Как прокачать себя в декрете, развивая ребенка: колонка мамы пятерых детей

Преподаватель английского языка, основатель школы Da.school и многодетная мама Анна Данилова рассказала, как занятия с дочерью не дали ей потерять себя в декрете и помогли в борьбе с чувством вины из-за собственной «неидеальности».
Многодетная мама, преподаватель английского языка, основатель школы Da.school, автор курса Playing E
Анна Данилова с мужем и детьми
Анна Данилова с мужем и детьмиИсточник: личный архив

Почему декрет выматывает больше работы

У меня пятеро детей, и до первых родов я совершенно не представляла, от чего в декрете можно уставать. Я привыкла много работать по ночам, и мне казалось, что ребенок просто спит половину дня, и это прекрасное время для того, чтобы прочитать много книг, поработать, заняться собой. Как же я ошибалась!

Я совершенно не представляла, что дочь будет спать по пятнадцать минут на руках или в коляске, если я достаточно быстро везу ее по улице. Что успевать поесть я буду только тогда, когда муж приходит домой, а в остальное время буду довольствоваться заваренным утром чаем.

Огромная и основная трудность декрета заключается в том, что мы полностью выпадаем из привычной жизни.

Еще вчера женщина была успешным сотрудником на каблуках и с прической, принимала участие в решении важных вопросов, получала зарплату... А сегодня она обнаруживает себя с гулькой на голове и в полной изоляции — в лучшем случае медсестра позвонит, чтобы спросить про прививки.

Дальше — больше. Когда ребенок немного подрастает, мы сталкиваемся с еще более серьезной проблемой: мы много чего делаем, постоянно заняты, но не видим никакого ощутимого результата нашего усиленного труда.

Сначала это не очень заметно: когда малыш совсем маленький, мы его кормим, и он хорошо прибавляет в весе. Почти как раньше на работе: сделала большой проект, провела его презентацию — вот вам результат работы.

Но чем старше ребенок, тем чаще нас посещает чувство, что работа, которую мы делаем дома, не приносит никакого результата, и ее никто не замечает.

На пол обратят внимание не тогда, когда он чистый, а когда ты вдруг забыла его помыть. Еду заметят только тогда, когда ты забыла приготовить обед.

Ты вложила в ребенка абсолютно все силы, время, старания, а он катается по полу в магазине и устраивает истерику с воем, потому что у него кризис третьего года жизни, потому что это часть его сепарации. А мимо проходящие люди с ужасом цедят сквозь зубы: «Да уж, дома поди насмотрелся». И так происходит годами...

Не за горами подростковый возраст, когда вообще все, что ты вложила в ребенка, пересматривается и отрицается.

Именно в эти черные дыры уходят твои душевные силы. И именно поэтому мне тяжелее было с одним ребенком, чем с пятью.

Как мы начали играть в английский

Что мне помогло? Развиваться самой и учить своих детей. Нет, речь не идет о том, чтобы не отдавать ребенка в сад и школу и заменить собой образовательную систему. Просто я поняла, какой огромный ресурс мы получаем, когда не просто открываем детям мир, но и сами открываем мир вместе с ними.

С раннего возраста я учу своих детей английскому. Ну то есть не прямо учу, а по десять минут в день играю с ними в английский.

Вчера мы взяли мой пояс и играли в перетягивание — так выучили слово pull («тянуть»). Сегодня будем убирать игрушки и про каждую я буду говорить: «In the box!» («В коробке!»). А пока я буду говорить, дети прекрасно запомнят эти слова — и не надо никаких повторений.

Завтра мы пойдем к ручью в парке и будем играть в игру Sink («утонет») or float («или поплывет»). Бросили камушек — sink, бросили листик — float.

Анна Данилова с дочкой
Анна Данилова с дочкойИсточник: личный архив

Почему маленького ребенка стоить учить иностранному языку

У ребенка в возрасте от года до трех на полную мощность работает механизм естественного восприятия языка, когда он с огромной скоростью осваивает родную речь. И в этот же механизм можно отлично встроить изучение второго языка — мозг сформирует новые нейронные связи и будет только благодарен. Именно так происходит изучение языков у детей-билингвов.

Что важно: маме при этом совершенно не нужно глубокое знание английского, достаточно школьной программы. И в такой «игре в язык» нет ничего сложного. Например, я веду в телефоне список новых слов и фраз, которые мы выучили с малышом. И песенки на английском, которые мы послушали, тоже туда записываю. Каждый день выходит по 1-2 новых слова.

Этот список нужен мне, чтобы периодически повторять эти слова, так ребенок не будет их забывать. А еще такой список — прекрасная психологическая помощь для мамы.

Это лишнее (на самом деле, совсем не лишнее) напоминание о том, что у меня что-то получилось.

Когда вечером, уложив всех спать, я впадаю в чувство вины под названием «плохая мать», я смотрю на этот список слов и думаю, что, на самом деле, я уже очень много сделала. И муж удивляется: «Ничего себе, я в три года и не знал, что есть такой язык, а они вот уже как говорят».

Почему учить в игре намного проще

Не стоит думать, что родители не должны учить и надо передать эту функцию учителям. Да, сажать за парты, вызывать к доске — все это пусть делают в школе. Но как же прекрасно открывать мир со своими детьми: учить их родному и иностранному языку, замечать, когда вода замерзла, а когда снег растаял, считать, сколько пролетов мы проезжаем на лифте до пятого этажа...

В мировой педагогике эта роль называется «образователь» — educator. Учитель учит детей, сидящих за партами, а educator играет с ребенком и через это открывает ему мир.

Скажу честно, я не люблю играть с детьми и играла бы с огромным трудом, если бы не английский. Учить и самой учиться в игре намного проще, потому что в этом процессе есть понятная цель и смысл. Катать машинки по полу тяжело и нудно (простите), а учить с помощью этих же машинок цвета — совсем другое дело.

Я много раз видела, как мама, занимаясь со своим ребенком, не просто вспоминала английский, но и начинала смотреть сериалы, читать книги, сдавать экзамены.

Кто-то вот так незаметно, за декрет, переходил на более высокий уровень языка и возвращался на работу не в состоянии «я после декрета с декретным мозгом», а более прокачанным специалистом. А кто-то сначала учил своего малыша, потом детей своих друзей, а потом понимал, что преподавание может стать новой профессией.

Фото на обложке: личный архив Анны Даниловой

Читайте также: