Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как воспитывали благородных девиц

Когда-то императрица Екатерина Великая решила «дать государству образованных женщин, хороших матерей и полезных членов семьи и общества», и с этой целью учредила новый тип образовательных учреждений – институты благородных девиц. Как именно в них воспитывали девочек?


Иллюстрация: Wikimedia Commons

Рисунок фасада Смольного института благородных девиц

В России не раз предпринимались попытки перевоспитать общество, но лишь в 1764 году властью была сформулирована задача создать «новую породу людей». Такие слова мы впервые встречаем в официальном докладе от имени главного советника Екатерины II по делам образования И.И. Бецкого, который много сделал для «воспитания юношества обоего пола». Он же стал инициатором учреждения Императорского Воспитательного Общества благородных девиц – первого и самого престижного в Российской империи института благородных девиц, в будущем получившего название  – Смольный.

Идеи Просвещения

Ни для кого не секрет, что Екатерина II находилась под влиянием идей Просвещения, полагая, что все неурядицы в Российской империи происходят от невежества ее поданных и отсутствия у них должного воспитания. Императрице очень импонировал заимствованный у французов принцип изоляции ребенка от общества в период его обучения. «Преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение» было решено, в частности, при помощи закрытых институтов благородных девиц. В них планировалось вырастить новую прослойку женщин – образованных и благовоспитанных, способных,  в свою очередь, так же воспитать своих детей.

 

Фотобанк Лори

Екатерина II лично навещала институты благородных девиц и проверяла, как они работают

Так в Санкт-Петербурге появился Смольный институт благородных девиц, разместившийся в Воскресенском девичьем Смольном монастыре и вытеснивший оттуда немногочисленных монахинь, – здесь планировалось воспитывать девочек дворянского происхождения. Спустя полгода, опять же по инициативе И.И. Бецкого, при Воспитательном Обществе благородных девиц открылось отделение «для мещанских девиц», позже названное Александровским училищем. Через несколько десятилетий институты благородных девиц были уже в разных городах Российской империи.

Тяжело в учении…

Спартанские условия содержания институток давно уже стали притчей во языцех. С пяти-шести лет девочки попадали в совершенно непривычную для них обстановку, где их изолировали от целого мира и принимались усердно воспитывать. Домашний уют воспитанницы института меняли на казенные стены, материнские тепло и заботу – на строгую дисциплину, ласковые имена и прозвища – на фамилии и даже номера. С родными они виделись нечасто и непродолжительное время, в так называемые «приемные дни», исключительно в присутствии классных дам.

 

Фото: bridgeman/fotodom.ru

Приемный день в Смольном институте благородных девиц

Девочки всюду ходили строем и практически никогда – поодиночке. Они все делали вместе: с утра умывались, одевались и приводили себя в порядок, шли на молитву, ели, спали в огромных спальнях-дортуарах. К слову, в дортуарах всегда было более чем прохладно, одеяла были тонкими, а укрываться разрешалось только по грудь. Подъемы были ранними – около 6 часов утра, порции еды – маленькими, ведь благородным девицам нельзя переедать. Случалось, что девочки страдали от анемии, от недоедания падали в обморок, устраивали «голодные бунты» или употребляли в пищу совершенно несъедобные вещи вроде карандашных грифелей. Но так было не везде. Например, по воспоминаниям выпускниц Харьковского института благородных девиц, «их кормили вкусно и в достаточном количестве».

Обучались девочки по возрастным группам и, в зависимости от принадлежности к одной из них, носили одежду определенного цвета. Как правило, это были старомодные платья скромного фасона, в которых воспитанницы всегда обязаны были выглядеть аккуратно. За неопрятность их могли наказать каким-нибудь унизительным образом: например, с провинившейся девочки могли сорвать передник или приколоть ей на платье незаштопанный чулок. Наказывали воспитанниц и за любые другие промахи, но больше всего девочки боялись лишения возможности общаться с родными в приемные дни. Физические наказания в институтах благородных девиц не практиковались.

 

Фото: Wikimedia Commons

Ученицы Смольного института благородных девиц на уроке танцев

Девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам (французскому, немецкому и итальянскому), арифметике, рисованию, хореографии, музыке и рукоделию. Девушкам постарше преподавали историю, географию и домашнее хозяйство. И все же главная наука, которую должна была постичь каждая благородная девица, заключалась в умении «держать себя» и вести светскую беседу.

Институтские обычаи

Несмотря на все трудности пребывания в казенных стенах для большинства воспитанниц институт становился домом, новой семьей. Авторитет родителей постепенно утрачивался, домашние интересы и привязанности оставались в прошлом, однообразная на первый взгляд институтская жизнь наполнялась новыми смыслами.

Вынужденные сосуществовать рядом с совершенно разными по характеру ровесницами, девочки учились терпению друг к другу и взаимоуважению. Именно здесь, в институте, они знакомились с такими понятиями, как настоящая дружба и чувство товарищества. Здесь же сталкивались с необходимостью найти свое место в социуме. 

А. Н. Энгельгардт, выпускница Елизаветинского института благородных девиц в Москве, пишет в своих мемуарах: «Три силы существовало в институтском мире: красота, хорошее ученье и острый, как бритва, язык. Если ты красива, то институтки станут щадить и баловать тебя; если ты хорошо учишься – станут уважать, а если у тебя острый язык, то будут бояться.
Это интересно!

В институте формировался особый жаргон, передаваемый от старших воспитанниц к младшим. Так, например, девицы, отличавшиеся примерным поведением, назывались «парфетками» (от французкого «parfait» – совершенный), а те, кто не слушались и плохо учились, – «мовешками» (от «mauvaise» – дурной).

Фото: bridgeman/fotodom.ru

Ученицы всегда выглядели скромно и опрятно

Классные дамы и преподаватели не всегда были справедливы к своим подопечным, часто они заводили себе любимиц, которых всячески баловали. Как правило, это не вызывало зависти у остальных, но осложняло жизнь самим фавориткам – их не очень-то жаловали в девичьем коллективе. У многих благородных девиц была излюбленная забава – они массово кого-нибудь «обожали». Объект «обожания» мог быть выбран по велению сердца или определялся жребием, – это не имело большого значения. Ему подбрасывались записочки, посвящали стихи, от его одежды отрезались «на память» пуговицы и так далее. 

«Учителя все подбирались старые, хромые, кривые, на костылях – во избежание соблазна для девиц, а также и для молодых классных дам. Но, несмотря на все эти меры, девицы влюблялись и в хромых, и в слепых, и в истопников, и в священника, и в ламповщика. Они «обожали» даже учениц старшего класса», – пишет об обычаях Елизаветинского института дочь одной из его воспитанниц.
Это интересно!

«Учебниками жизни» для девушек были книги, прежде всего – романы, по которым у них складывались представления о действительности за стенами «монастыря» и с которыми они ассоциировали собственные судьбы в будущем. Почти каждая мечтала оказаться на месте героини романа.

Фото: bridgeman/fotodom.ru

Выпускницы Смольного института благородных девиц

Такие разные воспоминания

Многие выпускницы институтов благородных девиц оставили после себя мемуары о годах юности, проведенных в стенах этих заведений. Одни из самых ярких воспоминаний собраны в книге «На заре жизни», принадлежащей перу бывшей «смолянки» Е.Н. Водовозовой. «Теперь даже трудно себе представить, какую спартанскую жизнь мы вели, как неприветна, неуютна была окружающая нас обстановка», – пишет мемуаристка. Она неустанно подчеркивает низкое качество образования, получаемое институтками, бессердечность классных дам, интеллектуальную неразвитость воспитанниц и прочие недостатки Смольного и ему подобных. Однако существуют и диаметрально противоположные мнения.

Фотобанк Лори

Так выглядит Смольный институт благородных девиц сегодня

«Прелестные воспоминания! Счастливые времена! Приют невинности и мира! Вы были для меня источником самых чистых наслаждений. Благоговею перед вами!» – пишет Г.И. Ржевская (в девичестве Алымова), тоже – выпускница Смольного. «Счастливые годы, проведенные мною в Институте, не изгладятся никогда из моей памяти!» – восклицает А.В. Стерлигова. «Под внешней форменностью институтского строя была полная возможность развиться в характере способной, энергической личности и чувству собственного достоинства, и внутренней самостоятельности. Кроме того, институт развивал уважение к высшим интересам жизни, а не к одним материальным благам, заботы о которых почти исключительно поглощали наше тогдашнее общество», – заключает А. Н. Энгельгардт.

И разные судьбы

Институты благородных девиц воспитали тысячи девушек, судьбы которых складывались совершенно по-разному. Многие выпускницы, имеющие благородное происхождение, получали возможность служить при императорском дворе, становились фрейлинами. Были среди бывших институток и по-настоящему выдающиеся личности, например:

• первая русская женщина-дипломат и тайный агент Дарья (Доротея) Ливен;
• первая воздухоплавательница (рискнувшая подняться в воздух на воздушном шаре) Прасковья Гагарина;
• одна из первых женщин-офицеров русской армии София де Боде;
• политический деятель белого движения, террористка и разведчица Мария Захарченко-Шульц;
• революционер Мария Добролюбова;
• доктор химии Вера Попова.

Большинству же девушек полученное воспитание помогало удачно выйти замуж: образованные и скромные, с безупречными манерами, бывшие институтки пользовались успехом на «брачном рынке». Семейная жизнь, однако, не мешала им реализовывать свои таланты: многие из них состоялись как писательницы, переводчицы и журналистки.

Также читайте о том, как воспитывались крестьянские и купеческие дети.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
237
Natalia Levkina
ну нет...придёт пора и всё встанет на свои места-должны же когда-нибудь люди понять ,что прикатились мы уже не туда.
СсылкаПожаловаться
Валентина Серых
В ответ на комментарий от Natalia Levkina История переписки3
Natalia Levkina
видно не пришла пора
СсылкаПожаловаться
..или -совсем ушла!...и безнадежно...
СсылкаПожаловаться
Natalia Levkina
В ответ на комментарий от Валентина Серых История переписки2
Валентина Серых
У нас в Минске-был подобный опыт, но- продержался недолго...
СсылкаПожаловаться
видно не пришла пора
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Горячие темы
Ольг@-Техника безопасности? Нет, не слышал....

Всем привет. Посмотрим немного картинок на тему безалаберности некоторых взрослых [img]https://content-19.foto.my.mail.ru/mail/ovshevchenko/_deti/i-3080.jpg[/img]

238
СчастливаяПочему все советуют развестись?

Написала я тут недавно тему про раздельный отдых. Больше половины мне написали - надо бежать от такого мужа. Как Вы так живете? Захожу в подобные темы, где девочки пишут про проблемы в семье, как мне кажется решаемые. Вместо утешения начинают опять кошмарить - у него другая, разводись, тебя не уважают! Вот почему так? Из серии  - если тебе сложно в браке, надо разводиться! А вне брака легче? Это неправильно, но статистика показывает, что папы улетают с горизонта и ни денег, ни времени своего ребенку не достается. Женщине сложнее выйти замуж с детьми, когда ей 35-ть. Да, и если девушка в свое время смогла выйти замуж только за такого плохого человека, то почему сейчас когда ей на 10 лет больше и есть дети, ее шансы выйти замуж за любящего, заботливого, щедрого мужчину выше? Вот где логика?

203
ГостьПересадки на борту самолета

Летели рейсом 774 Дубай-Москва. Летели семьёй 4 человека, я, муж и дети, попросили посадить рядом. Дали места 25 АВ и 26 АВ. Без претензий. Сразу после размещения на борту объявилась истеричная «Яжемать», которая начала орать и требовать, чтоб ее посадили рядом с ребёнком, потому что у них места не рядом. Требовать с пассажиров, к бортпроводникам не обращалась вообще и они на эти вопли тоже не обращали никакого внимания. Наш сосед с места 26 С поменялся с ней и она стала сидеть с ребёнком рядом через проход. Этого ей показалось мало и она начала требовать чтобы посадили ещё ближе. Мой муж не выдержав воплей, поменялся с ней и пересел отдельно от нас через проход. Я попыталась донести информацию до неадекватной женщины, что ей надо обратиться к бортпроводнику, чтобы он решил ее вопрос, тем более что свободные места на этом чартерном рейсе были и эта так называемая проблема вообще выеденного яйца не стоила. Она не слушала, орала, оскорбляла...потом, при взлёте, когда я закрыла глаза (очень боюсь летать, поэтому хотела, чтобы муж сидел рядом), стала вынимать из своей сумки какие то тяжелые предметы и кидать их мне прямо на ноги. Видимо, ей показалось мало, что она рассадила мою семью, и решила мстить за что то. Потом стало понятно, зачем это делала. Она начала требовать, чтобы я уступила ей и ее ребёнку свое место у иллюминатора, мотивируя это тем, что мой муж уже сидит через проход. На мой отказ (т к мои дети сидели впереди меня) опять истерика. Полный неадекват, дёргающееся лицо, скривлённые губы, нервный тик...среди пассажирок преклонного возраста рядом нашлись, как всегда, соболезнующие, которые вообще понятия не имеют о правилах провозах пассажиров на воздушных судах и главное для таких - подлить масла в огонь. Короче, я оказалась виновата во всех смертных грехах, уж не понятно за что. Вероятно за то, что просто хотела сидеть своей семьёй на своих законно проплаченных местах. Как итог - мне стало плохо, заболела, закружилась голова, затошнило. Выдержать такой поток злобы, негатива и ненависти просто невозможно, да ещё в течение 5 часов полёта. Попросила бортпроводника померить давление. И только тогда(!) когда я рассказала об этом, они стали решать проблему, и отсадили ее от меня. Заняло это 2 минуты. Почему вы не обратились к бортпроводнику раньше?! А почему я должна обращаться? Это не моя проблема! Вы что, не слышали, не видели, что она там устроила?! Летаю со своим ребёнком 20 лет, в разные страны, от Европы до Азии и Америки, на разных авиакомпаниях. Много раз сидели отдельно друг от друга. Никогда не просила никого пересаживаться, никогда не было никаких проблем и тем более скандалов. Никто никому ничего не должен! Никто не обязан пересаживаться по вашему желанию. Как объяснить это таким вот истеричным и больным «яжматерям»?! Бортпроводники должны решать эти вопросы сами, не пускать на самотёк, не допускать беспричинных скандалов. К слову, сама работаю в турбизнесе на руководящей должности. Приходится разруливать много разных ситуаций, работать с людьми тяжело, но такого безобразия никогда не было. А какое ваше мнение по этому вопросу?

181
Big RolfБез детей намного лучше

Мы с моей женой живём вдвоем. Я хорошо зарабатываю, она держит свой магазин. Объездили пол-мира. Детей нет. И не планируем. Глядя на наших знакомых, у которых по 2-3 ребенка, мы понимаем что нам не нужны эти бесконечные сопли-вопли дома, лишние расходы, лишний головняк. Ведь с ребенком никуда особо не поедешь отдохнуть, а если уж и поедешь, то сами не отдохнем и другим не дадим. В общем, подумайте много раз, перед тем как заводить детей - вы от этого приобретёте что-то, или загубите молодость

172
IriSДушиться ли в школу

Всем привет! Мой ребенок ходит в 6 класс. У нас как-то уже за правило принято утром нанести каплю (один пшик) туалетной воды в область шеи. Люблю когда пахнет парфюмом, а от мужского вообще балдею. Да и сидит он с девочкой, так что марафет наводим по полной. Ему то это пока не особо нужно, но я настаиваю. А сегодня утром мне говорит, что учительница по русскому (не классная) сказала, что в школу нельзя душится, есть дети с эпилепсией и они могут задохнуться от этого. Было сказано не конкретно моему ребенку, а всему классу. Кто у нас еще душится я не знаю. А ваши дети душатся в школу?

164
FishKaЕдет крыша!

Всем привет. Девочки и мальчики. Это капец.  У меня съезжает крыша.  Нет, ребёнок не при чём (бывает и такое!). Но. Я начала постоянно путать время.  Началось всё летом. Записала мелкого ко врачу по инету. Прихожу. Никого нет. И вообще, в этот день приёма нет. Искали-искали запись в справочной - так и не нашли. Вообще никакой. Я стала внимательнее. Опять записываю мелкого. Опять по интенету. Всё проверила 10 раз, вбила себе в календарь. Приходим. Врача нет. Я в справочную. В итоге, мы пришли на 2 часа раньше. У меня истерика уже. Записываюсь по телефону. За 2 месяца. Всё сто раз перепроверила. Хоба - опять на час расхождение (ну тут я думаю, что кто-то мог ошибиться). Но сегодня - это было нечто.  Вчера смотрела расписание на сегодняшний день. В 12 часов у меня приём. Я сто раз посмотрела, что в 12, порадовалась, что так удачно: и после пар удобно, и мелкого удобно забирать. Пришла. Сижу. Просидела полчаса. Выяснилось, что мне не к 12, а к 14. Открываю своё календарь, а там написано: 14. А вчера было 12!!! Вот что это? У меня едет крыша? Шизофрения? Альцгеймер? Мне 34 года, блин! Я понимаю, что мне надо ко врачу. Но такими темпами у меня просто не получится к нему попасть! Что это? У кого-нибудь было? Или у родственников. (Я знаю про то, что это может быть скрытое нежелание идти. Но делать-то что-то с этим надо. Ведь так жить нельзя!) Всем спасибо, кто осилил.

133
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru