Как управлять детским любопытством

Растущий ребенок открывает для себя новый мир путем проб и ошибок. Он с нескрываемым любопытством стремится протестировать новинку. У родителей такое поведение ребенка, естественно, вызывает массу тревог. Иногда, желая уберечь малыша от беды, мама и папа тормозят его развитие.
Аналитический психолог

lori-0005567037-bigwww.jpg
Источник: Migration

«Нельзя!»

С самого маленького возраста у нас возникла проблема: сын, как только видит, что родители от него отвлеклись, в туалет или в ванную, тут же стремится что-нибудь поджечь. Первый раз он украл у мужа зажигалку из кармана и поджег свои болоньевые штаны. Хорошо, что я сразу это увидела и потушила! Каждый раз объясняем, что это опасно, мультфильмы ему обучающие с примерами показывали, но безрезультатно.

Малыш хочет погладить огромную собаку, тянется к чашке с горячим чаем, открывает кухонный шкаф, где лежат ножи, или заглядывает в незакрытый люк. Ухаживая за ребенком, родители начинают панически бояться, что упустят из виду какую-то угрозу, не уберегут своего малыша. Самым простым выходом для тревожащейся мамы было бы запеленать ребенка и навсегда оставить его в коляске. Конечно же, это невозможно.

Тут на помощь маме приходит вездесущее «Нельзя!» при любой его попытке исследовать что-то новое. В сознании малыша кодируется программа, что ему ничего нельзя делать, нужно только тихо сидеть возле мамы. Горячий интерес к жизни, к ее естественнонаучным процессам, со временем подавляется. Природное любопытство ребенка ко всему происходящему – та движущая сила, благодаря которой возникают научные открытия, произведения искусства, и т.д. сходят на нет. Пройдет время, и мама с папой будут сетовать на то, что ребенок ничем не интересуется, бессознательно радуясь этой апатии: раз ничего не хочет, значит никуда не уйдет, не получит травмы.

Что делать? Конечно, есть вещи, которые должны быть под запретом. Ножи – не игрушка для маленького ребенка, а в незакрытый люк можно провалиться. Но «нельзя» нужно объяснять, аргументировать даже несознательному малышу. Расскажите, что машина твердая и железная, что она быстро едет и может очень больно ударить, поэтому выбегать на дорогу не надо. Дайте потрогать кончик ножа, пусть он поймет, насколько он острый и опасный. «Нельзя» должно существовать, но оно не может быть тотальным, ему должны противодействовать различные «можно». Расскажите ребенку, что если собака рычит, то лучше ее не трогать. Но дружелюбного соседского пса гладить разрешается.

«Сейчас помогу!»

Тревога за то, что с ребенком может что-то случиться, может выражаться и в другой форме – желании сделать все за него. Малыш, пробующий самостоятельно натянуть штанишки, просто посмотрел на маму, а она, как супермен, бросается ему на помощь. А ведь ребенок взглянул в сторону мамы просто, чтобы убедиться, что она рядом. «Я не способен справиться с этой задачей сам» – думает ребенок. Постепенно эта мысль становится его девизом. В конце концов, мамина стратегия приведет к тому, что она будет называть эгоизмом: «Он бездельник и лодырь. Совсем не помогает по дому!». У ребенка разовьется чувство апатии – а зачем пытаться что-то делать, если все равно не получится.

Что делать? Находиться рядом и смотреть на то, как малыш пытается что-то делать. Ему хочется действовать самостоятельно, он многому учится в процессе, становится более самостоятельным. Иногда новые навыки и умения его пугают. Тогда он ищет глазами родителей, от которых в данной ситуации требуется эмоциональная, словесная поддержка. Если что-то получается хорошо, малыша нужно похвалить, не помогая. Но если на лице появились слезы, нужно подсказать, что нужно делать, или показать. Правда, потом нужно предоставить малышу шанс попробовать повторить все самостоятельно.

«Хочу все знать!»

У младших дошкольников и школьников появляются свои дела и секреты, о которых они предпочитают не рассказывать родителям, отделываясь коротким: «гуляли с Катей» или «в школе нормально». Родительская тревога нарастает: злые собаки, ножи и открытые люки никуда не делись, а ребенок какую-то часть времени проводит без присмотра, и крикнуть ему «нельзя!» уже не получается. Тогда родители пытаются проконтролировать, допрашивая его друзей, как они проводят время, читая его переписку в социальной сети или личный дневник. Когда дети узнают об этом, их доверие к родителям обычно исчезает.

Что делать? Найти баланс между развитием и безопасностью не так просто. Этому необходимо учиться, учитывая характер и темперамент ребенка. Есть дети, которые осторожны по своей натуре, и опасаются делать что-то новое вообще. Им страшно учиться плавать или ездить на велосипеде. Таких детей желательно подбадривать, говорить, что все у них получится, но не ругать. У других детей – риск в крови. Все новое и неизведанное так и манит их. Воспитывая таких, склонных к экстриму детей, не забывайте находить время на просмотр видео о том, к каким плачевным последствиям может иногда приводить необдуманное поведение. В качестве альтернативного варианта можно предложить записаться в спортивную секцию.