Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как воспитывают талантливых детей в России

27 октября 2015 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова наградил детей, которые блеснули своим музыкальным талантом. Мы побеседовали с родителями и педагогами одаренных ребят и узнали, какие методы воспитания подходят творческим детям.


Вопрос о том, рождаются дети гениями или становятся ими, интересует многих родителей. Как не упустить талант, какие условия создать для того, чтобы он развился? А может, ребенку нужно просто позволить прожить беззаботное детство и не заставлять часами играть на скрипке или фортепиано? Универсального ответа на эти вопросы никто не знает. Однако родители и педагоги одаренных детей твердят в один голос: «Детей мало просто любить. Детьми нужно заниматься!»

«Многие родители хотят просто отдать ребенка в хорошую школу и в итоге получить гения, – говорит мама Нестора Смышляева, – однако это иллюзия. Когда другие мамы и папы смотрят на моего сына, они даже не догадываются, сколько труда – и его, и моего – стоит за легкостью и красотой его игры. Хотя у Нестора действительно есть уникальный талант – импровизировать. Он никогда не играет одну и ту же мелодию одинаково дважды».

Особенность Нестора заключается еще и в том, что с детства он почти ничего не видит. При этом мальчик умудряется учиться в обычной образовательной школе и занимать призовые места за свою волшебную игру на фортепиано.

Во время загрузки произошла ошибка.

Мама Нестора – Анита Смышляева – охотно рассказала о том, каких трудов стоит успех ее сына: «С самого детства я внушаю Нестору, что он должен стараться больше других, что если обычный ребенок может подсмотреть, если не выучил или не запомнил урок, то ему, Нестору, нужно все запоминать идеально. Когда он был еще совсем маленьким, и мы выходили гулять, я читала ему все, что попадалось нам по пути – даже объявления на автобусной остановке. А сколько было перечитано книг и энциклопедий вслух, часто не по одному разу, я даже не могу посчитать. Сейчас Нестор может заниматься самостоятельно. Он уверенно пользуется компьютером, слушает много аудиокниг. Но когда мы начинали, ничего этого еще не было. Я рассказываю это не с целью похвалить себя или похвастаться сыном. Просто мне очень хочется показать другим мамам, что если ребенок не видит или слабо видит – это не приговор! Это лишь значит, что вам придется гораздо больше трудиться».

Фото: архив семьи Смышляевых

Анита Смышляева трудится не только над успехами сына, но и над собой. Будучи преподавателем иностранных языков, она получила дополнительное образование в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, чтобы помогать сыну в повседневной жизни. Она считает главной ошибкой родителей то, что они жалеют детей, у которых есть проблемы со здоровьем.

«Где бы ни выступал Нестор, в каких конкурсах бы ни участвовал, я всегда прошу членов жюри не подсуживать ему. Сыграл плохо никаких утешительных призов. Но если уж победил, то исключительно благодаря качеству игры, а не потому, что члены жюри пожалели слепого мальчика. Сыну я всегда говорю: «Пока ты маленький, люди могут делать тебе поблажки. Но во взрослой жизни тебе придется стараться втрое больше других, чтобы добиться успеха. Если хочешь играть во всемирно известных оркестрах или стать хорошим композитором, не давай себе никаких поблажек».

У нас есть программа «Услышать Будущего Зов». «Услышать будущее» значит понять, что оно не безгласно, это не что-то далекое и неопределенное, будущее внятно и зовет сегодня, оно требует внимания и справедливости, требует души, ума и такта, оно просит быть особенно внимательными к тем, кто будущее строит – к детям. Представьте себе талант, который зажегся как огонек на небосклоне. Мы стараемся бережно поддержать его. Это значит, что талант должен быть услышанным и уверенным в завтрашнем дне...
Петр Ильич Гулько
Художественный руководитель Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова

Эдуард Григорьев, папа подающего большие надежды виолончелиста Саввы Григорьева, считает, что огромное значение имеет выбор педагога и музыкального инструмента: «Когда у меня спрашивают, не хотел ли Савва бросить музыкальную школу, я всегда смеюсь и отвечаю, что хотел бросить не Савва, а его родители. У нас в семье четверо детей и трое старших занимаются музыкой. Можете представить, что творится в доме, когда одновременно звучат фортепиано и две скрипки? Поверьте, до того, как ребенок научится извлекать из инструмента более-менее приятные звуки, вы будете часами слушать скрипы, всхлипы и ноты невпопад. С другой стороны, то чувство, которое испытываешь, когда твой ребенок выходит на сцену и играет прекрасные сложные произведения мирового масштаба, с лихвой компенсирует все старания».

Фото: архив семьи Григорьевых

«Отказ от скрипки и выбор виолончели в случае с Саввой можно назвать счастливой случайностью, – продолжает Эдуард Григорьев. – Как-то мы, забирая сына из школы, зашли в музыкальный магазин, который находится прямо напротив. Внимание Саввы сразу же привлекла виолончель, и он спросил, что это за диковинный инструмент. Я тогда пошутил и сказал, что это такая большая скрипка – специально для мальчиков. Савва просто загорелся! Он попробовал поиграть, затем стал просить купить... А мы с женой начали искать хорошего педагога, который бы определил, способен ли сын к игре на этом сложном инструменте и взялся обучать. Тут нам повезло еще раз: мы нашли замечательного педагога – профессора МГК им. П.И. Чайковского Гаврыша Игоря Ивановича. Он научил Савву творить чудеса с виолончелью. Лучшего педагога не пожелать!»

Игорь Иванович также поделился с нами своим мнением о природе таланта.

Если посмотреть на одинаково одаренных детей, начинающих играть на разных инструментах, то окажется, что они сталкиваются с неравноценными трудностями в обучении. У пианистов, например, по сравнению со струнниками, нет таких проблем с интонацией, и вообще нет проблем с начальной «виолончельной школой». Поэтому подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. В своем творчестве я стараюсь передать лучшие черты педагогической и исполнительской деятельности своих учителей. Так, у великого Святослава Кнушевицкого, моего учителя, был удивительно теплый, глубокий волнующий виолончельный звук, равному которому до сих пор нет в нашем виолончельном мире.
Игорь Иванович Гаврыш
Профессор МГК им. П.И. Чайковского, народный артист РФ

Выводы из рассказанных историй и высказанных мнений каждый сделает свои, однако в довершение приведем слова самого Владимира Спивакова о том, что «талант не вырастет и не состоится, если у него нет хорошего инструмента». Продолжает эту мысль Петр Ильич Гулько: «Таланту нужно общение, ему нужен диалог с публикой, ему нужно определиться, почувствовать грани своего «Я». Для этого нужны залы с внимательными, добрыми и восторженными сердцами. Вот так, по ступенькам, рождается мастерство и только так может состояться наше будущее. Вот, пожалуй, слагаемые всякого успеха, которого может достичь ребенок».

Также читайте о том, как родить и воспитать гения.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
18
Lidiya Maisterchuk
"Детьми нужно заниматься" Этим всё сказано
СсылкаПожаловаться
ОКСАНА
Талантливый ребенок это прежде всего здоровые гены родителей и любовь а вообще мудрость народная у осинки не родятся апельсинки гены это важно
СсылкаПожаловаться
kekara2@mail.ru
Я знаю откуда берутся талантливые дети!!!!!!!!!!!!!!!!! От наших якобы звезд))))))))))))))) у них все они гении.............у маликова, пухачевой ну конечно валерии, а остальные дети это не гении)))))))))))))))))))))только у нашей элиты))))))))))))))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Елена ПироговаУместность подростковой одежды в зрелом возрасте

Добрый день, дорогие женщины! Сегодня прочитала, что многие, перешагнув уже 30 лет, продолжают одеваться как молодые барышни и пользуются только "детским кремом". Мое мнение-это выглядит смешно) Идет такая матрона с рюкзачком и шапкой с пумпоном. Это выглядит дешево и не женственно. С возрастом гардероб женщины должен становится более дорогим и строгим,также как косметика и салонный уход. И вообще стремление выглядеть как подросток сродни психическому расстройству. А вы как думаете?

280
Аlеx VensЛегко ли быть молодой

Мне, допустим, даже и не сорок пять. Ну сорок восемь, что уж там. Типа ягодка, но уже подмороженна )))) Можно, конечно, при помощи волшебных процедур и кудесников пластики выглядеть лет... ммммм... на десять моложе. Зачем? Вот именно моложе - не краше и совершенней, а моложе? В чём фокус? В чём цель? Я же не стану тридцативосьмилетней: ребёнка не родить, молодого не подцепить всерьёз. Или есть в этом что объективное для пользы жизни? )

248
olesia olesiaВторой язык в школе.

Уважаемые мамочки. У нас вводят второй иностранный язык в школе. У меня дети 9 класс пятый класс второй класс и 4 года. Гимназия. Английский язык 5 раз в неделю. Я просто в панике. Как учить второй язык? Как это получается у вас и ваших детей.

158
НудятинаПлатье на день рождения

Привет, девочки! Через 3 недели у дочки ДР. Есть у меня 3 варианта платьев для нее на праздник. Но вот вышел спор с нашей бабушкой, которая не считает ни один из предложенных мною вариантов достаточно нарядным для детского праздника. И настаивает, что нужно купить большое платье принцессы. Она уже даже вариант присмотрела. Я против.  Как думаете, какое-то из этих платьев подойдет на ДР имениннице или и правда не очень?  1 вариант [img]https://pp.userapi.com/c846123/v846123295/10d091/FIiGbgJrkM4.jpg[/img] 2. вариант [img]https://pp.userapi.com/c849032/v849032713/8a3c7/14AKU9mjTcs.jpg[/img] 3 вариант. Это юбка-пачка и футболка. Мне нравится этот комплект. Но он тоже записан в недостаточно праздничные. Не очень "шикарный" [img]https://pp.userapi.com/c848616/v848616990/33498/PyYjEICC604.jpg[/img]

155
Ирина КрасавинаУтро не задалось.

Ой девочки. Покоцала я сегодня машину((((Муж уехал в командировку и детей сегодня в сад/школу возила сама, ну и возле садика въехала в столбик парковочный(((((вмятина приличная. Обидно жесть, мужу пока не говорила)))Уже придумала пламенную речь (в том числе припомнить испорченные его руками ковер [smile]smile[/smile]ведь лучшая защита - нападение).  Как у вас дела? И еще подскажите заодно какой-нибудь салатик с кукурузой. 

130
--- Солнечный ветер ------ Тем, кто помнит. Солнечный ветер ---

Доброй ночи, девочки. Не было меня тут давно. И причин много. Но не о них сейчас. У меня все уже нормально. Трагедия пережилась, мужа похоронила и мебелью больше заниматься не буду. Не хочу. Иногда рисую, когда очень просят, ну и совет дать могу по большой дружбе, но возвращаться к этому не буду. Дважды в одну воду... Детям рассказала, как есть. Что у папы "болела душа". Он, собственно, и лечился, да вот не помогло... Сейчас я работаю в образовании в диспетчерской должности. Нравится. Получается. Увольняться не планирую. Человек мне хороший встретился. Дети его приняли. Так что живу по-тихоньку. За руль даже села)))), сама от себя не ожидала. Спасибо, что помните и пишите. Очень Вам благодарна!

128
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru