есть хотя бы малейшая возможность пролезть, и хватает все, что можно схватить. Необходимо создать для ребенка максимально безопасную обстановку - с большим количеством интересных предметов и игрушек для отвлечения внимания.

4. Негативизм.
Ребенок начинает проявлять упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе. Психологи советуют в таких случаях использовать положительный пример более старших детей, сверстников или даже кукол и плюшевых игрушек: мы с дочерью долгое время ели только с помощью пупса, причем большая часть еды доставалась именно ему.

5. Истерики.
Причин у истерик может быть множество, но условно их можно поделить на 3группы:

Первая - истерика протеста, реакция на отказ или запрет. Ребенок выражает свои эмоции единственным доступным ему способом - с помощью плача, который будет тем сильнее, чем активнее его протест. Задача родителей - посочувствовать переживаниям ребенка и постараться переключить его внимание на что-то интересное.

Вторая группа - истерики манипулятивные. Чаще всего их используют для привлечения внимания. Если малыш капризничает «просто так», при этом не очень громко, а скорее канючит - видимо, ему скучно. Поговорите с ним, описывая, что вы сейчас делаете, мимо чего проходите и т.д. Постарайтесь отвлечь его от истерики чем-нибудь интересным. Ни в коем случаене поддавайтесь на такие манипуляции, иначе впоследствие ребенок часто будет добиваться желаемого подобным способом.

Третья группа - истерики от усталости. Обычно они бывают незадолго до сончаса или в конце дня, когда ребенок переполнен впечатлениями. Он начинает капризничать, плач становится сильнее и сильнее, кажется, его невозможно успокоить. Вот это как раз совершенно не тот вариант, когда малыша можно оставить наедине со своим состоянием. Прежде всего, успокойтесь сами. Потом можно приступать к успокоению ребенка: отвести его в тихое место, дать попить, покачать на коленях, обнять, прижать к себе. В таких случаях желательно как можно скорее оказаться в знакомой уютной обстановке - дома, в спальне с приглушенным светом и тихой музыкой.

Кризис первого года - очень важная веха на пути развития вашего ребенка. Он - показатель его стремительного взросления, становления как отдельной независимой личности. Разумеется, ему сейчас как никогда нужна ваша помощь. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашу маленькую самостоятельную личность: ведь именно от вашей реакции зависит, сменится ли кризис длительным периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями и прявлениями солнечного, целостного и сильного характера ребенка.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
134
Анастасия Уфимцва
В ответ на комментарий от Маржана Ситникова История переписки3
Маржана Ситникова
просто знаешь, мне своя жизнь важней, чем жизнь моего ребенка.
СсылкаПожаловаться
Я в шоке. зачем же вы тогда вообще рожаете его? если у вас такие взгляды?
СсылкаПожаловаться
Екатерина Тищенко
Что вы прицепились к этому слову "кризиз", это не диагноз, а некое условное обозначение периода жизни. Каждый человек и большой, и маленький переживают определенные психологические изменения в связи с развитием личностных качеств, именно эти изменения и называют кризисом. У кого то он более выражен, у кого то менее, но знать как помочь своему чаду перейти на новую ступень развития и вырасти высокоморальным, психически полноценным человеком должна знать каждая мать. А бить ребенка по любому поводу только умственно отсталые могут...
СсылкаПожаловаться
Helena
Ребят,важно помнить,что это ваш ребёнок пришёл к вам, и должен подстраиваться под вас,а не наоборот)В каждой шутке есть доля шутки.Сравнительно недавно к детям стали относиться так трепетно и в рот им заглядывать, что для них оказывается совсем неполезно.Прочтите как воспитывались дети в разные столетия. В крестьянской семье маме вообще некогда было задаваться такими вопросами, надо было корове задать и кутью приготовить))))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
FishKaСадик и болезни

Всем привет. Пишу просто так. Советов не прошу. Достали болезни детские. Все вот говорят: Вашему ребёнку необходим садик? А на кой вот этот садик, если ребёнок без конца болеет?  Кашляет и кашляет. И снова кашляет. Пока мы не ходили в сад, я хотя бы водила мелкого в бассейн. На улицу мы выходили. А теперь всё. Кроме дома и поликлиники ничего у нас больше нет. Вот сегодня проснулась, собралась, всех собрала, накормила - иди в бассейн на плавай. Нет, этот ... начинает кашлять. И без остановки. И он кашляет-кашляет-кашляет... Я ненавижу его, я ненавижу этот кашель. Сутками дома с гипером! Как же меня он достал со своими болезнями. Есть вообще в этом мире хорошие новости? Или сплошные бронхиты, ларингиты и прочие отиты? И зима. Вечная зима. Дети это тюрьма.

690
Alyx Vanceпро деньги и семейный бюджет

Мама когда-то учила меня: "не вываливай всю зарплату в семейный бюджет, держи заначку на личные непредвиденные расходы". Но после рождения детей долго сидела на шее у мужа, благо что его доходы вроде позволяли и на мои хотелки всегда хватало из суммы на текущие расходы. Потом наступили другие времена, и моя зарплата тоже пошла в семейный расход. Подчистую. Теперь вспоминаю маму. Вопрос к аудитории: как вы поступаете со своей зарплатой? 1. полностью идет в общий котел, как и доход мужа и совместно откладываете и тратите. 2. семью содержит муж, а женская зарплата "на шпильки" 3. делите ее на части в общий котел и на себя, потратить сразу или копить. У меня подруга и ее муж делят зарплату каждый свою часть в общий котел на текущие расходы, а накопления личные у каждого свои. Когда-то мне казалось дикостью. А может и нет?

242
Жить хорошо!Почему к Рождеству готовят гуся?

Ответа однозначного на этот вопрос нет. Есть догадки,собрав которые воедино, можно немного прояснить себе истоки этой вкусной традиции. Тема поболтать и обменяться идеями[smile]smile[/smile] [img]https://content-12.foto.my.mail.ru/mail/yul174/_deti/i-4091.jpg[/img]

161
дуня семафороваБуллинг, моббинг (или как это называется) в школе

Доброе утро, девочки! За советом к вам. Как мне поступить. У  дочки в классе учится мальчик, хороший мальчик, мне он нравится, милый симпатичный малыш. Тихий и спокойный. Он живет в очень  бедной семье. Хоть мы все и не олигархи, но там похоже вообще беда.  Похоже что мама их воспитывает одна. Мальчик ужасно плохо одет. Он выглядит так как будто его одежду вытащили из помойки. На голове у него стрижка, как будто маникюрными ножницами мама сама стригла. От него пахнет.  Мама не пьет (как мне кажется))) и, есть еще ребенок. Водит его на кружки, платит за еду в школе.  НО! Самое ужасное дети от него бегают, не играют с ним, игнорируют, не хотят идти рядом или сидеть в столовой. Потому что он в грязных вещах. Он на перемене просто тихо сидит в классе. Мне его ужасно жаль. Хотя детей понимаю. Но это и в них же взращивает жестокость. С дочкой своей беседы веду. Вопрос в чем - как помочь ребенку. Деликатно. Как? Учительница наша очень молодая, без педагогического и жизненного опыта да и как человек довольно безразличная. Хотя ответственная и умная. К психологу школьному? Но она как-то не производит впечатления доброжелательного человека. Боюсь как бы хуже не было. Вдруг в опеку обратится. С мамой поговорить - не удобно. С чего это я буду ей  что-то говорить. В опеку обратиться - не предлагайте даже! Думаю что ребенку дома ничего не угрожает и однозначно мальчику дома с мамой лучше несравнимо. Очень переживаю , не знаю как помочь - чтоб не навредить.

142
Юля АбрамоваДлинные волосы у ребенка

Мамы, как вы относитесь к тому, чтобы у ребенка были длинные волосы? Я про мальчиков сейчас говорю, с девочками все понятно. Очень нравится, когда у мальчишек кудряшики, или даже ровные, но длинненькие волосы.

123
VikkiНе веселая, но философская.

Сразу скажу, у меня в семье мясо ели и есть будут, но. Вопрос в связи с недавних событиями у меня. У многих из нас есть домашние животные. Мы их лечим, выхаживаем, а в случае чего позволяем им не мучаться... Создавала тему, многие любимцев кремировали и навещали потом. А почему мы иначе относимся к тем, кого едим? Не думаем об их останках и гуманной смерти? Это как-то в нас заложили изначально, что это - еда, а это - друг?

115
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru