Кризис первого года

Кажется, малыш сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья... Добро пожаловать в кризис 1 года!
Мама двух детей, инженер-химик
4d52408712b06ba98aabf841f36cf727.jpg
Источник: Migration

Кризис первого года начался у нас месяцев в 9: примерно тогда, когда дочь стала делать первые попытки ходить. Я помню, что капризов стало на порядок больше, чем раньше. В интернете я нашла коротенькую статью про кризис первого года и с огромной радостью опознала его у нас, как старого знакомого, ничуть не удивившись. Статья начиналась такими словами:

"Кажется, малыш сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья... Добро пожаловать в кризис 1 года!

Он бегает по квартире на неокрепших ножках и прыгает с дивана, он пытается есть сам, перемазывается кашей с головы до пят, но не дает себя кормить, он брыкается и кусается, плачет и вопит, цепляется за мамину ногу и тут же с криком отталкивает вас... Знакомая картина? Поздравляем! У вас кризис первого года! Через пару недель непрерывных истерик, отказов и драк, а также после полутора десятков набитых синяков и шишек родителям начинает казаться, что проще родить нового малыша чем перевоспитать имеющегося. Никакие привычные воспитательные меры на ребенка просто не действуют! Многие мамы и папы, отчаявшись унять ревущего кроху, просто дают ему по попе или начинают кричать. Но и это не помогает. Как же быть?"

Тогда я, обрадованная, решила скорее узнать поподробнее, что это за зверь такой, кризис 1 года жизни, и чем он отличается от кризисов 3 и 7 лет. И что с ним нужно делать очумевшей маме, замученной пролактином, бессонными ночами и бесконечными детскими капризами...

Приметами кризиса первого года психологи считают следующие:

- «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, непрерывное требование повышенного внимания;
- резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
- повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
- повышенная капризность;
- регресс в употреблении ранее приобретенных навыков;
- противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Перечислю вытекающие из такого поведения проблемы и примерные способы их решения.

1. «Мама с хвостиком».
В этом случае маме предлагается 2 варианта. Первый - не обращать внимания и заниматься делами, отдав ребенка на попечение родственников (хи, а если отдавать на попечение некому?), второй - уделить ребенку хотя бы полчаса плотного качественного общения, и после этого, попробовав отвлечь какими-нибудь игрушками, заняться делами. Хорошо бы, если б это работало, но моей дочери, например, получаса качественного общения явно недостаточно.

2. Плач под дверью
Такая важная вещь, как посещение душа или туалета, становится почти неразрешимой проблемой! Стоит вам закрыть дверь, ребенок начинает горько рыдать под дверью. И это вовсе не из вредности, а от большой любви и страха, что мама пропадет. Что делать?

- Идя в туалет, возьмите с собой яркие картинки, фантики от конфет и т.д. Засовывайте их малышу под дверь, а он будет запихивать их обратно.
- Вы можете громко петь любимые песни - слыша ваш голос за дверью, ребенок убедится, что вы не исчезли.
- Еще одна веселая игра: попросите мужа закрыться в туалете, а вы с дочкой или сыном останьтесь снаружи. А теперь постучите. Папа говорит: «Нет-нет-нет!», а вы - «Ждем-ждем-ждем!» Затем поменяйтесь ролями.

Здорово, но у нас этот метод тоже пока не работает. Никакие фантики не могут отвлечь мою дочь от закрытой двери, за которой спряталась мама. Приходится привлекать всех имеющихся в наличии родственников, чтобы помыться, а если родственников нет под рукой - то мы ходим в туалет вдвоем, и я отвлекаю ее различными пузырьками и баночками.

3. Исследовательская активность.
Ребенок в этом возрасте лезет везде, куда у него есть хотя бы малейшая возможность пролезть, и хватает все, что можно схватить. Необходимо создать для ребенка максимально безопасную обстановку - с большим количеством интересных предметов и игрушек для отвлечения внимания.

4. Негативизм.
Ребенок начинает проявлять упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе. Психологи советуют в таких случаях использовать положительный пример более старших детей, сверстников или даже кукол и плюшевых игрушек: мы с дочерью долгое время ели только с помощью пупса, причем большая часть еды доставалась именно ему.

5. Истерики.
Причин у истерик может быть множество, но условно их можно поделить на 3группы:

Первая - истерика протеста, реакция на отказ или запрет. Ребенок выражает свои эмоции единственным доступным ему способом - с помощью плача, который будет тем сильнее, чем активнее его протест. Задача родителей - посочувствовать переживаниям ребенка и постараться переключить его внимание на что-то интересное.

Вторая группа - истерики манипулятивные. Чаще всего их используют для привлечения внимания. Если малыш капризничает «просто так», при этом не очень громко, а скорее канючит - видимо, ему скучно. Поговорите с ним, описывая, что вы сейчас делаете, мимо чего проходите и т.д. Постарайтесь отвлечь его от истерики чем-нибудь интересным. Ни в коем случаене поддавайтесь на такие манипуляции, иначе впоследствие ребенок часто будет добиваться желаемого подобным способом.

Третья группа - истерики от усталости. Обычно они бывают незадолго до сончаса или в конце дня, когда ребенок переполнен впечатлениями. Он начинает капризничать, плач становится сильнее и сильнее, кажется, его невозможно успокоить. Вот это как раз совершенно не тот вариант, когда малыша можно оставить наедине со своим состоянием. Прежде всего, успокойтесь сами. Потом можно приступать к успокоению ребенка: отвести его в тихое место, дать попить, покачать на коленях, обнять, прижать к себе. В таких случаях желательно как можно скорее оказаться в знакомой уютной обстановке - дома, в спальне с приглушенным светом и тихой музыкой.

Кризис первого года - очень важная веха на пути развития вашего ребенка. Он - показатель его стремительного взросления, становления как отдельной независимой личности. Разумеется, ему сейчас как никогда нужна ваша помощь. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашу маленькую самостоятельную личность: ведь именно от вашей реакции зависит, сменится ли кризис длительным периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями и прявлениями солнечного, целостного и сильного характера ребенка.