Деление людей на «сов», «жаворонков» и «голубей» известно давно. Но ранних пташек и полуночников достаточно не только среди взрослых, но и среди детей. «Любимое» время для пробуждения можно заметить даже у грудных малышей, которые спят до 20-22 часов в сутки. В 2-3 года ребенка вы с большой долей вероятности уже знаете, какая «птичка» у вас живет. К 6-7 годам его дневные биоритмы определяются окончательно.
Напомним, что «совами» зовут тех, кому комфортно поздно ложиться и поздно вставать, а подъем в 6-7 часов утра не вызывает у них ничего, кроме отвращения и ненависти к будильнику и миру в целом. Их организм не хочет и не может нормально работать с утра, окончательно пробуждаясь только к обеду, а то и вечеру. «Совой» является практически каждый третий человек (30% населения). «Жаворонки» легко подхватываются на рассвете, но к 8-9 часам вечера уже клюют носом. Таких «птичек» около 25%. Лучше всех приходится «голубям» - дневному типу. Их мозг и тело наиболее активны с 10 до 18 часов - как раз во время обычного рабочего дня. И этот тип людей легко приспосабливается к смене режима дня и работы, и, при необходимости, может без проблем жить как по графику «совы», так и по расписанию «жаворонка».
Обычно, не везет «совам»: в детский сад, школу, на работу в большинстве офисов надо вставать рано утром, когда организм отчаянно сопротивляется. И если взрослая «сова» может напрячь силу воли, выпить кофе и отправиться по делам без лишних стенаний, то маленький «совенок», скорее всего, будет выказывать недовольство открыто - капризничать или устраивать истерику.
Облегчить ему жизнь помогут две вещи: соблюдение режима дня и подстройка этого режима под биоритмы ребенка. Если есть возможность, то стоит договориться в садике и приводить чадо в группу немного позже, чем всех остальных детей. Невыспавшийся малыш тяжелее адаптируется к новой обстановке, приходит в садик с плохим самочувствием и настроением и совсем не расположен к общению и умственной деятельности. Школу желательно выбрать ту, где занятия идут во вторую смену - иначе такой ученик будет буквально спать на уроках. И не забывайте «совенка» вовремя отправлять спать, не позволяя перед этим «разгуляться»: ему требуется немного больше времени, чем другим, чтобы выспаться, т.к. он может долго ворочаться в кровати.
Биоритмы влияют и на аппетит ребенка. «Совы» по утрам часто воротят нос от тарелки, зато налегают на ужин, а «жаворонки» - наоборот. Не старайтесь обязательно напичкать ребенка всеми положенными блюдами - лучше прислушайтесь к его самочувствию и скорректируйте меню. От еды, запихнутой в рот против желания, пользы будет мало.
Строим график биоритмов
В течение дня у человека есть периоды, когда энергия идет на подъем или на спад. Чтобы не угадывать, когда ребенку нужно побегать, а когда лучше посидеть на диване и послушать сказку или вообще поспать, можно построить график его биоритмов. Для этого нужно каждые 1-2 часа с утра до вечера измерять у него температуру тела, записывая результат и время, когда были получены показания. Потом, вспоминая школу, нарисовать вертикальную (для градусов) и горизонтальную (для времени) оси координат и отметить на них результаты. Соединив точки пересечения линией, можете любоваться на график активности организма своего чада. Для надежности эксперимент неплохо бы повторить еще несколько раз, и, сравнив итоги, точно узнать дневные биоритмы малыша.
Как «работает» такой график?
Различные реакции в организме, в том числе обмен веществ, замедляются, когда человек нуждается в отдыхе. Из-за этого падает температура тела. Когда же индивид полон энергии, его метаболизм работает «на всех оборотах» и температура повышается. За день колебания температуры могут доходить до 1,3 оС. Следовательно, пик умственной и физической активности совпадает с верхними точками нашего графика. Обычно, таких вершин две: например, с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 18:00. В это время ребенку хорошо дать поиграть на улице или усадить решать сложное упражнение, заданное в школе - он готов к любым подвигам. В период спада стоит уложить его поспать или позволить отдохнуть за спокойными занятиями - все равно, эффективность сейчас снижена, и кроме лишней усталости и раздражения от ребенка сложно будет чего-то добиться. По пикам активности также будет наглядно видно, к виду каких «птиц» принадлежит ваше чадо.
Обратите внимание, что исследование стоит проводить только на здоровом ребенке - при болезни все биоритмы часто сбиваются, да и выстроенный график дневной температуры при простуде заинтересует разве что врача и никак не поможет вам выстроить детский режим.